С принятием нового закона о такси, а также с тотальным переходом отрасли на китайский автопарк, такси станет недоступной услугой для подавляющего большинства россиян.
Читайте также:
Вопрос дня: когда и в России начнут наказывать за скрученный пробег у автомобилей?
Никаких сюрпризов: «Москвич 6» оказался в два раза дороже китайского оригинала
«Рост цен — фронтальный: полный эффект от девальвации россияне ощутят в феврале–марте
В начале 2023 года эксперты Аналитического центра НАФИ признали, что только 9% россиян могли позволить себе поездки на такси в любое время. А в конце октября «Новые Известия» сообщали: цены на такси за какие-то пару месяцев резко выросли, так что эта услуга становится уделом избранных.
Дальше стоимость такси вырастет еще больше, считает эксперт канала «Актуально, мелким почерком».
Напомним, что с 1 сентября вступил в силу новый закон о такси, правда его пункты будут внедряться постепенно, вплоть до 2026 года, давая возможность перевозчикам адаптироваться к новым условиям, среди которых:
— появление системы штрафов за передачу заказов водителям без официальной лицензии;
— обязательное оформление полиса ОСАГО для водителей такси за свой счет» (ранее это делали таксопарки). Стоимость для одного автомобиля будет варьироваться от 40 до 160 тыс. рублей;
— ограничение деятельности перевозчиков при наличии у них более трёх штрафов. В настоящее время нет никакой законодательной базы, запрещающей водителям ездить с неоплаченными штрафами. Зато это нововведение обеспечит своевременное и бесперебойное поступление денег в бюджет;
— создание реестров перевозчиков, таксистов и самих автомобилей. Это означает что и водители, и таксопарки теперь будут разделять всю ответственность вместе с агрегаторами («Яндекс. Такси», такси Maxim» и др.);
— оборудование всех такси программным обеспечением, определяющим усталость водителя и возможностью вызова сотрудников Росгвардии/Полиции.
В итоге, после принятия этого закона, рынок такси начал сокращаться, так как с него ушли многие водители-частники, которым стало невыгодно соответствовать требованиям нового закона.
Аналитик считает, что новый закон выглядит как чистое лоббирование интересов «Яндекса» ну и конечно отдельных лиц, стоящих за разработкой этого самого программного обеспечения, поскольку ответственность за перевозку пассажиров теперь лежит и на водителях, и на таксопарках, а значит издержки за проигранные против пассажиров судебные дела снижаются.
Каковы причины дальнейшего подорожания такси?
Эксперты «Новых Известий» называли в числе главных причин и то, что отбор разрешённых автомобилей основывается на среднерыночной стоимости — машина не может быть слишком дешёвой, независимо от её состояния.
Кроме того, теперь согласия водителя отвезти за привычную стоимость спрашивать никто не будет: все диктует агрегатор. В «Яндексе» заявляют, что такая гибкая система ценообразования гарантирует стабильность дохода для таксистов. Для водителя, вероятно, это так, поскольку он не получает всю сумму на руки. Но вот помимо комиссии таксопарку, который предоставляет машину, придется заплатить комиссию и агрегатору заказов. Тот же «Яндекс Такси» берёт от 18% до 24% от заказа в зависимости от тарифа, плюс 5,5 рублей за программное обеспечение. Что для водителя стабильность, то для агрегатора рост выручки и прибыли.
В итоге, из-за новых правил работы такси цены выросли в половине регионов страны, а в некоторых почти на 50%. К 2026 году, утверждает эксперт, они увеличатся еще в два-три раза. Просто потому, что растут цены и на сами автомобили.
На днях «Новые Известия» объяснили, почему китайские машины стоят в России в два раза дороже, чем на родине, причем они резко дорожают сразу после пересечения границы. Ситуация с ценами на автомобили неизбежно вносит дополнительные коррективы и в стоимость такси.
Дело в том, что нынешний автопарк перевозчиков, отмечает эксперт, состоит преимущественно из «подсанкционных» автомобилей, и по мере износа у них основных узлов и агрегатов не за горами начало замены этих машин на «китайские» аналоги. Аналоги аналогами, но купить условный Kia Rio за миллион рублей — уже не выйдет. Ценник аналогов — минимум в полтора раза выше.
Естественно, такие capital expenses (капитальные затраты) неминуемо приведут к увеличению стоимости поездок в агрегаторах минимум в полтора раза.
Но кому это выгодно? — задается вопросом эксперт. И ожидаемо отвечает: конечно, начальству: «Ведь почти 50% стоимости текущих автомобилей в России составляют различные налоги и пошлины — таким образом начальство извлекает „моментальную“ прибыль.И в целом, с учетом складывающейся инфляционной ситуации в стране, повышение цен на услуги такси выглядит для начальства вполне логичным. Ведь оно точно знает, что деньги у людей — есть, и их нужно заставить потратить».
Ссылка на статью: https://newizv.ru/news/2023-11-15/komu-eto-vygodno-k-2026-godu-taksi-v-rossii-podorozhaet-esche-v-2-3-raza-423546