Первым нам показали великолепный храм Григория Неокесарийского в районе Якиманка.
Рассказали интересную историю о том, как Василий Второй Темный, откупившись от татарского плена, построил этот храм, поначалу деревянный, исполняя обет. Князь поклялся в случае возвращения домой построить храм на том месте, с которого увидит Москву.
В 17 веке при царе Алексее Михайловиче возвели каменное здание. Настоятель церкви уговорил царя дать деньги на постройку.
Проектировали церковь архитекторы Карл Губа и Василий Кузнечик, а изразцы делал Степан Полубес, который работал также в Коломенском, Новом Иерусалиме. Сам он был белорус (точнее, литовские земли отошли России, и многие белорусы-мастера приехали в Россию.) Белорусы знали секрет полихромных изразцов («павлинье око»), которые делались из порошка на основе цинка.
На крестах купола храма изображена корона. По легенде, в этом храме венчался с женой царь Алексей Михайлович, а также крестили его сына Петра. В советское время храм закрыли, хотели снести, но историки отстояли.
Дальше мы посмотрели довольно скромный храм Успения Пресвятой Богородицы в Казачьей слободе (ул. Большая Полянка). В 17 веке там жили казаки, а до них – ямщики, это была окраина города. Храм простой архитектуры в стиле барокко, одноглавый, восьмерик на четверике. Построен в 1695-1697 гг. Рядом пристроен желтый дом – трапезная и колокольня, на деньги вдовы генерала-майора Позднякова в 1797 году.
Храм казачий, туда до сих пор ходят казаки, и даже священник-настоятель из казаков. Там находится икона Седмиезерская богоматерь, известная с 16 века. Когда в Казани была чума, богородица явилась в видении одной из верующих и приказала принести икону. После крестного хода с иконой чума прекратилась. В храме хранится список этой чудотворной иконы. Всего же здание насчитывает три придела, посвященные разным иконам Богородицы.
Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь, чтобы не пропустить новые статьи о Замоскворечье!