Найти тему

Кете Кольвиц. Боль и страдания человечества в оттенках черного

Оглавление

Пока весь мир увлекался абстрактным искусством, экспериментировал в жанрах и придумывал новые измы, Кете Кольвиц — немецкая художница — обратилась к графическому искусству, чтобы передать боль и потерю человечности в сложном XX веке.

И как с помощью графики — темной, мрачной и безжизненной — можно повлиять на восприятие действительности и заставить сердце сопереживать чужому горю? Очень просто. Достаточно посмотреть на работы Кете Кольвиц. Графике она отдавала всю свою боль, отчаяние и переживания, которые следовали за ней на протяжении всей жизни. И ей удалось вызвать у публики чувство человечности и способность сопереживать чужому горю.

Почему выбрала графику

Кете Кольвиц родилась в 1867 году в Кёнигсберге, где прожила 24 года. В 1881 году она брала уроки у Рудольфа Мауэра — гравера по меди, а потом поступила в Женскую школу искусств в Мюнхене.

Автопортрет за столом, 1893
Автопортрет за столом, 1893

Во время учебы Кольвиц познакомилась с Максом Клингером, который писал не только живописные работы, но был мастером графики и гравюры. Кольвиц понимает, что графическое искусство ей ближе — она не видела цвет так, как хотела бы воспроизвести на полотне.

Рабочие идут со станции, 1897-1899
Рабочие идут со станции, 1897-1899

В 1891 году Кете Кольвиц выходит замуж за врача Карла Кольвица. Они переезжают в рабочий район Берлина. Там, среди бедных и нуждающихся, среди нищеты, отчаяния и тяжелого труда, Кольвиц начинает создавать графические работы на социальные темы. Пациенты мужа становятся натурщицами, Кольвиц все глубже погружается в социальную тематику и создает работы о том, что не показывают — о сложностях и бедах рабочего класса.

Молящаяся, 1892. Карандаш и тушь
Молящаяся, 1892. Карандаш и тушь
Нет, 1897. Тушь
Нет, 1897. Тушь

Еще будучи студенткой, она часто ходила по родному городу и искала рабочие переулки и матросские кабаки, приходила на гавань и смотрела за работой простых людей — наверно, тогда она еще до конца не понимала, почему ее привлекает именно эта тема.

Интересно, что ее отец, мастер-каменщик очень хотел, чтобы его дочь стала художницей. Когда Кете сообщила о своем замужестве, отец был против — он считал, что замужество и материнство не соединятся с творческими успехами. Нужно отдаваться чему-то одному. Но Кете Кольвиц доказала, что можно гореть не только чем-то одним, а человека хватит и на несколько ролей.

Ее работы — синтез социального реализма и экспрессионизма. Она не обращала внимание на модные авангардные течения, на исследования цвета и света, на всеобщее упрощение и уход от реального представления. Она создает офорты, литографии, гравюры — то, что может без цвета, воздушности и света передать переживания, боль и страдания.

Восстание ткачей

В 1893 году Кете Кольвиц увидела постановку пьесы Герхарта Гауптмана «Ткачи». Это социально-политическая драма, основанная на восстании силезских ткачей в 1844 году. Кете была на премьере постановки в Берлине, и настолько ее впечатлило увиденное, что она создает целый цикл «Восстание ткачей» — история не о пьесе, а о самом восстании. Все это — литографии мелом, пером и кистью.

Нужда
Нужда
Смерть
Смерть
Заговор
Заговор
Марш ткачей
Марш ткачей
Штурм ворот
Штурм ворот
Конец
Конец
Из многих ран вы истекаете кровью, люди. Не вошедшая в цикл работа
Из многих ран вы истекаете кровью, люди. Не вошедшая в цикл работа

Крестьянская война

После цикла «Восстание ткачей» Кольвиц продолжает писать о рабочем классе. То, где она жила — рабочий район, ежедневные приемы больных мужа, разговоры с бедными женщинами о несправедливости мира обозначили ее творческие интересы. Зачем писать о том, что хорошо, если это никак не помогает миру? Кольвиц, конечно, хотела своими работами открыть миру глаза и показать несовершенство иерархии, общественного разделения и отчужденности мира высшего и потребляемого от мира создающего блага. Она изучает историю и ищет подходящие сюжеты.

И вот новый социальный сюжет — крестьянская война в Германии 1524-1525. С 1902 по 1908 Кольвиц создала серию офортов. Странный выбор темы — это было слишком давно, плюс восстание не увенчалось особым успехом — восставшие крестьяне и фермеры не смогли противостоять аристократии. Но это не главное — Кольвиц поражала стойкость и особое единство восставших, их непоколебимость и смелость. Эти офорты — напоминание современному миру и о жестокости, и о сильном духе. О насилии, которого можно избежать, и об отсутствии победителей.

Пахари
Пахари
Насилие
Насилие
Заточка косы
Заточка косы
Вооружение в хранилище
Вооружение в хранилище
Обвинение. Кольвиц, читая материалы о Крестьянской войне, заинтересовалась историей «Черной Анны» — девушки, которая убедила мужчин поднять восстание. На работе как раз она изображена. Наверно, Кольвиц умышленно не стала показывать лицо девушки (оно же неизвестно, да и история из разряда легенд), поэтому смотрящему остается самому додумывать образ «Черной Анны»
Обвинение. Кольвиц, читая материалы о Крестьянской войне, заинтересовалась историей «Черной Анны» — девушки, которая убедила мужчин поднять восстание. На работе как раз она изображена. Наверно, Кольвиц умышленно не стала показывать лицо девушки (оно же неизвестно, да и история из разряда легенд), поэтому смотрящему остается самому додумывать образ «Черной Анны»
Поле битвы
Поле битвы
Заключенные
Заключенные

После выхода цикла «Восстание ткачей» Вильгельм II отказался вручить ей золотую медаль — он сказал, что медали и ордена созданы только для мужчин. Ну и он не особо оценил творчество Кольвиц. Из-за этого отказа Кольвиц становится популярной во всей Германии. А после выхода цикла «Крестьянская война» Кольвиц становится известной всему миру.

Женщины и война. Цикл смерти

Конечно, Кольвиц много и часто писала женщин и матерей с детьми — особая социальная тема, способная как-то повлиять на умы публики. Она писала о том, что люди из буржуазии не представляли для нее никакого интереса, а сама их жизнь слишком педантична и скучна. И до и после смерти сына в 1914 году Кольвиц изображает социальную тематику, только после войны бедных матерей и горестей становится больше.

Безработица, 1909
Безработица, 1909
Женщина с мертвым ребенком, 1903
Женщина с мертвым ребенком, 1903
Смерть и женщина, 1910
Смерть и женщина, 1910
Смерть, женщина и дитя, 1910
Смерть, женщина и дитя, 1910

Стиль исполнения тоже немного меняется — она упрощает работы, исключает мелкие детали, делает акцент на событии или герое. Пробует работать с деревом и создает скульптуры.

«Мне бы хотелось сделать новые офорты так, чтобы все существенное было сильно подчеркнуто, а несущественное почти опущено» — из воспоминаний/писем Кольвиц.

Люди, 1922
Люди, 1922
Матери, 1922
Матери, 1922
Выжившие, 1923
Выжившие, 1923
1922
1922
Вдова I, 1922-1923
Вдова I, 1922-1923

В 1930-х годах Кольвиц создала (на мой взгляд) самый тяжелый и эмоциональный цикл «Смерть». Главные героини — женщины и дети, а мотив (или вдохновение) — постоянная встреча со смертью и невозможность это прекратить.

Женщина отдает себя смерти, 1934
Женщина отдает себя смерти, 1934
Молодая девушка на пороге смерти, 1934
Молодая девушка на пороге смерти, 1934
Смерть хватает детей, 1934
Смерть хватает детей, 1934
Смерть захватывает женщину, 1934
Смерть захватывает женщину, 1934
Смерть на дороге, 1937
Смерть на дороге, 1937
Смерть как друг, 1937
Смерть как друг, 1937
Смерть в воде, 1937
Смерть в воде, 1937
Зов смерти, 1937
Зов смерти, 1937

Пацифизм и желание помочь с помощью искусства. Не только графика

Во время Первой Мировой войны Кольвиц работала помощницей в столовой — кормила бездомных, общалась с женщинами и детьми. Говорят, что даже организовала мини-кружки для детей, где учила их писать.

После окончания войны Кете заняла стойкую позицию «никогда больше» и призывала общественность не поднимать вопли об отмщении и возмездии. Она неизменно выступала за мир. В 1924 году выходят три работы на антимилитаристскую тему — «Голодающие дети Германии», «Хлеб» и «Никогда больше войны».

Голодающие дети Германии
Голодающие дети Германии
Хлеб
Хлеб
Никогда больше войны
Никогда больше войны

Не приписывая себя ни к какой политической партии, Кольвиц оставалась социалисткой и призывала к равенству и улучшению жизни рабочего класса, участвовала в союзе Arbeitsrat für Kunst, цель которого — популяризация искусства среди всего населения, искусства не ради роскоши и для роскоши. В 1919 году Кольвиц назначили профессором Прусской Академии искусства. Кольвиц — первая женщина, занявшая такую должность.

Кроме графических работ, Кольвиц создавала и скульптуры. На основе ее скульптур вырастают целые мемориалы памяти жертвам войны и диктатуры. В центре сюжета — мать, женщина и разрушенная жизнь.

Скорбящие родители, 1914-1932. Немецкое военное кладбище во Владсло
Скорбящие родители, 1914-1932. Немецкое военное кладбище во Владсло
Мать с двумя детьми, 1936
Мать с двумя детьми, 1936
Мать с мертвым сыном, 1937-1939. Увеличенная копия
Мать с мертвым сыном, 1937-1939. Увеличенная копия
Мемориал жертвам войны и диктатуре
Мемориал жертвам войны и диктатуре

С приходом к власти нацистов Кете Кольвиц вынуждена была уйти в отставку, многие ее работы были изъяты из музеев, а некоторые были выставлены на печально известной выставке дегенеративного искусства. После того, как ее дом был подвергнут бомбардировке, Кольвиц переехала в Морицбург, где умерла за несколько дней до окончания Второй мировой войны.

Кете Кольвиц, 1927
Кете Кольвиц, 1927

Смотря на работы Кольвиц, поражаешься, сколько боли и страданий забрала себе маленькая женщина. И как чувственно и эмоционально смогла все это выражать через не живописные работы. И как жаль, что она не увидела окончания того, против чего шла всю жизнь.

Если интересно читать про искусство и культуру — приходите в телеграм.