Найти тему
George Rooke

Про Джона Сильвера

В английском флоте есть отдельный термин для командира квартердека - master of the Quarterdeck. В более позднее время термин уже был виртуальным, применяемым только в бою, таким термином звались либо мастер, либо капитан корабля - и правильно, ибо именно они и возглавляют абордаж.

А вот роль квартирмейстера или квотермейстера гораздо интереснее. Естественно, что до середины XVIII века это никакой не интендант, для этого вполне себе существовал Purser, он же баталер.

Поэтому в Роял Неви квотермейстер - это главный рулевой, то есть моряк, который может не только стоять на штурвале, но и знает основы навигации, в том числе - отвечает за компас. В принципе Сильвер это демонстрирует, зная, что такое пассаты, и как важен для возвращения домой капитан Смоллет.

В бою квортемейстер был ответственен за сигналы, которые подаются на корабле. Из словаря Уэбстера - квотермейстер - "a petty officer who attends to a ship's helm, binnacle, and signals".

Как это связано с квартердеком? Да руль там стоял всего-то. Во французском флоте его аналог - matelot timonier. Кстати, тут становится понятна фраза Сильвера: "Flint was cap'n; I was quartermaster, along of my timber leg." - - "Флинт был капитаном. Я был квотермейстером, потому что у меня одна нога деревянная". Думаю, понятно, что рулевой даже при увечье вполне мог исполнять свои обязанности.

Но было и одно отличие - квотермейстер при стоянке в порту брал на себя функции поддержания порядка, и контролировал прибытие экипажа, товаров и ЗИПов на борт. Иногда применяя и полицейские функции, то есть мог возглавить небольшой отряд, чтобы силой привести дезертиров или возглавить пресс-команду.

Таким образом, Флинт, боящийся Сильвера, это качок-рубака, опасающийся интеллекта своего более образованного подчиненного)

Аналогом армейского storeman (кладовщика) квартирмейстер стал только в первой четверти XIX века.

Теперь что касается пиратов - у Эксквемелина тема квотермейстера у пиратов полностью раскрыта. Он был "смотрящим" за командой и соблюдением не только дисциплины, но вообще "понятий" на корабле. Молодому капитану квотермейстер гарантировал подбор команды и порядок на корабле, а команде - что капитан не надует при дележке добычи.

Поэтому в квотермейстере были очень заинтересованы обе стороны. Иногда квотермейстер сам становился капитаном (но часто не хватало профильных знаний по навигации и тд).