Найти тему
В городе N

Продажи премиальных авто в России снова начали расти

По итогам 10 месяцев 2023 года на рынке новых премиальных и люксовых автомобилей наблюдается рост продаж: Lexus и Tesla нарастили объемы более чем на треть, Bentley приобретали в 1,5 раза чаще, Acura — почти в два, а Lamborghini и Lincoln — более чем в три раза. При этом официальных поставок машин этих марок в Россию нет, но продаются они лучше, чем в 2022 году. Как отмечают эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса в банке «Открытие», входит в группу ВТБ), лишь ВMW, Mercedes-Benz и Audi пока не удалось прийти к показателям прошлого года, хотя и их бизнес сохраняет свои масштабы благодаря параллельному импорту.

Всего с января по октябрь в России было реализовано более 28 тысяч новых премиальных автомобилей. Если по итогам января их доля составляла 2,6%, то на конец октября она достигла 3,1%. За прошедшие месяцы 2023 года доля машин престижных марок составила 3,4%. Прогнозы экспертов таковы: более 30 тысяч россиян станут обладателям люксовых авто по итогам текущего года.

Введенные санкции не смогли сбить спрос на иностранные машины, несмотря на то, что создали сложности для их покупки. По уровню престижа авто с известными «фамилиями» не вызывают вопросов в отличие от самых дорогих «китайцев». Это одна из причин, по которой продажи этих машин снова дали рост. Как показали итоги 10 месяцев текущего года, россияне готовы отдать внушительные суммы за люксовый автомобиль. Так, на покупку Range Rover покупателю понадобится 27–35 миллионов рублей, на Bentley — 53 миллиона, а на Lamborghini — все 65 миллионов рублей. Выяснилось, что такая стоимость устраивает россиян в нынешних условиях — все три европейских бренда увеличили объемы бизнеса.

Наиболее активно в январе—октябре росли продажи Lamborghini по сравнению с аналогичным периодом 2022 года — на 230%, с 30 до 99 автомобилей. Кстати, 86 сделок от общего количества пришлось на вседорожники Urus, производство которых бренд не так давно активизировал.

Если брать абсолютные цифры, лидером выступает, наверное, самый любимый среди наших соотечественников бренд — BMW (7,4 тысячи а/м, -25%). Компания смогла неплохо выстроить новые цепочки поставок, но достичь объемы прошлых периодов бренду тяжело. Машины данной марки авторитейлерам приходится возить самостоятельно на протяжении почти двух лет. На это нужны большие суммы оборотных средств, так как такой финансовой поддержки, как была раньше, у импортера нет. Очевидно, что дилерская сеть сжалась, а цена бестселлера бренда — вседорожника BMW X5, пользующегося постоянным спросом почти четверть столетия, сравнялась с допандемийным прайсом на Rolls Royce Сullinan. Примерно так же обстоят дела у ряда других немецких марок: Mercedes-Benz (5,8 тысячи машин, — 40%), Audi (3,0 тысячи, -20%) и Porsche (1,5 тысячи, — 13%).

На фоне прошлогодних провалов хорошо выглядит, разве что, Lexus. Россияне раскупили 4,2 тысячи этих автомобилей, то есть на треть больше, чем за 10 месяцев 2022 года. Этого позволило бренду закрепиться в тройке самых востребованных марок сегмента. Традиционно большую часть продаж обеспечивает вседорожник Lexus RX, предпочитаемый женщинами за комфорт и красоту. Таким же темпом растет Tesla — 1,1 тысячи авто, +36%. Bentley покупали в 1,5 раза чаще, Acura и Aurus — почти в два, Lincoln — в три. Land Rover и Cadillac также увеличили продажи — на 11% и 45% соответственно по итогам 10 месяцев года. А вот продажи Volvo, Infiniti, Mini, Jaguar, Rolls Royce и Maserati упали.

В масштабах всего нашего постепенно возрождающегося рынка продажи в «штуках» премиальных и люксовых автомобилей по-прежнему относительно невелики. Всего за 10 месяцев было реализовано 28 тысяч престижных машин, а их доля подросла с 2,6% в начале года до 3,1% по итогам октября. Причем только начиная с августа они впервые стали находить более чем по три тысячи покупателей в месяц. А по итогам года их общий объем продаж может составить порядка 33–34 тысяч «штук», — говорит руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.

Более масштабного роста в текущих реалиях не ожидается, добавила эксперт. Главной причиной, по словам Дембицкой, является не столько оверпрайс на машины из топ-20 для покупателя среднестатистического кроссовера Chery или Haval, сколько привычка клиентов престижных и люксовых брендов к эксклюзивному уровню сервиса с четко обозначенными сроками обслуживания. Обеспечить его в России на сегодняшний день крайне затруднительно, даже для дилеров, имеющих связи и неограниченный объем оборотных средств.

Автор: Юлия Федорова