Найти тему

Я лечу на крыльях в класс!

По данным из различных источников количество учеников, получающих образование на дому, каждый год прирастает на 30–50%. Это происходит по нескольким причинам: родителей не устраивает качество образования в школе, они боятся, что их ребенок будет отвергнут детским коллективом, но больше всего недовольны «устаревшей» классно-урочной системой организации образовательного процесса.

Сегодня предлагаю поближе познакомиться с этой системой. И начнем с небольшого экскурса в историю.

С.А. Рачинский "Устный счет в народной школе"
С.А. Рачинский "Устный счет в народной школе"

До 16 века обучение происходило в индивидуальной форме, так как не было большой потребности в образованных людях. «Хорошее» образование получали только дети из богатых и знатных семей. В школах были разновозрастные группы учащихся. Количество предметов было ограничено, понятие урока отсутствовало как таковое, потому что занятия длились целый день, а перерывы делались на усмотрение учителя.

Однако с развитием промышленности и экономики появилась потребность в большом количестве людей, обладающих минимальным набором разносторонних знаний. Начали создаваться школы, в которых применялась классно-урочная система обучения, например страсбургская школа Иоганнеса Штурмы в 1538 году.

Развил эту систему, а самое главное описал и обосновал, выдающийся ученый и педагог Ян Амос Коменский. Были выделены характерные черты классно-урочной системы: учащиеся примерно одного возраста образуют классы, состав которых за период обучения изменяется незначительно; каждый класс работает по своему годовому и недельному учебному расписанию; основной единицей занятий является урок, который посвящается обычно одному предмету; работой учащихся на уроке руководит учитель.

Русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский продолжил работу над описанием классно-урочной системы обучения и определил организационное построение главного элемента этой системы – урока.

Морган Вестлинг "Сельская школа"
Морган Вестлинг "Сельская школа"

В современном языке слово урок имеет несколько значений. Например, в словаре оzhegov.info указано, что это и учебный час, посвященный отдельному предмету, и нечто поучительное, то, из чего можно сделать вывод для будущего.

Если говорить об обычном школьном уроке, то к нему в настоящее время предъявляется много требований. Как и прежде на уроке формируется предметная компетентность ученика, соответственно достигаются учебные результаты по конкретному предмету. Однако во главу угла поставлен личностно-ориентированный подход со смещением на самостоятельную работу учащегося. Вот тут-то и начинается проблема учителя и ученика. В рамках классно-урочной системы очень трудно реализовать индивидуальный подход к каждому учащемуся несмотря на то, что новый ФГОС требует именно этого.

Если вернуться к толковому словарю, то урок – это ещё и нечто поучительное.

Каждый из нас может вспомнить такой урок из своей школьной жизни. Этот урок будет и по определенному предмету, и про многое, многое другое: как дружить, как находить общий язык с разными людьми, как зарабатывать хорошие оценки.

В педагогике вся урочная деятельность учителя и ученика расписана по минутам. Но урок так и остался уроком. Он очень нужен, но все с нетерпением ждут перемены.

Kandinsky моделирует пустой класс
Kandinsky моделирует пустой класс

Далее предлагаю рассмотреть плюсы и минусы классно-урочной системы.

Начну с плюсов. Они не изменились за несколько веков:

✔ Возможность начинать и заканчивать учебный год одновременно для всех учеников всех школ.

✔ Формирование классов и параллелей в соответствии с возрастом учащихся. В одном классе или на одной параллели учатся дети примерно одного возраста.

✔ У учителя есть возможность решить множество задач на уроке и вовлечь весь класс в производительную работу.

✔ Эта система облегчает труд администрации школы. Легче составлять расписание, контролировать посещение занятий.

✔ Позволяет выстраивать воспитательную работу в соответствии с возрастными особенностями детей класса или параллели, школы в целом.

Теперь о минусах:

✘ Трудности в реализации индивидуального подхода организации образовательного процесса относительно каждого ученика.

✘ Отсутствие достаточных ресурсов (кадровых прежде всего) для индивидуальной работы с учащимися психолога и социального педагога.

✘ Нет возможности выявить и развить таланты каждого ребенка.

В муниципальных школах не представляется возможным эти минусы превратить в плюсы. Когда в школе обучается от тысячи до двух с половиной тысяч учащихся, а на некоторых параллелях есть по 14 классов, то трудно говорить об индивидуальном подходе в обучении. А классно-урочная система работает в таких условиях безотказно.

Несмотря на недовольство массовой школой и возможностью выбирать разные формы обучения, включая семейное или самообразование, большинство российских школьников получает образование в традиционной школе.

Исходя из всего вышесказанного, я прихожу к выводу, что классно-урочная система проживет еще очень долго в стенах образовательных организаций.