Если бы сегодня мы выбирали слово десятилетия, в число лидеров вошла бы “экосистема”. Что это такое, разберем в новой статье.
Что это такое?
Понятие "экосистемы" в маркетинг пришло из биологии, чтобы как-то назвать те бизнесы, которые окружают пользователя в разных жизненных ситуациях.
Как и в природе, они занимают в жизни пользователя свою экологическую нишу: обеспечивают ему еду, развлечения, отдых, жильё, топливо, финансовые продукты и т.д. Несмотря на то, что самому понятию уже больше полувека, активно о нем заговорили лишь в 2010-х с развитием интернет-сервисов.
Существуют два вида экосистем:
- Вокруг решений. В этом случае компании координируются между собой и предоставляют клиенту общий продукт.
В качестве примера можно привести экосистему Android или iOS. Тысячи разных компаний пользуются правилами Apple или Google для того, чтобы создавать свои приложения и исполнять любые желания клиента.
- Вокруг транзакций. Они связывают потребителей через общую платформу.
Для примера можно взять экосистему Сбера или Тинькофф.
Некоторые компании сочетают оба подхода. Например, экосистема Алисы объединяет вокруг себя производителей умной техники, а экосистема Яндекс.Плюс включает сервисы, основанные на общих транзакциях: Кинопоиск, Яндекс.Музыку, Яндекс.Go, Яндекс.Еда, Яндекс.Маркет и т.д.
Впрочем, экосистемы могут быть не только в интернете. Перефразируя классика, любая достаточно сложная компания неотличима от экосистемы.
Возьмём для примера транспортные системы Москвы или Петербурга, объединённые картами Тройка и Подорожник. Они отлично подходят под определение экосистемы, только транспортной. Если когда-то для каждого вида транспорта был нужен свой билет, то сейчас одна карта заменяет все, а в последнее время к ним присоединилась ещё и платежная система Мир.
Особенности экосистем
Какими бы экосистемы ни были, их объединяет несколько особенностей:
- Модульность. Разные сервисы могут разрабатываться независимо друг от друга и становиться единым целым. А дальше клиент сам выбирает, какими сервисами пользоваться.
- Кастомизация. Продукты в экосистеме совместимы друг с другом: например, в Яндекс.Музыке можно слушать саундтреки из просмотренных фильмов и сериалов.
- Координация. Таким сложным организмом, как экосистемы, невозможно управлять директивно. Вместо этого разрабатываются единые правила, в рамках которых разные бизнесы, входящие в экосистему, живут.
Зачем они нужны?
Однако запуск экосистемы очень затратное занятие как финансово, так и организационно: для её функционирования нужна мощная CRM-система, а также нужно связать разные компании едиными правилами, едиными денежными потоками, одной стилистикой, объединить разные информационные системы в одну и внедрить единую поддержку.
Почему же тогда всё больше компаний выбирают этот способ организации бизнеса?
Главная причина в том, что экосистемы удобны. Они предоставляют возможность:
- расширить клиентскую базу компаний-участников за счёт синергии друг с другом;
- повысить известность дочерних сервисов за счёт головной компании;
- снизить затраты на маркетинг и рекламу каждого из участников в отдельности.
Для потребителей же такие системы удобны тем, что они могут получить все необходимые услуги и товары в одном месте, не тратя время на поиск различных поставщиков.
Кроме того, благодаря разноплановости компаний, входящих в экосистему, у всех участников есть возможность получать максимум информации о жизни и предпочтениях клиентов. Иногда это даже пугает.
По пути создания экосистемы идем и мы в REDMOND. Ведь наш бизнес не ограничивается разработкой и продажей одного вида техники, с которой мы вышли на рынок.
REDMOND старается закрыть все потребности в малой бытовой технике и мотивирует узнавать новые возможности техники с помощью мобильных приложений. А привлекая партнеров, мы даём дополнительную ценность бренду REDMOND.
Автор статьи: Максим Трусов, руководитель программы лояльности