Найти тему
Арт КомодЪ

Идальго из Ла-Манчи - все так же бодр и так же полон сил. Начо Дуато в Петербурге

И ведь не скажешь, что совсем обошлись без Петипа. Нет, классический рисунок истории Дон Кихота на балетной сцене вполне узнаваем. 

Идальго. Скульптура из коллекции музея Каталонского искусства (Барселона). Фото автора
Идальго. Скульптура из коллекции музея Каталонского искусства (Барселона). Фото автора

И Людвиг Минкус (1826 - 1917), удачливый венец, звучит свежо.  Его (и Мариуса Петипа!) «Дон Кихот» прогремел так громко в свое время в России, что Минкус за него получил место первого композитора балетной музыки при дирекции Императорских театров. Выше карьеры музыкальной тогда, считай, не было.

В наши дни его ту звездную музыку подсократили и подрезали. И это редкий случай, когда не жаль - все равно получился удивительный, гармоничный и даже звонкий балет - аккуратное фарфоровое чудо в оптике испанца Начо Дуато. На сцене Михайловского театра. Премьера состоялась 14 октября 2022 года.

Чтобы особо ревнивые не волновались, балет переименовали  немножко - «Идальго из Ла-Манчи». И все. Сравнивай, критикуй - делай, что захочешь. Сумма (результат) не изменится.

***

А что? Славный балет получился. Современный взгляд на классику жанра, выверенный подход ко всем балетным канонам плюс умеренные хореографические новации. Кружево маститой императорской хореографии дополнили испанским темпераментом, уличным карнавалом и космическими поддержками у солистов.

Кружево, как синоним изысканности, здесь везде. Кружево и в костюмах: роскошные припудренные цвета -  бирюза, терракота, лиловый… Ничего не обжигает, все радует глаз. Дорогая пастель. Умиротворяет. 

Сцена из балета «Идальго из Ла-Манчи» (фото с сайта Михайловского театра)
Сцена из балета «Идальго из Ла-Манчи» (фото с сайта Михайловского театра)

Это был красивый балет. Во всех аспектах. Праздник балетомана.

А какие солисты! Анжелина Воронцова (партия Китерии). Прима. Настоящая. С таким фантастическим размахом ноги! С завораживающе точным фуэте… С характером. Танцевала балетная девушка из Воронежа и на сцене Большого театра (до печально известного скандала в театре с кислотой и прочими разборками). Но это так, к слову и к небольшой интриге. Потому что в балете ее имя самодостаточно, звучит твердо и в «поддержках» не нуждается. Звезда балетная. Мое личное открытие и восторг.

Анжелина Воронцова (партия  Китерии). Фото из официальной группы Михайловского театра
Анжелина Воронцова (партия Китерии). Фото из официальной группы Михайловского театра

Очень понравился Михаил Баталов (партия тореадора Эспада). Высокий прыжок. С зависанием.

Эрнест Латыпов (партия Басилио) был ровен и хорош. Ожидаемо хорош. Потому что партия обязывающая. Красивая и сквозная, на все три акта.

Анжелина Воронцова (Китерия) и Эрнест Латыпов (Базилио). Сцена из спектакля «Идальго из Ла-Манчи». Фото  Михайловского театра
Анжелина Воронцова (Китерия) и Эрнест Латыпов (Базилио). Сцена из спектакля «Идальго из Ла-Манчи». Фото Михайловского театра

Анжелина Воронцова (Китерия) и Эрнест Латыпов (Базилио). Сцена из спектакля «Идальго из Ла-Манчи». Фото Михайловского театра
Анжелина Воронцова (Китерия) и Эрнест Латыпов (Базилио). Сцена из спектакля «Идальго из Ла-Манчи». Фото Михайловского театра

Оркестр и соло в оркестре звучат безупречно (дирижер: з.а. России Павел Сорокин). Браво!

***

Хореограф. Задумал обновленный (или новый?) балет и подарил нам Начо Дуато (исп. Nacho Duato, Juan Ignacio Duato Barcia). Родился в 1957 году в семье губернатора Валенсии.  Впитал в себя достижения modern dance лондонской Школы Мари Рамбер, бежаровской «Мудры»,  Американской школы танца Элвина Эйли. 

Хореограф Начо Дуато
Хореограф Начо Дуато

Начинал балетную карьеру танцовщиком, в 1983 пробует себя хореографом. Его номер «Огражденный сад» (Jardi Tancat) для Международного хореографического конкурса в Кельне становится призовым. Критики оценили сплав мотивов испанского фламенко и современной балетной пластики. 

В 1990 Дуато возвращается в Испанию, возглавляет Национальный театр танца. 

Он наотрез отказался там от классики, чтобы дать толчок в развитии собственного национального стиля балетного искусства Испании. Он ставит максимально абстрактные спектакли. Привлекает к себе внимание. Работает по всему миру как хореограф, испанский хореограф, модный.

В январе 2011 Дуато стал худруком балетной трупы Михайловского театра. Дорогое удовольствие смогло себе позволить новое руководство театра.  Поставил здесь Дуато 10 балетов – пять оригинальных и пять перенесенных. Это были годы счастья для петербургских зрителей и возрождение славы балетной труппы Михайловского. В театре появились настоящие звезды оперы и балета, свой неповторимый репертуар, свой зритель. И сам театр (не без трудов и фантазий г-на Владимира Абрамовича Кехмана) превратился в дорогую (и удобную для зрителя) шкатулку: от гардероба, через роскошный и правильно организованный буфет, в зрительный зал с комфортными креслами и кондиционерами. Шик, блеск, красота. 

…И вот сидят в антрактах за крохотными столиками прекрасные незнакомки (парами и без) с бокалом игристого (и нет) напитка, мечтательно оглядывают обстановку, любуются живыми цветочными композициями, отражаются в зеркалах, вымытых окнах, в стекле люстр… Да, театр это праздник. Этот театр - точно. Здесь о вас думали.

Зал Михайловского театра (фото автора)
Зал Михайловского театра (фото автора)

В фойе театра
В фойе театра

Время между звонками в антракте четко нормировано, бархатный мужской голос предупреждает заранее: «Опоздавшие в зрительный зал допускаться не будут…». И, знаете ли, работает это все ненавязчиво, с обоюдным уважением: зрители в зале, оркестр начинает без задержек (!), капельдинеры милы и предупредительны. Милота. Что ж? Можем-таки. Зело это хорошо.

***

А Идальго? Он был (Марат Шемиунов, премьер Михайловского театра). Длинноногий, тонконогий, весь в дорогом черном. Торжественный. Как в немом кино. Как сон.

Он был на сцене как повод для волшебного рассказа высоким балетным танцем, чтобы напомнить всем нам: «Каждый день случаются чудеса!»

…И, возможно, когда-нибудь, в другой раз, чудной идальго из Ла-Манчи вернется на сцену уже главным героем балета. Родится ли другой хореограф?

<…> «И любовь и вера святы.

Этой верою согреты

Все великие безумцы,

Все пророки и поэты!»

(1887 г. Мережковский) 

Финальная сцена из балета «Идальго из Ла-Манча» (фото автора)
Финальная сцена из балета «Идальго из Ла-Манча» (фото автора)

В общем, друзья, в театр, театр!

Погода располагает (в смысле, ни от чего не отвлекает), в ноябре особенно (мы так и поступили).

Испанская история о вечном рыцаре. Не сдаваться. Мечтать. Наслаждаться каждым днем.

©️ Мила Тонбо 2023