И ведь не скажешь, что совсем обошлись без Петипа. Нет, классический рисунок истории Дон Кихота на балетной сцене вполне узнаваем.
И Людвиг Минкус (1826 - 1917), удачливый венец, звучит свежо. Его (и Мариуса Петипа!) «Дон Кихот» прогремел так громко в свое время в России, что Минкус за него получил место первого композитора балетной музыки при дирекции Императорских театров. Выше карьеры музыкальной тогда, считай, не было.
В наши дни его ту звездную музыку подсократили и подрезали. И это редкий случай, когда не жаль - все равно получился удивительный, гармоничный и даже звонкий балет - аккуратное фарфоровое чудо в оптике испанца Начо Дуато. На сцене Михайловского театра. Премьера состоялась 14 октября 2022 года.
Чтобы особо ревнивые не волновались, балет переименовали немножко - «Идальго из Ла-Манчи». И все. Сравнивай, критикуй - делай, что захочешь. Сумма (результат) не изменится.
***
А что? Славный балет получился. Современный взгляд на классику жанра, выверенный подход ко всем балетным канонам плюс умеренные хореографические новации. Кружево маститой императорской хореографии дополнили испанским темпераментом, уличным карнавалом и космическими поддержками у солистов.
Кружево, как синоним изысканности, здесь везде. Кружево и в костюмах: роскошные припудренные цвета - бирюза, терракота, лиловый… Ничего не обжигает, все радует глаз. Дорогая пастель. Умиротворяет.
Это был красивый балет. Во всех аспектах. Праздник балетомана.
А какие солисты! Анжелина Воронцова (партия Китерии). Прима. Настоящая. С таким фантастическим размахом ноги! С завораживающе точным фуэте… С характером. Танцевала балетная девушка из Воронежа и на сцене Большого театра (до печально известного скандала в театре с кислотой и прочими разборками). Но это так, к слову и к небольшой интриге. Потому что в балете ее имя самодостаточно, звучит твердо и в «поддержках» не нуждается. Звезда балетная. Мое личное открытие и восторг.
Очень понравился Михаил Баталов (партия тореадора Эспада). Высокий прыжок. С зависанием.
Эрнест Латыпов (партия Басилио) был ровен и хорош. Ожидаемо хорош. Потому что партия обязывающая. Красивая и сквозная, на все три акта.
Оркестр и соло в оркестре звучат безупречно (дирижер: з.а. России Павел Сорокин). Браво!
***
Хореограф. Задумал обновленный (или новый?) балет и подарил нам Начо Дуато (исп. Nacho Duato, Juan Ignacio Duato Barcia). Родился в 1957 году в семье губернатора Валенсии. Впитал в себя достижения modern dance лондонской Школы Мари Рамбер, бежаровской «Мудры», Американской школы танца Элвина Эйли.
Начинал балетную карьеру танцовщиком, в 1983 пробует себя хореографом. Его номер «Огражденный сад» (Jardi Tancat) для Международного хореографического конкурса в Кельне становится призовым. Критики оценили сплав мотивов испанского фламенко и современной балетной пластики.
В 1990 Дуато возвращается в Испанию, возглавляет Национальный театр танца.
Он наотрез отказался там от классики, чтобы дать толчок в развитии собственного национального стиля балетного искусства Испании. Он ставит максимально абстрактные спектакли. Привлекает к себе внимание. Работает по всему миру как хореограф, испанский хореограф, модный.
В январе 2011 Дуато стал худруком балетной трупы Михайловского театра. Дорогое удовольствие смогло себе позволить новое руководство театра. Поставил здесь Дуато 10 балетов – пять оригинальных и пять перенесенных. Это были годы счастья для петербургских зрителей и возрождение славы балетной труппы Михайловского. В театре появились настоящие звезды оперы и балета, свой неповторимый репертуар, свой зритель. И сам театр (не без трудов и фантазий г-на Владимира Абрамовича Кехмана) превратился в дорогую (и удобную для зрителя) шкатулку: от гардероба, через роскошный и правильно организованный буфет, в зрительный зал с комфортными креслами и кондиционерами. Шик, блеск, красота.
…И вот сидят в антрактах за крохотными столиками прекрасные незнакомки (парами и без) с бокалом игристого (и нет) напитка, мечтательно оглядывают обстановку, любуются живыми цветочными композициями, отражаются в зеркалах, вымытых окнах, в стекле люстр… Да, театр это праздник. Этот театр - точно. Здесь о вас думали.
Время между звонками в антракте четко нормировано, бархатный мужской голос предупреждает заранее: «Опоздавшие в зрительный зал допускаться не будут…». И, знаете ли, работает это все ненавязчиво, с обоюдным уважением: зрители в зале, оркестр начинает без задержек (!), капельдинеры милы и предупредительны. Милота. Что ж? Можем-таки. Зело это хорошо.
***
А Идальго? Он был (Марат Шемиунов, премьер Михайловского театра). Длинноногий, тонконогий, весь в дорогом черном. Торжественный. Как в немом кино. Как сон.
Он был на сцене как повод для волшебного рассказа высоким балетным танцем, чтобы напомнить всем нам: «Каждый день случаются чудеса!»
…И, возможно, когда-нибудь, в другой раз, чудной идальго из Ла-Манчи вернется на сцену уже главным героем балета. Родится ли другой хореограф?
<…> «И любовь и вера святы.
Этой верою согреты
Все великие безумцы,
Все пророки и поэты!»
(1887 г. Мережковский)
В общем, друзья, в театр, театр!
Погода располагает (в смысле, ни от чего не отвлекает), в ноябре особенно (мы так и поступили).
Испанская история о вечном рыцаре. Не сдаваться. Мечтать. Наслаждаться каждым днем.
©️ Мила Тонбо 2023