Найти тему

Яркие имена дизайна. Настоящий итальянец Этторе Соттсасс

Один из главных трендов сезона - яркий стиль Мэмфис. Эта тенеденция называется по имени итальянской студии дизайна 80-х годов. Основал же эту студию великий и легендарный Этторе Соттсасс. Из творчества этой постмодернистской группы вырос весь итальянский дизайн. Маэстро работал в разных техниках, но неизменно делал вещи яркие и чувственные (сейчас их выпускают в массовом производстве).

Патриарх итальянского дизайна родился в Инсбруке в семье известного архитектора-функционалиста Этторе Соттсасса-старшего. Этторе закончил Туринский технический университет по специальности архитектура и основал своб студию, которая впрочем не была поначалу успешной.

Меланхолично-загадочный маэстро в мастерской
Меланхолично-загадочный маэстро в мастерской

Спустя десять лет после окончания, в 1959 году он, живя уже в Милане, наконец подписал более-менее удачный контракт и стал разрабатывать дизайн офисного оборудования, пишущих машинок и мебели. Активно сочетая яркие цвета, простые геометрические формы и игровую стилистику, Этторе перевел офисное оборудование в сферу поп-культуры. Одним из самых известных предметов, придуманных Соттсассом в то время, стала красная пластиковая портативная пишущая машинка Valentine. Выпущенная в 1969 году, она превратилась в модный аксессуар, который хотели иметь буквально все модные барышни Милана.

-3

Этторе Соттсасс основал Memphis Group в Милане 11 декабря 1980 года,[17] после песни Боба Дилана "Stuck Inside of Mobile with the Memphis Blues Again", сыгранной на одном из знаковых концертов группы. Группа "Мемфис" была создана в качестве реакции против существующего положения вещей. Соттсасс сосредоточил мышление группы вокруг "радикального, забавного и возмутительного" — по сути, игнорируя то, что считалось "хорошим вкусом" в то время. Их работы вдохновлялись ар-деко, цветовой палитрой поп-арта и китчем 1950-х годов. Группа была активна с 1981 по 1988 год.

Книжные полки
Книжные полки

  • Я стараюсь быть как можно более глупым в отношении своей профессии, а это значит, что я стараюсь просматривать как можно меньше журналов о дизайне. Этторе Соттсасс

Соттсасс также разработал свой собственный принт. Это был рисунок с закорючками, также известный как бактерио-принт. Для создания рисунка Соттсасс вдохновился текстурой поверхности и формой буддийского храма в Мадурае, Индия, затем он превратил эту деталь в закорючки, которые назвал Бактерио. Этот рисунок затем использовался в дизайне мебели в качестве шпона и текстиля.

Знаменитая текстура
Знаменитая текстура
Вазы, керамика
Вазы, керамика
Кресло
Кресло
Вазы Цветы Шивы
Вазы Цветы Шивы

  • Будьте терпеливы, спокойны, сострадательны. Знайте, что существование мимолетно... Этторе Соттсасс

Вообще стиль Этторе, стиль Мэмфис - это игра. Игра форм, фактур, немного насмешливая, ироничная, веселая и легкая. Сам Этторе говорил что нельзя жить только в таком стиле - это тоже самое что постоянно есть одни пирожные...

В последущем Соттсас организовал свою студию дизайна и архитектуры Sottsass Associati – она работает до сих пор и сотрудничает в том числе с Apple, NTT, Philips и Siemens. Sottsass Associati стала для дизайнера возможностью вернуться к тому, с чего он начинал, к архитектуре. Сложившийся богатый опыт в сфере дизайна позволил Соттсассу взглянуть на проектирование зданий по-новому. Архитектор сосредоточился на создании архитектуры, которая должна заботиться о людях, быть функциональной и. в тоже время милой, забавной, приятной.

Дома по проекту Этторе
Дома по проекту Этторе
-10

Будоражить, вызывать яркие эмоции (лучше отрицательные, чем никакие!) – вот цель архитектуры Соттсасса. Друг мастера, Ханс Холяйн, говорил о нем, как о «волшебнике, без которого жизнь была бы бесцветной», но он не гнался за цветом как таковым, он пытался проиллюстрировать таким образом самих людей, своих заказчиков, ведь, по большому счету, человеческие эмоции всегда были для Этторе Соттсасса первоочередными.

-11

Помимо масштабных архитектурных проектов, Соттсасс до конца своей жизни в 2007 году продолжал делать предметы. Работал с металлом, стеклом, керамикой, делал мебель и ювелирные предметы.

Книжные полки
Книжные полки

  • Украшение может быть душевным состоянием, необычным восприятием, ритуальным шепотом. Этторе Соттсасс

Колье Эйфория
Колье Эйфория
Колье Армани по мотивам Соттсасса
Колье Армани по мотивам Соттсасса

Стеклянная игрушка  Этторе Соттсасса для выставки в Венеции
Стеклянная игрушка Этторе Соттсасса для выставки в Венеции
Ваза Шива
Ваза Шива

Многие специалисты критиковали стиль Мэмфис и говорили, что это просто тенденция, которая долго не продлится. Эти нетрадиционные идеи были спорными, но теперь получили широкое признание и высокую оценку. Работы Этторе Сотсасса продолжают оказывать влияние во всем мире, их можно увидеть в Институте искусств Чикаго, Музее дизайна в Лондоне, Музее современного искусства в Нью-Йорке и многих других.

Как-то, отвечая на вопрос, как он хотел бы умереть, мастер ответил: «Во сне». Даже это у него получилось.

  • Важно понимать, что все, что мы делаем или разрабатываем, имеет иконографические ссылки, оно происходит откуда-то; любая форма всегда метафорична, никогда не является полностью метафизической; это никогда не «судьба» но всегда факт с какой-то исторической ссылкой. Положить объект на базу означает монументализировать его, чтобы все знали, что он существует. Этторе Соттсасс

-17

-18

-19