Найти тему
АЙНАНЕТ: история и мифы

Как прививалась Российская империя,или почему оспу уважали?

Первые удачные опыты прививания коровьей оспы по новому методу Дженнера случились в Российской империи в 1801 году, воспитанникам Московского воспитательного дома. Воспитательные дома потом станут центрами вакцинации:туда могли прийти все желающие за прививкой.

Затем вакцинация стала распространяться по империи, встречая сопротивление. Подключена была пропаганда: агитация, пропаганда врачами, священниками. Указ Синода 1804 года предлагал священникам распространять в народе правильный взгляд на прививание коровьей оспы и развеивать существующие в некоторых местностях против нее предрассудки

В церкви по окончании литургии объявляли имена выздоровевших после вакцинации, наставляли, что прививочная оспа предохранительна и полезна, а натуральная смертоносна.

Издавались руководства, брошюры, а для народа -  наглядные картинки с сопроводительным текстом:

Агитационная картинка, начало XIX века
Агитационная картинка, начало XIX века

Спасибо,  добрых я послушала людей

Коровьей оспою спасла моих детей. 

Наносной оспою сплошь дети умирают:

В коровьей резвятся и кубари гоняют.

Спасет господь господ,

Которые народ

От гибели спасают.

Агитационная картинка: слева рябая крестьянка от оспы, справа здоровая
Агитационная картинка: слева рябая крестьянка от оспы, справа здоровая

Несмотря на агитацию, оспопрививание было в состоянии «весьма плохом», как пишет в диссертации по истории оспы в 1867 И.Веревкин.

Во-первых, отношение к оспе было особое.

Болезнь,как и многие другие, у славян была персонифицирована: ее представляли в виде некого существа, принимающего вид человека.  То как молодую девушку, то безобразную женщину с воловьими пузырям вместо глаз, а на языке яд — кого облизнет, тот и заболеет. Могла принять вид лягушки, птица, свиньи, или трех сестер — это сближает представления об оспе с лихорадками.

-4

Страх сочетался с уважением, оспе давали личные имена-отчества (Оспа Ивановна), причиной ее появления считали непочитание (!) болезни, наряду с появлением от ветра.

Ее не прогоняли и не ругали так, как холеру и чуму. А наоборот, просили прощения у недуга: Прости меня, оспица, прости, Афанасьевна, чем перед тобою согрубила.

Оспа натуральная — называлась божественной, а прививаемая - мужицкой. Потому ли, что ставить вакцину мог любой, кто получит свидетельство?  К «своей» оспе относились со страхом, но и с уважением, переживали, пока она уйдёт, не боролись.

-5

С началом Отечественной войны внимание ушло на нее, и вакцинация стала продвигаться ещё медленнее. Вклад сделало Вольное экономическое общество: учредив награды священникам и врачам, распространяя книги по оспопрививанию.

Несмотря на все усилия, эпидемии продолжались. И не стоит винить в этом лишь предубеждение народа.

Не было закона об обязательном оспопрививании, хромала организация. Не проверялось, как проходит оспопрививание, а данные, предоставляемые в Министерство внутренних дел, были далеки от реальности. Из-за нехватки медицинских кадров оспопрививателями назначались совершенно далекие от медицины люди.

Как вы думаете, что всё-таки было решающим фактором из этих двух?

Подписывайтесь на блог историка и читайте другие интересные статьи на моем канале:

Статья о русалках в народных представлениях