19 ноября в России второй раз будут отмечать профессиональный праздник – День преподавателя высшей школы. В 2019 году его предложила учредить Лига Преподавателей Высшей Школы. Был проведен конкурс на обоснование даты его проведения, а через год – в апреле 2020-го года просьба об учреждении профессионального праздника, который позволит повысить статус профессорско-педагогических работников, была озвучена от имени Лиги Еленой Ляпунцовой на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным. Глава государства высоко оценил инициативу и в 2021 году праздник был учрежден официально. О том, какие еще инициативы Лиги преподавателей высшей школы получают широкий общественный резонанс, и в целом о деятельности Лиги рассказывает руководитель воронежского отделения Лиги Преподавателей Высшей Школы, доктор географических наук, профессор Наталия Владимировна Яковенко.
- Наталия Владимировна, когда появилась Лига преподавателей высшей школы?
- Межрегиональная общественная организация «Лига Преподавателей Высшей Школы» создана в 2015 году на площадке Общественной палаты Российской Федерации. Она была создана, прежде всего, для того, чтобы можно было вести профессиональный диалог преподавателей вузов, представителей власти и общества. У Лиги сегодня 26 региональных отделений, в составе которых более 5000 преподавателей ведущих вузов из 70 регионов России. Есть целый пул социальных проектов, включающих работу с молодыми преподавателями, выпускниками детских домов, проведение научных исследований, развитие академической мобильности, повышение квалификации.
- Какие направления деятельности Лиги можно выделить?
- Это реализация проектов в сфере образования и науки. От идеи до воплощения, индивидуальные консультации с ведущими экспертами федерального уровня, экспертиза и рецензирование учебных материалов, публикации (учебники, монографии, сборники, корпоративные книги, справочники и т.д.), научные исследования, обучение и конкурсы – самая разнообразная деятельность, которая помогает преподавателям высших учебных заведений профессионально расти.
- Самые значимые проекты Лиги?
- Предполагаю, что самым значимым проектом является конкурс «Золотые имена высшей школы». Его победители получают публичный статус и награду «Золотое Имя Высшей Школы». Я сама в 2019 году принимала участие и стала победителем в номинации «За достижения в науке». Для меня этот конкурс стал испытанием на прочность. Второй значимый проект – инициатива Лиги по установлению профессионального праздника День преподавателя высшей школы. Сейчас этот праздник законодательно утвержден.
Немаловажна работа Лиги и в подготовке высококачественных и востребованных учебников, монографий, практикумов. Экспертная и аналитическая деятельность «Лиги Преподавателей Высшей Школы» нашла свое отражение в ряде решений и предложений в рабочие группы и Экспертные Советы ГД РФ, Общественные Советы профильных ведомств.
- Расскажите о Воронежском отделении ЛПВШ?
- Воронежское отделение Лиги преподавателей было создано в 2020 году. Основные направления деятельности также включают все направления работы Лиги. Под эгидой регионального отделения прошел ряд крупных научно-практических мероприятий – от семинаров до международных форумов. В частности, Международный демографический форум «Демография и глобальные вызовы», который охватил более 500 участников. Активно сотрудничая с другими региональными отделениями, представители Воронежского отделения Лиги принимают участие в научных коллаборациях, проектах и грантах. В прошлом году 4 ученых ВГЛТУ выиграли конкурс «Золотые имена высшей школы».
- Что на ваш взгляд отличает преподавателя высшей школы от учителя?
- Работа в школе является более конкретной сферой приложения педагогической мысли. Учитель обязан преподавать свой предмет по утвержденной Министерством образования программе, использовать различные методики и приемы для подачи необходимой информации, помогать формированию личности и социализации своих учеников. Результатом его работы должен стать такой уровень знаний и навыков учащихся, который соответствовал бы утвержденным государством образовательным стандартам.
А вот преподаватель, современный высококлассный педагог – не просто носитель глубоких знаний, но человек по-настоящему творческий, энергичный, бесконечно преданный своему делу. Цель его деятельности – информировать, контролировать, принимать участие в научно-исследовательской и научно-методической работе студентов. Как и учитель, педагог – это призвание.
- Какими качествами должен обладать преподаватель высшей школы?
- Иметь как узкоспециализированные навыки, так и общую эрудированность, методологические навыки. Стремиться к непрерывному повышению квалификации, иметь мотивацию к педагогической работе, коммуникативные навыки, эмоциональный интеллект и стрессоустойчивость, быть харизматичным и современным в общении, справедливым, иметь критическое мышление и рефлексию.
- Как стать ХОРОШИМ преподавателем?
- Отвечу словами В. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь».
- Ваше личное педагогическое кредо?
Жизненное кредо – это символ веры, стойкое убеждение человека. Кредо означает «верю». Вот я и верю в то, что сею доброе, разумное, вечное. Для меня педагог – это не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа... Для меня педагог – это жизнь (смысл моей жизни). Я не работаю педагогом, я живу педагогом. Мне просто это нравится.
- Спасибо!