Пока весь мир увлекался абстрактным искусством, экспериментировал в жанрах и придумывал новые измы, Кете Кольвиц — немецкая художница — обратилась к графическому искусству, чтобы передать боль и потерю человечности в сложном XX веке.
И как с помощью графики — темной, мрачной и безжизненной — можно повлиять на восприятие действительности и заставить сердце сопереживать чужому горю? Очень просто. Достаточно посмотреть на работы Кете Кольвиц. Графике она отдавала всю свою боль, отчаяние и переживания, которые следовали за ней на протяжении всей жизни. И ей удалось вызвать у публики чувство человечности и способность сопереживать чужому горю.
Почему выбрала графику
Кете Кольвиц родилась в 1867 году в Кёнигсберге, где прожила 24 года. В 1881 году она брала уроки у Рудольфа Мауэра — гравера по меди, а потом поступила в Женскую школу искусств в Мюнхене.
Во время учебы Кольвиц познакомилась с Максом Клингером, который писал не только живописные работы, но был мастером графики и гравюры. Кольвиц понимает, что графическое искусство ей ближе — она не видела цвет так, как хотела бы воспроизвести на полотне.
В 1891 году Кете Кольвиц выходит замуж за врача Карла Кольвица. Они переезжают в рабочий район Берлина. Там, среди бедных и нуждающихся, среди нищеты, отчаяния и тяжелого труда, Кольвиц начинает создавать графические работы на социальные темы. Пациенты мужа становятся натурщицами, Кольвиц все глубже погружается в социальную тематику и создает работы о том, что не показывают — о сложностях и бедах рабочего класса.
Еще будучи студенткой, она часто ходила по родному городу и искала рабочие переулки и матросские кабаки, приходила на гавань и смотрела за работой простых людей — наверно, тогда она еще до конца не понимала, почему ее привлекает именно эта тема.
Интересно, что ее отец, мастер-каменщик очень хотел, чтобы его дочь стала художницей. Когда Кете сообщила о своем замужестве, отец был против — он считал, что замужество и материнство не соединятся с творческими успехами. Нужно отдаваться чему-то одному. Но Кете Кольвиц доказала, что можно гореть не только чем-то одним, а человека хватит и на несколько ролей.
Ее работы — синтез социального реализма и экспрессионизма. Она не обращала внимание на модные авангардные течения, на исследования цвета и света, на всеобщее упрощение и уход от реального представления. Она создает офорты, литографии, гравюры — то, что может без цвета, воздушности и света передать переживания, боль и страдания.
Восстание ткачей
В 1893 году Кете Кольвиц увидела постановку пьесы Герхарта Гауптмана «Ткачи». Это социально-политическая драма, основанная на восстании силезских ткачей в 1844 году. Кете была на премьере постановки в Берлине, и настолько ее впечатлило увиденное, что она создает целый цикл «Восстание ткачей» — история не о пьесе, а о самом восстании. Все это — литографии мелом, пером и кистью.
Крестьянская война
После цикла «Восстание ткачей» Кольвиц продолжает писать о рабочем классе. То, где она жила — рабочий район, ежедневные приемы больных мужа, разговоры с бедными женщинами о несправедливости мира обозначили ее творческие интересы. Зачем писать о том, что хорошо, если это никак не помогает миру? Кольвиц, конечно, хотела своими работами открыть миру глаза и показать несовершенство иерархии, общественного разделения и отчужденности мира высшего и потребляемого от мира создающего блага. Она изучает историю и ищет подходящие сюжеты.
И вот новый социальный сюжет — крестьянская война в Германии 1524-1525. С 1902 по 1908 Кольвиц создала серию офортов. Странный выбор темы — это было слишком давно, плюс восстание не увенчалось особым успехом — восставшие крестьяне и фермеры не смогли противостоять аристократии. Но это не главное — Кольвиц поражала стойкость и особое единство восставших, их непоколебимость и смелость. Эти офорты — напоминание современному миру и о жестокости, и о сильном духе. О насилии, которого можно избежать, и об отсутствии победителей.
После выхода цикла «Восстание ткачей» Вильгельм II отказался вручить ей золотую медаль — он сказал, что медали и ордена созданы только для мужчин. Ну и он не особо оценил творчество Кольвиц. Из-за этого отказа Кольвиц становится популярной во всей Германии. А после выхода цикла «Крестьянская война» Кольвиц становится известной всему миру.
Женщины и война. Цикл смерти
Конечно, Кольвиц много и часто писала женщин и матерей с детьми — особая социальная тема, способная как-то повлиять на умы публики. Она писала о том, что люди из буржуазии не представляли для нее никакого интереса, а сама их жизнь слишком педантична и скучна. И до и после смерти сына в 1914 году Кольвиц изображает социальную тематику, только после войны бедных матерей и горестей становится больше.
Стиль исполнения тоже немного меняется — она упрощает работы, исключает мелкие детали, делает акцент на событии или герое. Пробует работать с деревом и создает скульптуры.
«Мне бы хотелось сделать новые офорты так, чтобы все существенное было сильно подчеркнуто, а несущественное почти опущено» — из воспоминаний/писем Кольвиц.
В 1930-х годах Кольвиц создала (на мой взгляд) самый тяжелый и эмоциональный цикл «Смерть». Главные героини — женщины и дети, а мотив (или вдохновение) — постоянная встреча со смертью и невозможность это прекратить.
Пацифизм и желание помочь с помощью искусства. Не только графика
Во время Первой Мировой войны Кольвиц работала помощницей в столовой — кормила бездомных, общалась с женщинами и детьми. Говорят, что даже организовала мини-кружки для детей, где учила их писать.
После окончания войны Кете заняла стойкую позицию «никогда больше» и призывала общественность не поднимать вопли об отмщении и возмездии. Она неизменно выступала за мир. В 1924 году выходят три работы на антимилитаристскую тему — «Голодающие дети Германии», «Хлеб» и «Никогда больше войны».
Не приписывая себя ни к какой политической партии, Кольвиц оставалась социалисткой и призывала к равенству и улучшению жизни рабочего класса, участвовала в союзе Arbeitsrat für Kunst, цель которого — популяризация искусства среди всего населения, искусства не ради роскоши и для роскоши. В 1919 году Кольвиц назначили профессором Прусской Академии искусства. Кольвиц — первая женщина, занявшая такую должность.
Кроме графических работ, Кольвиц создавала и скульптуры. На основе ее скульптур вырастают целые мемориалы памяти жертвам войны и диктатуры. В центре сюжета — мать, женщина и разрушенная жизнь.
С приходом к власти нацистов Кете Кольвиц вынуждена была уйти в отставку, многие ее работы были изъяты из музеев, а некоторые были выставлены на печально известной выставке дегенеративного искусства. После того, как ее дом был подвергнут бомбардировке, Кольвиц переехала в Морицбург, где умерла за несколько дней до окончания Второй мировой войны.
Смотря на работы Кольвиц, поражаешься, сколько боли и страданий забрала себе маленькая женщина. И как чувственно и эмоционально смогла все это выражать через не живописные работы. И как жаль, что она не увидела окончания того, против чего шла всю жизнь.
Если интересно читать про искусство и культуру — приходите в телеграм.