Найти в Дзене
Вестник Судьбы

Протопсихологическое искусство

Всех приветствую.

Понесло меня в алхимию.

Текст нудноватый, но может навеять на мысли.

Про К. Юнга думаю все знают и знакомы с его трудами. Он увидел в алхимии фундаментальный источник , основание и подтверждение своей аналитической психологии бессознательного. Влияние алхимии было очень значимо, что большую часть трудов Юнг прямо или косвенно связал со своими работами. Эта тема, которая его увлекала большего на свете, больше, чем типология, восточная мудрость и прочее.

Казалось, что именно он несет ответственность за возрождение этой отрасли знания .

Философский камень рассматривают, как своего рода метафору психологического развития человека. В классике Юнг выделял 12 основных архетипов и столько же мотивов, которые иы можем проследить в сказках или мифах, в трудах эзотериков - Персона, Кора, Тень, Анима и Анимус, Великая мать и Отец, Трансформация и возрождение. Эти 12 архетипов персонифицируют 12 алхимических операций, которые также соотносятся с 12 знаками Зодиака. Великое Делание алхимии являлось подражанием природных процессов, а 12 месяцев или знаков Зодиака составляют полный годовой цикл , в течении которого природа переходит от рождения к распаду, смерти и новому рождению.

Среди 12 архетипов, выделяют особо три. Архетипы Пуэра, Трикстера и Мудрого Старца, так как именно они связаны с алхимической троицей - Сера, Ртуть и Соль. Это все опять таки связано с Философским камнем.

В 1933 году Юнг упоминает о Таро на своем семинаре - Еще одна область оккультного знания, где появляется образ гермафродита - Таро. Эти карты являются прародителем наших современных игральных карт, где красное и черное противоположности, а разделение на масти принадлежит к символизму индивидуации. Это образы, символы, с которыми играет человек , они образуют разные комбинации и соответствуют игровому развитию событий в истории человечества. Карты Таро архетипические идеи различной природы, которые смешиваются с бессознательным и дают ответы через интуитивное считывание, методом потокового понимания , где видно и прошлое и будущее.

Старшие арканы - это символический текст в виде рисунка, где типичные переживания, жизненный опыт, с которым человек сталкивается на пути к самореализации. Таро - это уникальный инструмент коллективного творчества, универсальная символическая система, способная служить для изучения закономерностей общественного и индивидуального психического развития.

В Таро аркан Дурак связан с архетипом Пуэр ( Божественное дитя) и с ним миф о божественном ниспослании ребенка для просвещения человечества. Образ вечно юного Бога часто встречается в мифах, он отождествлялся с Адонисом, Вишну, Митрой, Осирисом и т.д. самый яркий пример античный Бог Дионис. Бог сил земли и виноделия. Этот Бог, как спустившийся на землю "Дурак", выражает многомерность человеческого потенциала. Это начало, что-то новое. Дурак - это всегда оригинальность, новый разум, оптимизм, удивление, свобода. Новый жизненный этап человека.

Данный архетип связан с первоматерией алхимиков - соль. А алхимии связь вечного дитя с великой матерью мв можем обнаружить через материнскую символику и ее порождения - земля и вода, морская соль и соль земли. В философской алхимии - соль есть космический принцип. Она связана с женской, лунной стороной, со светлой половиной.

Основная миссия Пуэра это детерминированные психического развития фантазирующего и стимулирование вечного движения в развитии, характеристика, которая совпадает с алхимией Соли, это мотив оживления, одушевления и обновления переживаний и опыта.

Следующий архетип - Трикстер, двойник Бога творца, аркан - Маг. Это Бог Меркурий, возмужавший сын, который способен добиваться цели, через собственную силу воли. Маг - вечно экспериментирует, пробует и ошибается, его движет желание познать. Слишком уверенный в себе, хитер, любит публику, и готовый к переменам. Символизм Мага - по жизни наблюдать за жизнью, пробовать, совершенствовать навыки, учиться управлять миром.

Трикстер - демонически- комический дублер хорошего героя, это Гермес, Луг, Хануман, Шива, Тот. При взаимодействии возник образ Гермеса Трисмегиста. Иногда один и тот же герой дублирует свои деяния демиурга жалким подражанием, обманом. Где то это два брата близнеца, противоположные. Первоматерия- ртуть. Она ведет себя одновременно и как метал и как вода, испарение на глазах сравнимо с воплощением духа. Аспект ртути-Меркурия часто проявляется в любом металле, что часто создает путаницу, противоречивость и творческую иррациональность самого бессознательного. Ртуть начинает заливать рекой наши сновидения и включает особое воображение, это хорошо для открытия души. Еще Меркурий обладает андрогинной природой и в мужской психике и проявляется с фемининной стороны, как Анима, а в женской является носителем мужского начала в качестве Анимуса.

Основной миссией Трикстера в алхимическом воображении является пробуждение фантазирующего к действию в случае стагнации, а также деятельность, способствующую формированию гармонии между сознанием и бессознательным. Для обретения баланса между высокой мудростью и простотой обыденного, Трикстер попросту необходим.

Мудрый Старец - это образ смысла и мудрости, как Сера алхимиков, которая представляет Солнце.

Аркан Отшельника олицетворяет Мудрого старца. символизирует человеческую мудрость, в которой происходит переоценка полученного опыта, которая при спокойном состоянии может привести к новым открытиям. Уйдя от суеты и ежедневной рутины, проводя свое время в одиночестве, имея терпение, внимательность к деталям, Отшельник в процесс поиска глубинной истины постигает тайну человечества. Люди и разного рода гуру, старцы не зря уходили в горы, они искали и ищут там ответы внутри себя.

Образ Мудрого Старца также часто просматривается во многих мифах, например древний великан Мимир, Набу, Брахма, Тот. Самый известный нам это Бог Сатурн. Его таже отождествляли с Кроносом, что дало повод интерпретировать его , как неумолимое время, поглощающее то, что породило, или как семя, которое вернется в породившую его землю.

И третий компонет это Сера, Сера, как и меркурий один из синонимов prima materia, она - это дух металлов, вместе с ртутью , другим Духом природы, образующая два принципа и материю металлов, эта таинственнаЯ субстанция предоставила возможность для многих общих рассуждений в алхимии то, что Сера представляет активную субстанцию солнца, на языке психологии - фактор мотива в сознании.

Мудрый Старец - это образ смысла и мудрости, это мужской Дух, духовный учитель, гуру, волшебник, доктор... Это авторитет. Если нам не хватает сил и планирования, самоанализа, то часто такой архетип появляется в образе человека, гнома, карлика. Иногда такого Старца изображали в виде солнца, иногда в виде лекаря, это наш дух, мудрый дух. А в духе есть аспект огня.

С одной стороны он рождает волю, как некий подчиненный сознанию динамизм, но с другой стороны - влечение, невольную мотивацию или импульс, начиная с простого интереса и заканчивая одержимостью в познании сути вещей, что в дальнейшем приводит к разрешению внутренних конфликтов.

Если все три архетипа уложились в человеке и нашли связь, то можно приступить к просмотру их функций - помощники, спасители, дарители, провокаторы (как вывод из тупика). И все это зависит от внутренней потребности бессознательного человека.

Первый этап работы алхимического воображения - это диагностика. Выявление проблемных зон, где одно надо завершить, а другое надо начать. Все это происходит в плероме ( место за пределами пространственно- временных представлений, где гаснут и разрешаются все напряжения противоположностей). Плерома оказывается изначальной данностью, а не достижением. Плерома олицетворяет первоначальные элементы алхимиков, в виде 4 психологических функций (мышление, чувство, интуиция и ощущения).

Наверно на этом достаточно, а то боюсь перегрузить. Если вам интересно из этой темы еще кое-какие моменты, но напишу, есть еще материал.

Если нет, то нет.