Белозерская икона XVIII века «Страшный суд» давно пребывает в музее-заповеднике Кириллова. В стенах местной темперной мастерской не один десяток лет стремятся придать реликвиям разных столетий первозданный вид. В 1940-х годах в мастерскую поступила икона храма Преображения из Белозерска.
Изображение захлёбывалось в слоях олифы, утратив часть красочного слоя и левкаса. На поверхности иконы обнаружили поспешно приклеенные заплатки, которыми пытались компенсировать утраты. Неубедительные попытки скрыть ветшание выдали предположение о том, что в прошлом столетии не нашлось компетентного мастера. Процесс полноценной реставрации начался в последний год, и сегодня приближается к заключительному этапу.
Реставраторы того времени вспоминают, что щит основы был разрушен, а само полотно растрескалось, не оставив следов от характерных для иконописи ярких красок. Многие детали работы не поддавались взору невооружённым глазом. На срок восстановления повлияли габариты иконы высотой более чем в 2 метра.
За последний десяток лет мастера уберегли от следов ветоши свыше 80 произведений иконописцев. Икона «Страшный суд» за годы пребывания в здании реставрационной мастерской утратила въевшуюся грязь, обрела чёткие очертания форм и насыщенность цветов. Вслед за паволокой и левкасом мастер надёжно зафиксировал красочный слой. Мастера-реставраторы подмечают, что работы ушедших веков легче поддаются восстановлению благодаря тому, что иконописцы прошлого не позволяли себе уходить от канонов, используя чуждые краски.
Скоро «Страшный суд» окажется в фонде древнерусского изобразительного искусства в Вологодской башне заповедника. Поддерживать икону в сохранности планируют не без помощи современных технологий. Освещение и влажность, температуры и металлические крепления на стеллажах призваны помочь сделать плоды усилий оправданными на годы.