Найти тему
Налог-Налог.ру

Получение сертификата ключа проверки электронной подписи

Оглавление

Как получить сертификат проверки ЭЦП

Электронный обмен документами между компаниями и госструктурами набирает все больший оборот, поскольку значительно сокращает время передачи документации. Для придания юридической значимости передаваемой информации стороны электронного документооборота (ЭДО) подписывают файлы своими электронно-цифровыми подписями (ЭЦП). Документ, заверенный ЭЦП, приравнен к бумажному носителю, завизированному уполномоченным лицом. Регламентирует процедуру получения и использования ЭЦП закон «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ, который предусматривает следующие виды ЭЦП: простую и усиленную.

Алгоритм получения простой ЭЦП см. в материале «Как сделать простую электронную подпись?».

Усиленная подпись, в свою очередь, может быть неквалифицированной и квалифицированной.

В чем их отличие, узнайте из статьи «Чем отличаются два основных типа электронных подписей?».

Чтобы начать пользоваться усиленной ЭЦП, нужно получить сертификат электронной подписи (точнее — ключа проверки ЭЦП) в удостоверяющем центре (УЦ), аккредитованном уполномоченным ведомством (например, ФНС,Минкомсвязи РФ). Как правило, сертификат записывается на специальный USB-накопитель, который является его хранилищем. Однако может выдаваться и на бумажном носителе.

ВНИМАНИЕ! С 2022 года квалифицированные ЭЦП от имени компании (ИП) можно оформить бесплатно, но только в УЦ ФНС. На обычное физлицо сертификат ЭЦП можно оформить в любом коммерческом удостоверяющем центре. Эксперты КонсультантПлюс рассмотрели порядок применения разных типов ЭЦП разными категориями пользователей — на примере организации кадрового документооборота. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите к публикации на данную тему.

Для получения сертификата физлицам, как правило, необходимо предоставить в УЦ пакет документов:

  • Копию паспорта владельца ЭЦП.
  • Копии СНИЛС и ИНН.
  • Заявление о получении сертификата ключа проверки ЭЦП.

Юрлица и ИП обычно представляют:

  • Свидетельство ИНН.
  • Выписку ЕГРЮЛ (ЕГРИП).
  • Документ, подтверждающий право лица действовать от имени хозсубъекта (приказ о назначении директора на должность, доверенность на право подписи юридически значимых документов).
  • Если сертификат получает уполномоченный представитель, то ему необходимо представить доверенность на право получения сертификата ЭЦП, заверенную печатью предприятия и подписями руководителя и владельца сертификата (если это разные лица).
  • Иные документы (список следует уточнить в УЦ).

УЦ также выдают и неквалифицированные сертификаты, которые используются для подписания документов при участии в электронных торгах.

Узнайте о применении ЭЦП в электронных торгах.

Получение ЭЦП для электронного взаимодействия с ФНС

Для отправки электронных документов в ФНС налогоплательщику — юрлицу или ИП — следует использовать усиленную квалифицированную ЭЦП. Алгоритм получения сертификата ключа проверки описан в предыдущем разделе.

Налоговикам помимо вышеописанных бумаг нужно предоставить заявление по форме, скачать которую вы можете, кликнув по картинке ниже::

Юрлица и ИП могут оформить ЭЦП в режиме онлайн через личный кабинет налогоплательщика.

Например, ИП для этого нужно:

  • войти в Личный кабинет;
  • выбрать «Получение КЭП» в перечне Услуг и Сервисов;
  • заполнить и направить в ФНС заявление в соответствии с инструкциями на экране.

Для физлиц с 01.07.2015 реализована возможность обмена электронными документами с ФНС через личный кабинет налогоплательщика. При этом все файлы, направляемые физлицом, должны быть заверены неквалифицированной ЭЦП (п.2 ст.11.2 НК РФ). Сертификат неквалифицированной подписи можно бесплатно установить из личного кабинета в разделе «Профиль» по ссылке «Получение сертификата ключа проверки электронной подписи». Сертификат действует 1 год, по истечении которого нужно сформировать новый документ по описанной выше схеме.

Итоги

Получение сертификата ключа проверки ЭЦП осуществляется в аккредитованном удостоверяющем центре (физлицами), а с 2022 года в ФНС (ИП, руководителями юрлиц). Для обмена электронными документами с ФНС можно получить сертификат в личном кабинете налогоплательщика.