В XVIII веке Крым оказался между двух огней. Противостояние Российской и Турецкой империй в регионе сделало полуостров сферой интересов двух крупнейших государств. Стало понятно – Крымское ханство должно было принять чью-то сторону. В том, что этой стороной стала Россия, большая роль принадлежала последнему крымскому хану – Шагин-Гирею.
Из династии Чингизидов
Шагин был из рода Гиреев династии Чингизидов. Он сильно выделялся среди многочисленных султанов из рода Гиреев, находящихся при дворе крымского хана. Он родился в 1745 году в Адрианополе, или Эдирне, на территории Османской империи, где его отец имел родовые владения. Шагин рано потерял отца, и его взял под опеку дядя, крымский султан Керим-Гирей. Первоначально он получил традиционное для молодых султанов образование, но вскоре его мать решила покинуть Крым и, взяв сына, уехала в Грецию, где поселилась в Салониках.
Юный Шагин, обладающий от природы любознательностью и восприимчивым умом, смог получить европейское образование. К тому же, ему довелось пожить и в Венеции. Помимо турецкого, он хорошо знал греческий и итальянский языки, изучал точные и естественные науки, западно-европейскую культуру, перенял европейские манеры. Он восхищался достижениями Петра I и мечтал о переменах для своего народа.
В 1768 году дядя, Керим-Гирей Шагин, вызвал его в Крым и определил сераскиром, то есть главнокомандующим, в ногайскую орду. В том же году Турция, надеясь вернуть Крым и левый берег Дуная, начала с Россией новую войну, которая закончилась победой Российской империи. Крым был объявлен независимым, на ханский престол в 1771 году взошел Сахиб II Гирей, а Шагин-Гирей стал калгой, то есть, вторым после хана лицом в государстве.
И здесь перед Шагин-Гиреем остро встал вопрос выбора: встать ли на сторону более близкой по менталитету и религиозным взглядам, но слабеющей Портой, или примкнуть к чуждой, но набирающей стремительно силу Россией. Европейские образование и взгляды перевесили – Шагин выбирает Россию.
Посольство в Россию и подарки императрицы
В ноябре 1771 года кортеж Шагин-Гирея прибыл в Петербург. Он был молод, красив, прекрасно образован и умен. Екатерина IIоценила любезность, образованность и манеры крымского посланника. В своих письмах Вольтеру она писала:
«У нас здесь в настоящее время паша султан, брат независимого хана крымского; это молодой человек 25 лет, умный и желающий себя образовать...
Это самый любезный татарин: он хорош собою, умен, образован не по-татарски, пишет стихи, хочет все видеть и все знать. Все полюбили его...»
Да, все действительно полюбили его, принимали в свете, где он был в центре внимания. Молодой крымский посланник, оказавшись в центре цивилизации, ощущал себя настоящим европейцем, посещал приемы, балы, театры, бывал на парадах и осматривал достопримечательности. Возможности чувствовать себя на высоте были: его содержание было увеличено вдвое, после встречи с Екатериной ему вручили наличными 10 000 руб., платья, шубы, а также подарок от Екатерины – перстень с алмазом и табакерку.
Шагин был окрылен таким приемом, и уже видел себя Великим Крымским ханом. Но чуть было сам все не испортил.
Деньги имеют свойство заканчиваться, и вскоре Шагин решил заложить подарки императрицы, что и сделал, получив за них от армянского купца Лазарева 8500 рублей. О сделке и таком неуважительном отношении к подаркам императрицы вскоре узнал граф Никита Иванович Панин, отвечавший за внешнюю политику русского государства. Он понимал, что императрице такой поступок татарского посланника не понравится, и чтобы избежать скандала, он сам выкупил перстень и вернул его Шагину – вроде как, ничего и не было.
Екатерина, столь очарованная в начале крымским посланником, вскоре охладела к нему – возможно, узнала о его поступке с перстнем. Тем не менее, тот прожил в Петербурге почти год, а по возвращении в Крым стал там проводником российского влияния.
Крымский хан и европейские реформы
В 1776 году Шагин-Гирей при помощи России сначала становится ханом кубанских ногайцев, а в следующем году, при поддержке ногайцев и русских, он становится крымским ханом. Шагин-Гирей решил превратить Крым в мощную черноморскую державу и активно начал внедрять реформы на европейский манер, игнорируя татарские традиции.
Шагин ввел новую систему административного управления, чем ограничил власть олигархов. Он провел финансовую реформу и ввел новые налоги, чтобы пополнить казну. Он ввел воинскую повинность и приступил к созданию регулярной армии, обучение в которой осуществлялось по европейскому образцу, создал полк ханской гвардии.
Он перенес ханский дворец из Бахчисарая в Кафу (сейчас Феодосия), где его оформили на европейский манер. Также в Кафе были построены литейный и пороховой заводы, монетный двор, был модернизирован порт – Шагин-Гирей хотел сделать из Кафы не только столицу, но и центр промышленности.
Новаторские реформы хана и неприятие жителями Крыма европейского образа жизни привели к недовольствам. В народе говорили о нем:
«Платье, изысканная речь на нескольких языках, ездит не верхом, как все султаны прежде, а в специально выписанной карете, ест за парадным столом, сервированным по-европейски…».
Крымские восстания и отречение
В конце 1780 года начались волнения, подогреваемые турками. Был разграблен Бахчисарайский дворец и убит визирь. Восстания татарских мятежников хан, воспитанный в европейских обычаях, жестоко подавлял. В это время в Евпатории высаживается со своими отрядами турецкий эмиссар Селим-Гирей. Мятежники принимают его сторону и собираются возвести на престол. Для усмирения бунта в Крым входят русские войска под командованием А.В. Суворова.
Получив поддержку от могучего соседа, Шагин-Гирей продолжает свои реформы, внедряя на полуострове европейские нормы жизни и порядки. Это по-прежнему вызывало неприятие у подданных, и в 1782 году вспыхнуло новое восстание, в котором участвовали и родственники хана. Царевич Халим-Гирей собрал 3-тысячный отряд, а на ханский трон решено было посадить Бахадыр-Гирея, старшего брата Шахина.
И опять были введены русские войска, и опять Шагин-Гирея восстановили на троне. И опять он принялся за прежнее – казнить неугодных. Но он понимал, что не сможет при помощи русских солдат долго оставаться у власти. И в России понимали, что не смогут долго поддерживать у власти человека, непопулярного у населения.
К тому времени благодаря проводимой Потемкиным в Крыму деятельности многие из представителей местного населения стали склоняться на сторону России, а не Турции. Направляемый Потемкиным, в конце февраля 1783 года Шагин-Гирей отрекся от престола со словами, что он
«не хочет быть ханом такого коварного народа».
Предложение об отречении хану было озвучено делегацией крымско-татарской знати, которой Потемкин очень щедро заплатил.
А в июле того же года на вершине скалы Ак-Кая Григорий Потемкин принял от татарской знати, духовенства и представителей разных слоев населения присягу на верность Российскому государству.
Дальнейшая судьба последнего крымского хана
Бывший Крымский хан сначала жил в Херсоне, затем на Таманском полуострове. Потом его решено было отправить подальше от Крымского полуострова, и в мае 1784 года он, со своей свитой и гаремом, отбыл на фрегате Черноморского флота «Святой Николай». Сначала его доставили в Таганрог, оттуда в Воронеж, затем в Калугу.
В Калуге последнего крымского хана Шагин-Гирея поселили в загородном двухэтажном деревянном особняке. Жил хан уединенно, но при этом постоянно нуждался в деньгах, хотя пенсия ему была начислена немалая – 200 000 руб. в год. Он начал вести тайную переписку с оставшимися в Бахчисарае приближенными, и эта переписка была перехвачена людьми Потемкина, который к хану относился с презрением.
Хан очень обиделся, что его поймали с поличным, и решил, что в Турции ему будет лучше. Он начал просить у Екатерины разрешение на отъезд. Та не стала его удерживать.
К тому же выяснилось, что хан только в Калуге наделал долго более чем на 130 тысяч рублей. Он не в состоянии сам был расплатиться, и предлагал взамен свои вещи и векселя.
«Радушный» прием в Турции
В январе 1787 года бывший хан покинул Россию и прибыл в Стамбул. Турецкий султан Абул-Хамид встретил его очень любезно и отправил подальше от русской зимы – на остров Родос. Не вовремя Шагин-Гирей покинул Россию. В августе того же года началась очередная Русско-турецкая война, и на всякий случай, по приказу султана Абул-Хамида, потомка Чингисхана задушили шелковым шнуром.
В 5-томном издании «Исламские государства и династии», изданном в Анкаре, о Шагин-Гирее сказано очень коротко:
«Шагин-Гирей хан - четвертый сын Ахмед-Гирея, 49-й правитель Крымского ханства, пораженный и изумленный Европой и Россией знаменитый щеголь. Изменник Родины, казнен на острове Родос, достоин презрения».
Другие статьи по теме: