В ленте новостей появилось сообщение от газеты Financial times о том, что в ЕС рассматривают возможность остановки российских судов с нефтью, прикрываясь заботой об экологии, а на деле, не пускать суда застрахованные не в западных (читай, британских) страховых компаниях. Далее всё те же мантры про устаревший "серый" танкерный флот, короче, "Старые песни о главном". 😊
Но вернёмся в далёкое прошлое и посмотрим, не промышляла ли Дания весьма и весьма успешно обыкновенным рэкетом многие века назад?
По мелководному и умеренно соленому Балтийскому морю издревле пролегал очень оживлённый торговый путь от Северного моря до Ладожского озера, а далее, через систему рек, озер, сухопутных волоков товары и (что уж тут скрывать) в_о_е_н_н_ы_е дружины могли попасть на знаменитый путь из варяг в греки.
Скандинавские и славянские купцы легко превращались порой в п_и_р_а_т_о_в и р_а_з_б_о_й_н_и_к_о_в.
Ганзейский союз мы тоже хорошо помним по истории.
Балтийское море имеет очень извилистую береговую линию, изобилует массой островов и, в некоторых местах, сужается до размеров бутылочного горлышка. Одно такое место, пролив Эресунн, отделяющий Швецию от Дании, имеет ширину всего лишь четырёх километров в том месте, где на шведском берегу находится город Хельсингдорф, а на датском - Хельсингёр.
На датском берегу пролива возникла крепость, принадлежавшая сначала местному феодалу, а потом короне.
Обитатели замка занимались вполне законным с их точки зрения бизнесом: взимали пошлину за проход судов по проливу.
Тем, кто не хотел платить и не мог отбиться от самозваных таможенников, сильно не везло... 😊
Естественно, король Дании Эрик Померанский,
управлявший всей Скандинавией (Норвегией, Швецией и Данией под верховенством датского престола) по Кальмарской унии, заметил это безобразие и забрал замок-крепость себе, перестроив его и облагородив. Сначала цитадель называлась Кроген, затем была переименована в Кронберг. Он же основал город Хельсингёр было это в 1420-х годах.
Все корабли, проходящие через пролив, были обязаны заходить в порт Хельсингёра и платить пошлину.
Вплоть до заключения Копенгагенского договора уже в 1857 году 10% доходов датской казны составляла эта самая пошлина. 😊 Договор ограничил суверенитет Дании над проливом и обеспечил беспрепятственное прохождение судов по нему. Халява закончилась! 😊
Но обещает вернуться под соусом экологии... 🤔
А теперь немного о самом проливе, замке и городах на его берегах. На шведском берегу располагается город Хельсингдорф, тоже с портом; между двумя странами регулярно, каждые 10 минут, ходит паром, путь занимает 20 минут.
Несколько лет назад, когда датский парламент несколько помешался на здоровом образе жизни для населения и обязал всех местных производителей продуктов питания поднять цены на товары с повышенным содержанием жира, соли и сахара, датчане стали массово закупаться едой в соседней Швеции, на датско-германской границе в ФРГ. Парламент был вынужден отменить закон: местные пищевики и торговцы просто взвыли: "Доходы падают!" 😊
Замок Кронберг был выведен Шекспиром в пьесе "Гамлет" под названием Эльсинор, именно так по-английски звучит датское название города вокруг замка. Короли в нём никогда не жили, но постоянно там бывали, это был загородный дворец для пиров, балов и охоты всего в 70-ти километрах от Копенгагена. Много лет подряд лучшие артистические труппы мира регулярно ставят "Гамлета" в стенах этого замка.
Некоторые детали в пьесе указывают на то, что если её автор и не бывал лично в этом замке, то, по крайней мере, общался с теми, кто его посещал.
А насчёт возврата Дании к традиции предков... Что же, европейцы в последнее время, вполне доказали, что неукоснительно чтут свои традиции: двойные стандарты, к_л_я_т_в_о_п_р_е_с_т_у_п_л_е_н_и_е, пренебрежение к договорам, откровенную к_р_а_ж_у и р_а_з_б_о_й...
Впрочем, у России есть чем ответить на исключительно "миролюбивую" и "бескорыстную" заботу европейцев об экологии. 😊
Если понравилось, ставьте лайки, пишите комментарии.
С уважением к вам, Свободный художник.