Так случилось, что мой рабочий день завершился в Пушкине, на Красносельском шоссе. Моросил мелкий ноябрьский дождик, но впереди манили своей красотой Орловские ворота. Плевать на дождь. Иду на прогулку!
Надо упомянуть, что район, в котором я оказалась, носит название София. Екатерина II, названная при рождении Софией, в 1780 году издала указ «Об учреждении Санкт-петербургской губернии из семи уездов», в котором говорилось, что «…при Селе Царском, по правую сторону новой дороги Новгородской,..., устроить город под названием София». Туда изначально предполагалось поселить жителей дворцовой слободы, но заселялась София в основном купцами, промышленниками, духовенством и военными.
Согласно проекту архитектора Чарльза Камерона, шедшую параллельно ограде дворцового парка улицу предполагалось застроить в едином архитектурном стиле, трехэтажными домами, фасадами к Старому (Екатерининскому) дворцу. Город был разбит на правильные кварталы с площадью в центре, на которой в 1788 году появился каменный Софийский собор (копия Софийского собора в Константинополе) . В 1783 году на Почтовой дороге (ныне Парковой улице) по проекту Джакомо Кваренги был возведен каменный дворец в три этажа для фаворита императрицы А. Д. Ланского. При учреждённом городе появились городничий, магистрат и ратуша.
Но после вступления на престол Павла I строительство Софии затормозилось, жители города начали покидать его. При Александре I двор летом жил в Петергофе или на Елагине, Царское село оказалось заброшеным. в 1808 году София теряет статус города и входит в состав Царского села. В начале XIX века София становится «военным предместьем» Царского Села: на её территории разместились полки Лейб-гвардии Его величества, в честь которых улицы района получили названия: Гусарская, Кирасирская, Стрелковая, Гренадерская и Гвардейская.
Сейчас о прошлом района София напоминают лишь бывшие казармы.
А я нахожусь неподалеку от Орловских ворот около Сергиевской церкви. Храм Сергия Радонежского в Царском Селе появился благодаря 2-му стрелковому батальону. Командир батальона, князь Барятинский, в 1857 году добился создания храма в деревянном здании казармы. Позже церковь была отдана лейб-гвардии стрелковому Его Величества батальону. В походах стрелковый батальон сопровождала походная церковь со складным иконостасом.
В 1889 году храм в очередной и последний раз переехал. Новое каменное здание было построено на Софийском плацу на деньги, выделенные из казны по прошению командира батальона генерал-майора Скаряшина. На освящении церкви прибыла почти вся императорская семья. В 1879 году стараниями офицеров и командира стрелкового Его Величества батальона церковь была освящена в честь преподобного Сергия Радонежского. После 1917 го года церковь закрыли. в 70-е годы здание отдали автошколе. Колокольню снесли, внутри сделали двухэтажное перекрытие, а убранство храма полностью уничтожили. В 2010-2012 годах храм восстановили. 8 октября 2012 года в частично восстановленном храме состоялось первое богослужение. Сейчас храм действует при духовно-просветительском центре царскосельского благочиния. В здании расположен также музей гвардейских стрелковых полков Российской императорской армии.
От церкви я иду вперед, к парку. Справа от меня старое здание Софийского торгового двора, одной из первых построек в этом месте. Там же располагался Царскосельский военный госпиталь. Слева очень приметная Орловская водонапорная башня. В 1887-м году в Царском селе был проложен городской водопровод. Ключевую роль в этой системе сыграли две водонапорные башни, и сегодня украшающие город. Одна из них, Орловская. Она должна была обеспечивать водой Софию. Автором проекта водонапорной башни был архитектор А. Ф. Видов. В башне находился резервуар на 10 тысяч ведер воды. Заполнялся он с помощью паровых насосов из водоприемника, питающегося от Таицкого водовода. Рядом с башней находится небольшой бассейн, облицованный камнем. Возможно, это и есть водоприемник, из которого бралась вода.
Следующая достопримечательность на моем пути это, собственно, Орловские ворота, поманившие меня на прогулку.
Орловские (Гатчинские) ворота были воздвигнуты в 1777– 1782 годах на границе Екатерининского парка, у выезда на дорогу, ведущую в Гатчину, бывшее имение генерал-фельдцейхмейстера Г. Г. Орлова. Автором архитектурного проекта Орловских ворот, утвержденного Екатериной II в 1771 году, является А. Ринальди.
Здесь я захожу в Екатерининский парк. Но сегодня я не пойду к пруду, а пройду Рамповой аллее.
Прямо у ворот меня встречает Башня-Руина. Хороша невероятно, особенно на фоне пожелтевшей природу. Построенное по проекту архитектора Ю. М. Фельтена в 1771 году, это сооружение является своеобразным символом падения Оттоманской Порты, а венчающая ее беседка – одной из первых русских парковых построек в «готическом» стиле.
Внешне Башня руина напоминает ушедшую в землю дорическую колонну, завершенную большой квадратной площадкой с круглым в плане павильоном, стены которого прорезаны стрельчатыми арками. К башне примыкают каменные стены, отчасти скрытые в толще искусственной земляной горы. На замыкающем арку гигантском камне высечена надпись: «На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен 1768 году».
Поверхность стен была искусственно состарена трещинами, имитирующими естественные повреждения, и поверх штукатурки расписана под руководством художника А. И. Бельского. Уже в XVIII веке Башня-руина стала одним из наиболее популярных сооружений царскосельских парков, которое привлекало художников.
Я двигаюсь в сторону дворца. Справа красуются башенки каскадного моста, слева Туфовый мост-плотина. Оба моста сделаны для поддержания уровня воды в Верхних прудах. В начале 1770-х годов в пейзажной части Екатерининского парка были вырыты Верхние пруды, которые сообщались с Большим прудом. Вода, свободно стекавшая в Большой пруд, со временем стала вымывать ложбину. Задачу поддержания постоянного уровня воды в Верхних прудах и предотвращения вымывания почвы решил инженер Иван Кондратьевич Герард, построив систему плотин.
Чуть дальше я сворачиваю налево, к павильону Концертный зал.
В 1780-х годах архитектор Д. Кваренги построил в Екатерининском парке Концертный зал, охарактеризованный им как «зал для музыки с двумя кабинетами и открытым храмом, посвященным богине Церере». Первоначально павильон называли «Храмом Дружбы», но с 1788 года по желанию Екатерины II он стал именоваться «Музыкальным» или «Концертным» залом.
Рядом расположена Кухня-руина, сооруженная Д. Кваренги в 1780-е
Вход в павильон — круглую в плане, усложненную двумя прямоугольными выступами постройку — оформлен в виде ниши, в глубине которой помещена дверь. Криволинейные части фасада между выступами украшены колоннами.
Создавая Кухни-руины Д. Кваренги воспользовался находившимися в его распоряжении фрагментами подлинных античных памятников — мраморными капителями, карнизом и фризом с высеченными гирляндами. В верхней части стен и в промежутках между колоннами установлены шесть гипсовых барельефов, отлитых скульптором К. Альбани и намеренно поврежденных с целью придания им характера глубокой древности, навевающей меланхолические размышления. Имитация разрушенного памятника древности выполнена строителями Кухни-руины с исключительным мастерством: местами обнажена выветрившаяся кирпичная кладка, карниз и штукатурка стен покрыты трещинами. Я не могу налюбоваться этой “развалиной”. Сделала больше двадцати фотографий.
Следующая на моем пути Китайская беседка.
Экзотический павильон, называемый Скрипучей (Китайской) беседкой расположен на границе между пейзажной частью Екатерининского парка и Подкапризовой дорогой, сразу за которой находится Китайская деревня. На крыше беседки есть флюгер в виде китайского знамени, который издает громкий скрип: этим объясняется одно из названий беседки — Скрипучая.
Беседка была сооружена по проекту архитектора Ю. М. Фельтена в 1778–1786 годах.
Недалеко от Китайской беседки расположен павильон «Вечерний зал», строительство которого началось в 1796 году по проекту П. В. Неелова, но завершилось лишь через полтора десятилетия, уже по чертежу Л. Руски.
Я приближаюсь к Екатерининскому дворцу. В 1856 году прилегающую к дворцу часть луга часть пейзажного парка огородили невысокой чугунной решеткой с тремя воротами, и в 1865 году архитектор А. Ф. Видов распланировал здесь по распоряжению Александра II Собственный садик, предназначенный для членов царской семьи и ближайшего к ней круга лиц.
Композиционным центром садика стал большой фонтан с восьмигранным бассейном и высокой вазой, изготовленной из каррарского мрамора на Петергофской гранильной фабрике; вокруг фонтана разбили живописные цветники, проложили извилистые дорожки, установили скульптуры. Тогда же была выстроена Пергола — веранда в итальянском стиле. За ней стоит Кагульский (Румянцевский) обелиск, сооруженный по проекту архитектора А. Ринальди в 1771–1772 годах в честь победы русских войск над турками на реке Кагул.
Сейчас Собственный садик в неприятном виде, фонтан укрыт к зиме, но у меня есть летние фотографии.
Дальше я прохожу под пандусом ко дворцу, и передо мной открывается всем известный открыточный вид . Об этом месте можно говорить бесконечно, но сегодня я просто пройду мимо, к выходу из парка, оставив вам фотографии.
Впереди у меня Певческая башня. Это вторая водонапорная башня царскосельского городского водопровода. Певческая башня снабжала водой основную часть города. Она расположена в Лицейском переулке (прежде он назывался Певческим, с чем и связано название башни). Сама башня не отличается от Орловской, и оборудование для водоснабжения на ней стояло точно такое же. Однако, помимо функции водонапорной башни, Певческая башня являлась еще и электростанцией, поэтому первый этаж у нее заметно больше.
Сейчас в башне расположено несколько ресторанов, а на крыше сделана смотровая площадка, на которую я и поднимаюсь. Прекрасными видами Пушкинских красот с высоты я заканчиваю свой сегодняшний рассказ.
Если вам нравятся мои погулялки, то не жалейте лайков. Очень они мне приятны.
#петербург #санктпетербург #прогулка #попетербургу #пушкин #царскоесело #отдых #красота #рассказ #старыйпетербург #екатерининский #парк #туристу #осеньвцарскомселе