Первые удачные опыты прививания коровьей оспы по новому методу Дженнера случились в Российской империи в 1801 году, воспитанникам Московского воспитательного дома. Воспитательные дома потом станут центрами вакцинации:туда могли прийти все желающие за прививкой.
Затем вакцинация стала распространяться по империи, встречая сопротивление. Подключена была пропаганда: агитация, пропаганда врачами, священниками. Указ Синода 1804 года предлагал священникам распространять в народе правильный взгляд на прививание коровьей оспы и развеивать существующие в некоторых местностях против нее предрассудки
В церкви по окончании литургии объявляли имена выздоровевших после вакцинации, наставляли, что прививочная оспа предохранительна и полезна, а натуральная смертоносна.
Издавались руководства, брошюры, а для народа - наглядные картинки с сопроводительным текстом:
Спасибо, добрых я послушала людей
Коровьей оспою спасла моих детей.
Наносной оспою сплошь дети умирают:
В коровьей резвятся и кубари гоняют.
Спасет господь господ,
Которые народ
От гибели спасают.
Несмотря на агитацию, оспопрививание было в состоянии «весьма плохом», как пишет в диссертации по истории оспы в 1867 И.Веревкин.
Во-первых, отношение к оспе было особое.
Болезнь,как и многие другие, у славян была персонифицирована: ее представляли в виде некого существа, принимающего вид человека. То как молодую девушку, то безобразную женщину с воловьими пузырям вместо глаз, а на языке яд — кого облизнет, тот и заболеет. Могла принять вид лягушки, птица, свиньи, или трех сестер — это сближает представления об оспе с лихорадками.
Страх сочетался с уважением, оспе давали личные имена-отчества (Оспа Ивановна), причиной ее появления считали непочитание (!) болезни, наряду с появлением от ветра.
Ее не прогоняли и не ругали так, как холеру и чуму. А наоборот, просили прощения у недуга: Прости меня, оспица, прости, Афанасьевна, чем перед тобою согрубила.
Оспа натуральная — называлась божественной, а прививаемая - мужицкой. Потому ли, что ставить вакцину мог любой, кто получит свидетельство? К «своей» оспе относились со страхом, но и с уважением, переживали, пока она уйдёт, не боролись.
С началом Отечественной войны внимание ушло на нее, и вакцинация стала продвигаться ещё медленнее. Вклад сделало Вольное экономическое общество: учредив награды священникам и врачам, распространяя книги по оспопрививанию.
Несмотря на все усилия, эпидемии продолжались. И не стоит винить в этом лишь предубеждение народа.
Не было закона об обязательном оспопрививании, хромала организация. Не проверялось, как проходит оспопрививание, а данные, предоставляемые в Министерство внутренних дел, были далеки от реальности. Из-за нехватки медицинских кадров оспопрививателями назначались совершенно далекие от медицины люди.
Как вы думаете, что всё-таки было решающим фактором из этих двух?
Подписывайтесь на блог историка и читайте другие интересные статьи на моем канале:
Статья о русалках в народных представлениях