Найти тему

СЛУХИ О СМЕРТИ ИДЕОЛОГИИ ЧРЕЗМЕРНО ПРЕУВЕЛИЧЕНЫ

Евразийское пространство: экономика, право, общество. 2021. № 4. С.51-55

Аннотация: До настоящего времени слово «идеология» не имеет однозначного, всеми признанного определения несмотря на то, что часто используется практически при любой политической дискуссии. Предлагаемое определение идеологии позволяет сделать определенные уточнения смысла идеологии, выделять некоторые виды идеологии, что также позволяет анализировать практику применения и использования идеологии, ее связи с властью, политикой и экономической наукой. Одновременно выделяются некоторые причины отсутствие новой идеологии. Предлагается новое понятие – освоенная идеология как часть менталитета каждого.

Ключевые слова: идеология, определение, наука, политика, власть, менталитет, структура.

Annotation: Until now, the word "ideology" does not have an unambiguous, universally recognized definition, despite the fact that it is often used in almost any political discussion. The proposed definition of ideology makes it possible to make certain clarifications of the meaning of ideology, to single out certain types of ideology, which also makes it possible to analyze the practice of applying and using ideology. At the same time, some reasons are highlighted for the absence of a new ideology, its connection with power, politics and economic science. A new concept is proposed - the mastered ideology as part of the mentality of everyone.

Keywords: ideology, definition, science, politics, power, mentality, structure.

08.00.01 – Экономическая теория (экономические науки)

08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности) (экономические науки)

В современных условиях России ощущается серьезный идеологический кризис, когда прежние идеологии перестали соответствовать, как реалиям современного мира, так и национальным задачам.

Известный в свое время француз де Траси [Антуан-Луи-Клод Дестют, граф де Траси (фр. Antoine-Louis-Claude Destutt, comte de Tracy, (1754–1836) — французский философ, экономист, политический и общественный деятель, лидер движения «идеологов»] стремился к созданию науки, объединяющей теорию познания, логику и теорию знаковых систем, которая являлась бы научной методологией. Эту науку он предложил назвать идеологией, то есть наукой об идеях и ввел этот термин в научный оборот. Соответственно, идеология по де Траси в современном переводе – теория познания, научная методология.

Учение об идеях — это лишь дословный перевод с греческого языка слова «идеология». Если де Траси в одном слове (понятии) старался объединить сразу три современных науки, то следует отметить, что ему не удалось разработать его точное и четкое определение.

К сожалению, отсутствие единства воззрений на современное общество весьма показательно, что резко затрудняет анализ происходящих событий из-за отсутствия теории развития общества, а нераскрытая суть идеологии затрудняет преодоление опасностей развития общества. Соответственно раскрытие сути идеологии способно существенно облегчить достижение намечаемых обществом целей.

Общество быстро забыло об исторических корнях слова «идеология», а необозримая многозначность понятия и те изменения, которые претерпело значение этого понятия, требуют «разжевывания» смысла слова.

Чтобы полностью и окончательно разобраться с идеологией, следует начинать с традиционного – ее определения. Например, в работе У. Дж Сэмюелса указывается: «Дать определение идеологии - уже трудная задача. В литературе имеется множество разноречивых сменяющих друг друга определений; определение идеологии зависит, в частности, от того, насколько сильно и в каком отношении оно способствует или препятствует достижению целей данного исследования». [2.665.]

Как представляется, наиболее точным и соответствующим сущности определением является следующее: идеология – пропаганда и защита таких отношений между людьми, а также действие в соответствии с ними, которые для данной группы людей, сообществ, наций народов, государств являются наиболее ценными, «правильными» на конкретный исторический период. [3.278.]

На основе приводимого определения легко сделать дальнейшие шаги по определению смысла (сущности) идеологии.

Если идеология – пропаганда и защита таких отношений между людьми, которые для данной группы людей, сообществ, наций народов, государств являются наиболее ценными, то любая определенная идеология прежде всего набор (выбор) тех отношений, которые для данной группы людей, сообществ, наций народов, государств являются ценностным выбором, выбором «общечеловеческих» ценностей, систему «общечеловеческих» ценностей.

Для теоретического анализа оставим в стороне методы выбора «общечеловеческих» ценностей, чтобы не искать в этом потоке так называемые «абсолютные» ценности, которых не существует, и поклоняться относительным ценностям, как абсолютным. Главное принять и понять идеологию как систему выбранных, желанных, желаемых группой людей, сообществ, наций народов, государств отношений между людьми, которые становятся целью, которую следует достичь.

Идеологическими оказываются объективные, реально существующие общественные отношения с глубокими историческим корнями, обеспечивающие явления протекающей жизни.

Таким образом, идеология — это отражение конкретного существующего общества через призму выделяемых обществом ценностей и по своему содержанию (структуре) функционирует как система выбранных для данной идеологии значений (ценностей) – отношений между людьми.

Система выбранных, желанных, желаемых группой людей, сообществами, нациями народами, государствами отношений, став целью, становится основой для программы их достижения, основой деятельности по преобразованию общества.

В результате идеология — это представления группы людей, страт, элит, наций и т. д. о том, какие общественные отношения между ними, составляющие общественный порядок, оптимальны, какие отношения требуется сохранять, а какие уже требуют пересмотра. Она способствует закреплению или устранению существующих общественных отношений.

Одновременно идеология – это теоретическое осознание существования структуры отношений определенного общества и программа его изменений к «лучшему». Но идеология, как господствующая система представлений и ориентаций людей, задана предшествующими конкретными структурами и сложившейся исторической ситуацией.

Новая идеология есть определенная совокупность представлений, вызванная, чаще всего, новой идеей и, которая выражает интересы классов, групп, элит, всего общества, объясняет сквозь призму этих интересов реальность и содержит директивы (программы) для их действия (поведения)

и выражает их отношение к миру сквозь призму идей, которые соответствуют наиболее актуальным общественным интересам тех или иных групп и/или общества в целом.

В целом под идеологией понимается любой системный взгляд на развитие экономики и общества, объединяющий определенную идею или теорию и совокупность желаемых общественных отношений, тесно связанных с ней.

Цель любой идеологии – формирование образа «светлого будущего», которое является желанным для определенной группы, страты, элиты и т. д. и которые они стремятся достичь, что является механизмом координации крат­косрочных и долгосрочных приоритетов.

При этом идеология не является нейтральной системой выбранных общественных отношений как ориентиров, но в любом случае легко обнаруживается процессуальная природа создания идеологии, а также ее способность сохранять революционный характер идеала.

Задача идеологии – сплочение народа, граждан, «широких масс трудящихся» на реализацию поставленной цели, достижение (построение) «светлого будущего».

Цель идеологического воздействия универсальна и состоит в формировании у членов общества представлений, устойчивых типов восприятия, ценностных ориентаций и соответствующего поведения, что одновременно ставит проблему «эффективности идеологии», или возможности давления на массовое и индивидуальное сознание.

Одновременно следует указать, что идеология - вариант усеченного знания. Система выбранных, желанных, желаемых группой людей, сообществ, наций народов, государств отношений не является системой всех общественных отношений между людьми, тем более, что она еще не разработана.

У идеологии как таковой нет истории, но по своей сущности идеологии не могут быть нейтральными и равнодушными по отношению к изменениям в обществе. В результате определенная идеология (буржуазная, пролетарская и пр.) всегда неизбежно привязана к конкретному месту и времени.

Каждая идеология спокойно может возникнуть и исчезнуть вместе с условиями, ее породившими. Соответственно следует спокойно анализировать этапы жизненного цикла любой идеологии. Для необходимого анализа требуется лишь вычленить основные пункты (определяющие отношения между людьми), составляющие суть конкретной идеологии.

Исходным пунктом возникновения каждой идеологии, ее ядром, основанием является новая научная идея, чаще всего, экономическая, которая затрагивает интересы многих и которая направлена в будущее, получает реальное наполнение, детализацию, воплощение, «упаковку» в зависимости от цели великой идеи, так как затрагивает множество отношений между людьми.

Идеология не является застывшим образованием, ее существование – это процесс впитывания новых идей и представлений, выражающих проект желанного общественного устройства, которое следует построить.

Все существующие идеологии не являются жестко изолированными, «чистыми». Каждая из них так или иначе в определенном объеме впитывает части идеологий других групп, страт, классов, элит, партий, религий и т. д. и не может быть сформирована без заимствований многих положений других идеологий, т. е. разные идеологии относительно свободно перетекают друг в друга, заимствуют «чужие» элементы.

Любые новые идеи более отчетливо выражают интересы определенных групп общества чем ранее существовавшие. Разные теории отличаются также и тем, что несут в себе разные идеологии, так как отражают интересы разных групп, страт, элит и т. д.

Любая формируемая идеология может обладать разной степенью завершенности, но содержит изображение действительности, «исправленное» в интересах определенных групп, страт, элит и т. д. в т. ч. всего общества. Любая новая идеология – это создаваемый проект по поддержанию и реконструкции общественной структуры, если в ее основе находится теория, которая является учением, вызывающим к жизни определенную политическую и экономическую практику.

Примером может служить идеология марксизма, которая возникла на основе новых положений трудовой теории, дополненными программой по преобразованию обществами методами, которые являлись передовыми для общественной науки того времени. Органическая живучесть марксизма обусловлена неопровержимостью его теоретических положений, которые в современной терминологии экономической науки могут быть изложены иначе, без использования слова «эксплуатация», хотя методы политической борьбы очень сильно изменились.

Процесс формирования новой идеологии можно интерпретировать как перестройку научного поля под влиянием политической практики. В результате любая идеология более сложна, чем простая идея (теория) и выражает свое понимание всех ценностных ориентиров, каждый из которых тоже отнюдь не однозначен. Ведь идеология - плод рассудочного интеллекта, и адресована рассудку.

Любая вновь возникающая идеология в принципе всегда революционна, ведет к возникновению движений, которые способны воздействовать на общественное сознание, она создает ориентационный и мобилизационный потенциал, который в итоге при имеющихся условиях выливается в политические движения и дает возможность политикам, провозгласившим определенную идеологию явить себя в качестве эпохального движения.

Любая идеология внутренне противоречива, поскольку изначально предполагает, что смысл идеи, которая заложена в основу идеологии одновременно бесконечен за счет ее наполнения содержанием других идеологий.

Разработанная идеология сразу обретает функцию — наделять смыслом действие групп людей, сообществ, наций народов, государств, стран в пределах своей цели и как продукт теории, чаще всего, экономической, создает фундамент экономической практики, хозяйственной жизни групп людей, сообществ, наций народов, государств, стран.

Из-за существования в обществе «разношерстных» групп, страт, элит, классов и т. д., имеющих собственную идеологию, в обществе одновременно могут существовать совершенно разные идеологии, т. е. их множество.

Некоторые идеологии, сформированные небольшими группами, могут иметь лишь форму устной договоренности между участниками, некоторые идеологии, сформированные партиями, общественными движениями и т. д., чаще всего, представлены соответствующими программами.

Исторический путь всех зрелых идеологий заключался в том, что, обретая основу как выразительницы определенных интересов различных групп, они впоследствии становились открытыми для интересов всех.

Отличительные признаки идеологии с совершенной очевидностью характеризуют ее как в высшей степени специфический феномен среди всего того, что составляет область убеждений, имеющих силу веры.

Главное различие идеологии и религии в том, что идеологии сформированы на желательных отношениях только между людьми, а религия в себя включает отношения не только между «простыми» людьми, но и отношениями людей и бога (богов). Отсюда конфликт идеологий и религиозных противоборств, что находятся у истоков их развития.

Понятие идеологии обычно не используется в смысле негативной оценки и не предполагает наличие сознательной политической лжи; ее назначение указать на направление в будущее, неминуемо возникающее в определенной исторической ситуации.

Конечно, также существует понятие идеологии в значении «лжи» и «обмана», однако под эту категорию подпадает лишь те идеологии, которые направленно создаются для политической демагогии.

Политика, став выражением интересов крупного капитала, сделала двойную мораль своим нравственным критерием при оценках взаимоотношений между различными группами, элитами, стратами, классами, нациями, государствами. Идеология в этом случае формируется из дву­смысленных слов, тавтологий, эвфемизмов, терминов, не имеющих четких определений и базируется на многозначности словосоче­таний.

Если изначально идеология – не преднамеренная ложь, то развитие общества неизбежно привело к созданию идеологий, заранее ориентированных и рассчитанных лишь на всплеск эмоций и чувств. Всем памятен лозунг – голосуй сердцем!

В идеологии фиксируется претензия группы, страты, элиты, класса на теоретическую основу (научность) своего видения будущего и в силу этого на всеобщую обязательность будущего для всех остальных членов общества и, соответственно претензия на политическую власть данной группы, страты, элиты или класса в общественной жизни.

Важно учитывать, что политика способна использовать идеологию в качестве орудия и что политика не является только борьбой за власть, но обретает свое фундаментальное значение лишь тогда, когда она связывает себя с идеологией, имеющей свои цели.

Любая группа, создавшая собственную идеологию, мыслит себя в качестве политической власти, а политическая власть, полученная (захваченная) определенной группой, стратой, элитой и т. д. находит в идеологии основание для своей легитимизации.

Поэтому идеологию и определяют как господствующую идеологию, если власть в обществе оказывается в руках конкретной группы, страты, элиты, класса. Если все сопутствующие и существующие идеологии в результате политической борьбы уничтожаются, то господствующая идеология становится тоталитарной.

Любая власть должна опираться в своей политике на соответствующую идеологическую базу, а для смены идеологий используется простая методология: старые взгляды объявляются абсурдными, устаревшими или безумием по сравнению с новыми, которые насаждаются, называясь «прогрессивными».

Реальная, осуществляемая (проводимая) идеология, которой следует государство, оказывается совокупностью идеологических представлений тех групп, страт, элит, партий и т. д., которые в состоянии контролировать государство и бюрократию, т. е. группы, доминирующие в обществе, имеют множество рычагов для превращения своей идеологии в идеологию государства, государственную, т. е. господствующую идеологию.

Тезис о том, что идеология господствующего класса есть господствующая идеология, неправильно понимать так, что в общественном сознании не присутствуют мысли и идеологии других. Из-за различных объемов политической власти разных групп роль их идеологий как ориентиров для выработки государственной политики весьма различна. Одновременно идеология группы, страты, элиты, партии и т. д., которые не являются господствующими в какой-либо сфере, не может оказывать существенного влияния на государственную политику.

Формируемая государством идеология полностью отражает идеологию группы, страта, элиты, класса и т. д. которые управляют государством и одновременно должна быть мессианской.

В то же время государство – самостоятельный субъект, прекрасный и могучий инструмент в чьих-то руках, поэтому государство также проводит собственную идеологию.

Идеология может быть общественной или государственной, национальной она становиться, когда будущее формируется на основе положений и взглядов конкретной нации, т. е. является националистической.

Главным субъектом реализации идеологического проекта для страны является государство. Только оно может конструировать общественное пространство в соответствии с контурами создаваемого проекта или блокировать его реализацию.

Идеология, формируемая государством, должна отвечать достаточно жестким требованиям и решает жизненно важную для любого общества задачу. С одной стороны, она должна соответствовать ожида­ниям большей части населения (членов общества), содержанию его менталитета, с другой — требованиям условий сплочению общества и обеспечение воспроизводства через формулирование общих целей, нравственных, духовных, культурных оснований для интеграции общества, на борьбу с идеологиями, существующими внутри отдельных групп, страт, элит, классов, угрожающей необратимой дезорганизацией и катастрофой для существования государства.

Иначе говоря, задача создаваемой государственной идеологии заключается в максимальном объединении «частных» идеологий для интеграции общества и массового сознания

Государственная идеология создается (может быть создана) специализированной группой идеологов, кото­рые преследуют единственную цель — создание единой, общей основы интеграции общества для воспроизводства общества. А слабость любого государства в господстве демагогии, которая излагается как идеология.

Для смены государственной идеологии важна политическая воля, которую способна проявить власть, или группа, партия, которые способны захватить власть в государстве.

Освоенная идеология — это система (совокупность) отношений людей в обществе в выбранной ими идеологии, которые осознаются и оцениваются как их собственные отношения к окружающей действительности.

Освоенная, воспринятая населением идеология, прежде всего, представляет собой часть менталитета каждого и определяет их внутренний настрой. Причина в том, что в идеологии заключается лишь часть общественных отношений

Наиболее подходящее состояние при выборе отношений между людьми конкретным человеком – свобода, при которой не имеется предзаданной ориентации и не суживает круг того, что является общественно обязующим.

Кроме того, обыденное знание повседневной жизни с самого начала во многих отношениях основано на догмах, которые уже существуют в обществе, являясь основной базой набора жизненно важных отношений конкретного человека.

Идеологии пользуются доверчивостью человека к сформированным представлениям для того, чтобы занять сферу воображаемого человека «правдивыми» образами реальности, что делает опасной всякую идеологию из-за того, что она заставляет человека подчиниться по собственному выбору чужим представлениям о том, какие возможны варианты будущего.

Каждый волен по-своему достигать блаженства, но, если бы не было идеологических моти­вов, то люди делали выбор с ориентацией только на удовлетворение своих личных крат­косрочных интересов.

Существующая принадлежность каждого к определенной группе обусловлена не только потому, что каждый заявляет о своей принадлежности к ней через свою лояльность и верность, а прежде всего потому, что смотрим на мир и на ряд его явлений в соответствии со смысловыми, идеологическими значениями, принятыми данной группой, хотя реализация некоторых из них может иметь губительные последствия для положения в обществе.

При существовании огромного числа идеологий в любом государстве освобождение от любой идеологии, выражающей ту или иную идею общественного развития, невозможно, а призывы к деидеологизации являются проявлением новой идеологии по отбрасыванию ранее существовавшей.

В действительности государств, свободных от идеологии, не существует, а декларации об отсутствии государственной идеологии не должны ввести в заблуждение, ибо нейтрализация любой идеологии не более чем идеологический миф.

Под требованием наших «партнеров» и наставников составителей Конституции России отказ ее от идеологии следует понимать не как отказ от идеологии вообще, а отказ от существовавшей в стране «коммунистической» идеологии, которая, как известно, сплачивала народ, обязан прикрыть официальный антикоммунизм и антисоветизм перестроечной России.

Существует только два способа уничтожить какую-либо идеологию:

1) тотальное уничтожение всех ее носителей, например, в Камбодже Пол Пота;

2) дискредитация существующей идеологии, что требует многих десятилетий и очень больших усилий для доказательств последователям прежней идеологии преимуществ новой. Яркий пример – дискредитация идеологии СССР идеологами Запада, которая продолжалась многие годы.

Как представляется, второй путь более бескровный и эволюционный, который позволяет осознать выгоды от выбора между очередной охотой на ведьм и бесплодной идеологической баталией, но требует огромных денег и аналитической работы.

Как уже отмечено, в любом государстве всегда существует множество идеологий. В новом варианте Конституции [1] уже не существует запрета на существование идеологий, т. к. запретить все идеологии невозможно.

Основная современная проблема России в том, что страна после разгрома и развала «полезными идиотами» англосаксов и скрытыми и открытыми врагами не имеет внятного образа своего будущего и тратиться не на развитие, а на сохранение. что для страны создает большие трудности.

Легкость, с которой оказались найдены и собраны полезные идиоты, ясно демонстрирует, что у страны того времени никакой идеологии уже не существовало, а провозглашаемая «глубоко научная» идеология абсолютно не соответствовала ни теории, ни реалиям общественной жизни.

Современная политика Российской Федерации также является реализацией идеологии. Главное – понять какой, так как любые принимаемые решения всегда реализуются в русле какой-либо идеологии.

Здесь можно выделить несколько состояний реализуемой идеологии.

Первое - непровозглашенное, не озвученное, практически неизвестное для тех, кому идеология предназначена. Наиболее яркий пример непровозглашенной идеологии, которая постоянно обсуждается – известная всем теория заговора. Причин появления непровозглашенной идеологии может быть несколько.

Первая и наиболее простая – отсутствие какой-либо идеологии, т. е. отсутствие у руководства страны благожелательных для общества целей. Реализуемая идеология (проводимая политика) базируется на достижении точечных моментов хозяйственных целей по критериям, которые известны лишь власти. Подобная идеология может и не осознаваться руководством страны, но она все-таки реализуется.

Вторая причина более сложна. Провозглашенная идеология четко обозначает приоритеты власти и предполагает обозначение целей, которые достигаются, что, соответственно, четко ориентирует всех ее врагов и противников на необходимую борьбу. Непровозглашенная, но проводимая идеология полностью дезориентирует противников и позволяет вести политическую борьбу с не все понимающим противником. Ситуация очень напоминает проведение спецопераций.

Третья и главная причина в том, что для провозглашения и разработки новой идеологии требуется новая идея (теория), главным образом в экономике, предполагающая изменение (улучшение) положения в обществе определенных групп. Но даже при огромных усилиях обнаружить что-то новое в современной экономической науке невозможно. Соответственно, новая идеология для своего провозглашения пока ждет своего часа.

Заявления о новой идеологии власти не проходит проверку на соответствие понятию идеологии, которая предполагает программу достижения намечаемых целей. «Оптимистичный консерватизм» - характеристика жизненной позиции, а не программа развития.

Здесь уместно достаточно известное выражение, которое в разных интерпретациях звучит следующим образом: «Если в молодости Вы - не революционер (не демократ), то у Вас нет сердца, а если в зрелом возрасте Вы – революционер (не консерватор), то у Вас нет ума!»

Неслучайно многими отмечается, что в «программной речи» в клубе «Валдай» о будущем ничего не сказано. Соответственно, реализуемой властью идеология лишь может быть «вычислена» по косвенным показателям, что является основной задачей «советологов», «кремлинологов» и прочей нечисти.

Если попытаться провести подобную работу «на месте», то можно набрать много показателей, которые могут быть названы косвенными (не приводятся для экономии места), то проводимая идеология легко определяется – это идеология либерализма. Здесь уместно напомнить, что В. В. Путин успешно стал Президентом как проверенный либерал, что им не скрывалось.

Следует отметить, что реформы и преобразования не совершаются пенсионерами, даже работающими. Для них характерна стабильность - «застой».

Сиюминутная политические (дипломатические, военные) успехи, безусловно, укрепляют авторитет власти и государства, но никак не характеризуют экономическое развитие. Но главное – смена политических позиций никак не отражается на экономических ориентирах.

Вновь следует подчеркнуть, что государственная идеология в России имеется и проводится. Но существование идеологии может не афишироваться. Подобное состояние идеологии не означает, что она где-то лежит в распечатанном виде под грифом «совершенно секретно». Вполне вероятно, что «озвучание» государственной идеологии четко обозначит позиции политического руководства, а кто поручиться, что оно в этом заинтересовано.

Если руководство страны заинтересовано в сплочении народа («широких масс трудящихся»), то оно просто обязано сформулировать идеологию (программу) построения будущего, даже при четком обозначении ее врагов и союзников.

По сути, проблема создания новой идеологии сегодня является ключевой при поиске ответов на все стоящие перед страной и каждым человеком вопросы. Только при наличии высочайших целей, оправданных главными моральными ценностями страны, такая идеология будет усвоена и станет работоспособной. Привлекательную идеологию общего дела ради высоких целей требуется создать.

Всякий выход из кризиса для любого общества связан с сильной духовной идеей, оправдывающей и покрывающей своей общепризнанностью издержки общества, неизбежные при выходе из тупика. Только объединяющая идея может мобилизовать народ на сверхусилия, которые сегодня требуются.

Ставка только на консерватизм, отсутствие прогрессивной идеи, полное отсутствие коллективных смыслов, способных увлечь если не всех, то по крайней мере многих (большинство) представителей разных народов, создаёт почву для возникновения конфликтности.

Те, кто надеялся, обманувшись глянцевыми сказками, что у западного мира есть чудесный рецепт «дивного мира», в котором для всех людей есть достойное место под солнцем, любимая работа, уверенность в завтрашнем дне и минимальное материальное благополучие, жестоко ошиблись. Конечно, у отдельных людей где-то в уголках подсознания еще сохранятся вера, что если бы теория, лежащая в основе идеологии, была лучше, то и результаты реформ оказались более значительными. Но, увы, англосаксонские экономические теории всегда базируются на логических ошибках.

Идеология необходима власти, чтобы сформировать нравственное, духовное, культурное основание интеграции общества, необходимое для обеспечения единства его частей.

Стране для создания новой идеологии необходима экономическая наука, способная объективно подойти к исследованию современного общества, оценить реальное состояние российской экономики, выработав новые цели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации / Электр. ресурс. http://kremlin.ru/acts/constitution/item#chapter_start

2. Сэмюелс У. Дж. Идеология в экономическом анализе. // Современная экономическая мысль. Серия: «Экономическая мысль Запада». / Ред.: Афанасьева В. С. и Энтова Р. М./ - М., «Прогресс», 1981. 816с. С.665.

3. Тикин В. С. О классификации общественных отношений / Экономика и предпринимательство. – 2019–№ 10. – с.274-279. С.278.]