Включите телевизор, радиоприемник, раскройте газету - вас сразу захлестнет безудержный вал информации, на две трети состоящий из всякого рода политических баталий на самых разных уровнях - от претензий на руководство страной до примитивных местных амбиций. В чем же причина этих яростных столкновений ? Со дня своего рождения человечество больно. И диагноз не вызывает сомнений - это жажда власти, обнаружившая себя во всей неприкрытой, как глубокий вырез на платье, наготе вместе с первыми ростками демократизации общества.
ВЛАСТЬ… Как много скрыто за этим словом. Деньги престиж, привилегии и почтение, неограниченные возможности повелевать и подчинять себе… Ни одно из человеческих побуждений не принесло столько бед, мучительных ошибок и разочарований отдельным личностям и целым народам, как безудержное, как у наркомана к очередной дозе, стремление к власти.
Жажда власти может проявляться по-разному. Простейший путь - политика, поскольку в ней, как свидетельствует история, не нужно много разума. Все, что требуется – посеять в массах ложные, как слухи, надежды, дать обещания, которые никогда не будут исполнены. Примеров тому более чем достаточно, как в прошлом, так и в наши дни. Простым людям ведь тоже нужны все удобства жизни, они также хотят жить по-человечески, с достоинством. И политик дает им надежду, эксплуатируя ее для своих собственных целей.
Крупный политик выступал перед сумасшедшими, но не прошло и пяти минут, как один из больных выскочил и заорал: "Заткните глотку этому идиоту! Он свихнулся! Сам не знает, что несет!"
Конечно, политик рассердился и велел главврачу вышвырнуть безумца.
"Впервые за семь лет, — ответил врач, — он сказал что-то умное. Я не могу его вышвырнуть. Семь лет он молол вздор, теперь же, впервые, нечто осмысленное. Но не тревожьтесь. Его доктора уверены, что он способен на такое только раз в семь лет! — вам не о чем тревожиться".
Надежда является сильнейшим психологическим наркотиком. В основе ее лежит неудовольствие, она является его следствием. Вы несчастны, вас никоим образом не удовлетворяет настоящая жизнь, вы нуждаетесь в надежде на будущее. Эта надежда помогает вам идти по жизни, дает силы переносить тяжесть бытия. Настоящее наполнено болью и несчастьями, и надежда, действуя как алкоголь или наркотик, делает ваше отношение ко всему достаточно бессознательным, помогает мириться со всяческими лишениями. Подтверждением тому может быть история строительства социализма в нашей стране.
Человек от рождения несет в себе семена испорченности, но для того, чтобы они проросли, нужна власть. И в этих случаях, когда маски начинают спадать, эгоистические черты начинают всплывать на поверхность. Политик - никто иной, как эгоист. Внутри себя он чувствует пустоту - и боится этой пустоты. Власть дает ему шанс. Только осознав, что кто-то находится у него под башмаком, он может убедить себя в собственной значимости и начинает вести себя соответственно - злоупотреблять властью и цепляться за нее изо всех сил, как утопающий за соломинку, поскольку прекрасно знает, что без власти - он ничто.
Но оставим политиков с их проблемам и комплексами в покое и оглядимся по сторонам. На бытовом уровне жажда власти проявляет себя ничуть не меньше, а порой и интенсивнее, чем в сферах высоких. Правда, это не столь заметно, но для жизни рядового человека весьма ощутимо. «Хочешь узнать человека - дай ему власть», - гласит вековая мудрость. Исключений из этого несложного правила практически нет. История любого коллектива пестрит подобными примерами.
— Папа, ты говоришь, семья – это маленькое государство. А кто ты?!
— Президент, конечно!
— А мама?!
— Власть.
— А бабушка?!
— ФСБ!
— А я кто же?
— А ты… Ты народ!
Через час Вовочка звонит отцу на работу:
— Господин президент, к власти пришел другой президент, ФСБ спит, а народ волнуется!
Власть притягивает, как магнит железо, и очень немногие спрашивают себя: «А почему я должен за всем этим гнаться ?» В действительности все общество больно жаждой власти, поскольку каждый ребенок получает, как бы по наследству стремление доминировать над другими. Он растет и учится подражая. Отец, мать, брат, гонятся за соседями, за родственниками, за знакомыми – все вокруг устремлены к власти, деньгам, престижу. И подсознательно ребенок тоже вовлекается в этот поток. Еще до того, как он стал самостоятельно соображать, гонка уже началась. В школе познаются первые уроки соперничества, познаются азы того, как стать лучше других. Затем техникум или институт, где подобные знания цементируются, как фундамент дома, остановиться уже нельзя, марафонский забег по жизни набрал обороты, как центрифуга в лабораторном опыте.
Редко кто из нас способен спросить себя : «Зачем становиться первым и как это удовлетворит мои внутренние потребности ?» Получается, что человек, независимо от собственных нужд, просто куда-то бежит, боясь отстать от остальных. Остановитесь, сойдите на обочину с беспокойного и несущегося неизвестно куда шоссе, пересмотрите все, что сделали. Нельзя бежать в таком темпе, ведь бег имеет свойство ускоряться, как центрифуга, и чем дальше, тем труднее будет остановиться…
Обращает на себя внимание то, что к власти, даже небольшой, рвутся люди заурядные, недалекие. Такой человеческий тип является воплощением посредственности. Однако представители его держатся так, словно в мире существует только они и им подобные, навязывая свою убогость окружающим бесцеремонно, безоглядно и безоговорочно, естественно, считая свой умственный и нравственный уровень более, чем достаточный.
Диалог народа с властью:
- А дышать еще можно?
- Пока можно, но мы прорабатываем и этот вопрос.
Власть может быть политической, финансовой, религиозной, духовной и т. п. Но надо уяснить себе, что любая власть эквивалентна насилию. Всякая попытка править, владеть, властвовать - это насилие. Даже если человека интересует духовная власть, то и тогда он стремится поработить чужую душу, чужое сознание, хотя не каждый, даже перед самим собой, может признать это.
Те, кто озабочен престижем, властью, лидерством, по сути своей - ненормальны. Чем более высокое кресло вы будете занимать, тем больше будет постоянных беспокойств, стрессов, конфликтов, бессонных ночей. Трудно в такой ситуации оставаться спокойным, власть всегда в дефиците, и другие, более молодые и энергичные, будут рваться на ваше место, используя при этом все дозволенные и недозволенные средства. Это и понятно - ведь они тоже хотят власти. По большому счету, стремление к власти является канцерогенным для души и тела.
Самое высокое кресло не делает человека счастливым, а ведь только ради счастья - душевного покоя, гармонии с миром, радости своей и окружающих - и стоит жить. Стремиться к будущему благополучию и откладывать жизнь «на потом» - неразумно, по меньшей мере. И недостойно человека, по большому счету.