Найти тему
В ритме REDMOND

Что такое экосистемы, и зачем они нужны?

Оглавление

Если бы сегодня мы выбирали слово десятилетия, в число лидеров вошла бы “экосистема”. Что это такое, разберем в новой статье.

Что это такое?

Понятие "экосистемы" в маркетинг пришло из биологии, чтобы как-то назвать те бизнесы, которые окружают пользователя в разных жизненных ситуациях.

Как и в природе, они занимают в жизни пользователя свою экологическую нишу: обеспечивают ему еду, развлечения, отдых, жильё, топливо, финансовые продукты и т.д. Несмотря на то, что самому понятию уже больше полувека, активно о нем заговорили лишь в 2010-х с развитием интернет-сервисов.

Существуют два вида экосистем:

  • Вокруг решений. В этом случае компании координируются между собой и предоставляют клиенту общий продукт.
В качестве примера можно привести экосистему Android или iOS. Тысячи разных компаний пользуются правилами Apple или Google для того, чтобы создавать свои приложения и исполнять любые желания клиента.

  • Вокруг транзакций. Они связывают потребителей через общую платформу.
Для примера можно взять экосистему Сбера или Тинькофф.

Некоторые компании сочетают оба подхода. Например, экосистема Алисы объединяет вокруг себя производителей умной техники, а экосистема Яндекс.Плюс включает сервисы, основанные на общих транзакциях: Кинопоиск, Яндекс.Музыку, Яндекс.Go, Яндекс.Еда, Яндекс.Маркет и т.д.

Впрочем, экосистемы могут быть не только в интернете. Перефразируя классика, любая достаточно сложная компания неотличима от экосистемы.

Возьмём для примера транспортные системы Москвы или Петербурга, объединённые картами Тройка и Подорожник. Они отлично подходят под определение экосистемы, только транспортной. Если когда-то для каждого вида транспорта был нужен свой билет, то сейчас одна карта заменяет все, а в последнее время к ним присоединилась ещё и платежная система Мир.

-2

Особенности экосистем

Какими бы экосистемы ни были, их объединяет несколько особенностей:

  • Модульность. Разные сервисы могут разрабатываться независимо друг от друга и становиться единым целым. А дальше клиент сам выбирает, какими сервисами пользоваться.
  • Кастомизация. Продукты в экосистеме совместимы друг с другом: например, в Яндекс.Музыке можно слушать саундтреки из просмотренных фильмов и сериалов.
  • Координация. Таким сложным организмом, как экосистемы, невозможно управлять директивно. Вместо этого разрабатываются единые правила, в рамках которых разные бизнесы, входящие в экосистему, живут.

Зачем они нужны?

Однако запуск экосистемы очень затратное занятие как финансово, так и организационно: для её функционирования нужна мощная CRM-система, а также нужно связать разные компании едиными правилами, едиными денежными потоками, одной стилистикой, объединить разные информационные системы в одну и внедрить единую поддержку.

Почему же тогда всё больше компаний выбирают этот способ организации бизнеса?

Главная причина в том, что экосистемы удобны. Они предоставляют возможность:

  • расширить клиентскую базу компаний-участников за счёт синергии друг с другом;
  • повысить известность дочерних сервисов за счёт головной компании;
  • снизить затраты на маркетинг и рекламу каждого из участников в отдельности.
Для потребителей же такие системы удобны тем, что они могут получить все необходимые услуги и товары в одном месте, не тратя время на поиск различных поставщиков.

Кроме того, благодаря разноплановости компаний, входящих в экосистему, у всех участников есть возможность получать максимум информации о жизни и предпочтениях клиентов. Иногда это даже пугает.

По пути создания экосистемы идем и мы в REDMOND. Ведь наш бизнес не ограничивается разработкой и продажей одного вида техники, с которой мы вышли на рынок.

REDMOND старается закрыть все потребности в малой бытовой технике и мотивирует узнавать новые возможности техники с помощью мобильных приложений. А привлекая партнеров, мы даём дополнительную ценность бренду REDMOND.

Автор статьи: Максим Трусов, руководитель программы лояльности