Найти тему
Про Мой Район

Вспоминаем самые красивые станции Большой кольцевой линии метро

Оглавление

В 2023 году для москвичей полностью открылась БКЛ. Каждая из 31 станций по-своему красива, но некоторые получились особенно запоминающимися. Посмотрим?

Интересный факт: дважды жители города выбирали лучший дизайн станций БКЛ — в 2021 и 2023 годах. Голосование проходило на платформе «Активный гражданин».

Вот 3 самые красивые станции Большой кольцевой по итогам голосования 2023 года 👇

🚇 «Марьина Роща»

Концепцию дизайна архитекторам подсказало место расположения станции — прилегающая к ней улица Шереметьевская связана с прославленным дворянским родом. Шереметевы владели роскошным поместьем Останкино. Интерьеры русской дворянской усадьбы и послужили источником вдохновения для разработчиков проекта. Поэтому и глянцевые дутые колонны, несущие своды перронного зала, и округлые формы пилонов наземного вестибюля — отсылка к традиционному убранству особняков, изразцам и фарфору. Создателям было важно подчеркнуть в оформлении «Марьиной Рощи» историю местности, чтобы станция была не только общественным пространством, но и достопримечательностью.

На станции три зала. Их отделяет друг от друга 10 пилонов — фрагменты сводов тюбингов. Колонны на платформе металлические, сверху покрыты белым мрамором. Кракелюр — насечка на камне в виде паутины, создаёт эффект мелких трещин, совсем как на старинных изделиях из фарфора. Освещение на станции рассеянное, мягкое благодаря тому, что потаённые светильники вмонтировали в специальные карнизы и свет направили вверх.

Вестибюль станции украшают металлические сферы диаметром 2,5 метров. Огромные сверкающие шары служат не только эффектным элементом дизайна, но и опорой наземного фойе. Внутри у них стеклопакет, предотвращающий промерзание. Интересна технология изготовления этих элементов. Шары сначала выравнивали, делали из них полусферы, а затем распиливали, т.к. одна часть устанавливалась в интерьер, а вторая наружу, создавая эффект единого объекта.

🚇 «Рижская»

Ведущий мотив оформления станции — металлические арки со светодиодной подсветкой по краям. Дизайн интерьеров футуристичен — так могло бы выглядеть пространство летающей тарелки или космического корабля будущего. На самом же деле дизайн-код «Рижской» — это скорее о прошлом, об исторической преемственности места. На ней строилась идея архитектурного замысла.

Там, где сейчас находится Рижский вокзал, в стародавние времена располагался въезд в Москву. Об этих старинных «воротах в город» теперь напоминает галерея из 16 порталов-арок из нержавеющего металла, в четыре метра высотой, украсивших вестибюль и перронный зал станции. Светло-серый цвет стали и гранита здесь смешивается с нежно-розовыми оттенками. Путевые стены на станции решили оставить открытыми — можно увидеть чугунные тоннельные тюбинги, которые обычно скрыты от глаз пассажиров за внешней отделкой.

🚇 «Нагатинский Затон»

Дизайн «Нагатинского Затона» разработчикам подсказала локация станции. Она расположена на мысе Нагатинской поймы, а при выходе из нее открывается чудесный вид на Москву-реку. Создатели захотели превратить транспортный объект в своеобразный музей, посвящённый обитателям рек и озёр Московского региона.

Путевые стены станции украсила целая стая рыб. Здесь всем знакомые лещ, карась, бычок, налим, окунь, судак, плотва, головастик, щука. И более редкие — голавль, ротан, уклейка. Изображения большие и реалистичные, выполнены из натурального камня в виде мозаичного панно.

Декоративная композиция получилась настолько выразительной, что никаких других украшательств не потребовалось. Оформление поверхностей в помещениях станции решено было сделать нейтральным. На потолках перронных и кассовых залов, на сводах эскалаторных тоннелей установили белые алюминиевые панели. Путевые стены и стены залов облицевали мрамором белого цвета и габбро. Полы выложили светлым гранитом.

А вот топ-3 самых красивых станций БКЛ по итогам голосования 2021 года 👇

🚇 «Мичуринский проспект»

Станция, построенная в месте пересечения улицы Удальцова и Мичуринского проспекта, — самая красивая по версии жителей города. За нее было отдано больше всего голосов в конкурсе, который проводился на платформе «Активный гражданин». Москвичи выбирали из 12 станций, открывшихся на БКЛ в 2021 году.

Станция «Мичуринский проспект» посвящена российско-китайской дружбе. Проект разрабатывался вместе с архитекторами из Китая. Главным украшением перронного зала стали подвесные светящиеся панно из органического стекла с китайскими орнаментами, олицетворяющими дружбу. Не случайна и цветовая гамма объектов станции. Например, колонны ярко-красного оттенка символизируют процветание. К ним, кстати, стоит присмотреться. В отделке колонн использован новый искусственный камень — кварцевый агломерат.

По словам Романа Баранова, главного архитектора станции «Мичуринский проспект», натурального материала такого эффектного алого цвета не существует. А вот агломерат может быть абсолютно любого тона, при этом он не впитывает влагу и твёрд как гранит.

Наземный павильон станции выполнен в спокойной светлой и тёмно-серой палитре. Главный акцент здесь подвесные панели из алюминия, украшенные текстурным цветочным мотивом.

🚇 «Новаторская»

-5

Станция получила наименование из-за местоположения: её открыли там, где улица Новаторов пересекается с Ленинским проспектом. Название было поддержано архитектурной концепцией. Создателям «Новаторской», благодаря инновационным приёмам, удалось построить станцию единственную в своем роде, такой в системе Московского метрополитена еще не было.

Главное здесь — свет! В подземном зале всегда светло и солнечно. Источник фантастической иллюминации — «пламенеющий» потолок, собранный из разноформатных стеклянных панелей, внутри которых пленка оранжевого цвета трёх оттенков. Между этими фильтрами размещены лампы. Надо сказать, стекло впервые применили для отделки потолка в метро. Никакой другой материал не передаёт всю многогранную игру света. Его яркий, тёплый поток, по замыслу архитекторов, и символизирует энергию новаторства.

В остальном оформление пассажирской платформы довольно нейтрально — все поверхности выдержаны в спокойной, лаконичной гамме, чтобы не отвлекать от главного элемента. За исключением ещё одного цветового акцента, оживляющего монохромный интерьер наземного вестибюля. Это билетная касса, облицованная искусственным камнем оттенка мандарина. Заметим: оранжевый — один из цветов, часто используемых в оформлении транспортных объектов. Его легко различить на большом расстоянии.

Свежесть решений и оригинальный дизайн станции оценили горожане: «Новаторская» заняла почетное второе место в рейтинге самых красивых станций БКЛ.

🚇 «Аминьевская»

Здесь тоже главная фишка — оригинальный потолок. Только не лучезарный, а прохладный, морской. Объемная верхняя часть станции «Аминьевская» выполнена из множества алюминиевых реек, выложенных в форме волны. Потолок имитирует кинетическую конструкцию и даёт эффект настоящего движения.

По словам Георгия Друговского, одного из разработчиков проекта, за основу бралась линейная форма, напоминающая незамкнутый треугольник, и запускалась в специальной программе по траектории волны. В результате получилась сложная трёхмерная композиция, где каждый элемент строго на своем месте. Интересно, что у самого архитектора инсталляция вызывает ассоциации не с морем или барханами, а «сокровищами» Палеонтологического музея — останками китов и динозавров. Так что каждый увидит на потолке этих подземных чертогов что-то своё.

Необыкновенно хороши путевые стены «Аминьевской», декорированные в оттенках синего. Узор выстроен в технике пиксельного растра. Этот типографский приём, характерный для изображений в стиле поп-арт, был моден в 60-е годы прошлого века. Суть в том, что при помощи точек разного масштаба на поверхность наносится пиксельный рисунок. Вблизи — это просто хаос из окружностей. Картину можно увидеть лишь с определённого расстояния. Холодная голубая палитра стен изысканно сочетается с глубоким шоколадным оттенком массивных гранитных колонн и полом из серого камня.

Не проходите мимо наземных вентиляционных киосков, через которые на станцию поступает воздух. В их отделке были использованы листы нержавеющей стали с «молотковым эффектом» — железо словно грубо отбили кувалдой. Этот материал — новинка в архитектуре.

«Аминьевская» закрывает тройку самых красивых станций БКЛ, согласно результатам народного голосования в проекте «Активный гражданин».

Вот еще несколько интересных и необычных станций БКЛ — все с особенностями и необычными деталями 👇

🚇 «Мнёвники»

Станция «Мнёвники» — замечательный образец стиля авангард в архитектуре метрополитена, победитель 2021 года в номинации «Лучшее архитектурно-градостроительное решение объекта транспортной инфраструктуры» ежегодной премии города Москвы в области архитектуры и строительства.

Центр притяжения здесь — огромная конструкция ярко-алого цвета в центре перронного зала. На создание этого объекта группу архитекторов, разработавшую проект станции, вдохновила картина «Красный квадрат» знаменитого художника-авангардиста Каземира Малевича.

В целом дизайн «Мнёвников» строг и лаконичен и в этом его очарование. Минималистичность форм, отсутствие деталей, сдержанная цветовая гамма создают ощущение чистоты, простора и свежести. Стены и потолки оформлены материалами, имитирующими бетонную поверхность. Пол имеет однородное покрытие из светлого серого гранита. При этом станция отнюдь не безлика. Она вся построена на контрастах: цвета — красное-серое, фактур — глянцевая красная и матовая «бетонная», масштабов — гигантского размера арт-объект и скромного — лавочки для пассажиров.

Есть на стации «Мнёвники» также любопытные архитектурные нюансы, например, частичное повышение высоты главного вестибюля и формирование атриума с естественным освещением. Находясь на эскалаторе, сложно не заметить нависающие красные балки распорных конструкций.

🚇 «Савёловская»

-8

Эту станцию, напоминающую дизайном стиль лофт, возвели под Савёловским вокзалом, вдоль Третьего транспортного кольца. Она не только из числа самых красивых на Большой кольцевой линии, но и одна из самых сложных в техническом плане. Станция расположена на глубине более 65 метров.

Строителям приходилось прорубаться сквозь твердые породы, в том числе известняк и терракотовые глины, которым более 300 миллионов лет. Но результат того стоил. Получился уникальный подземный музей, в котором можно увидеть естественную красоту металла. Тюбинги из чугуна — «скелет» станции — смонтированы на пилонах и покрыты прозрачными панелями. Платформа похожа на стеклянный тоннель с каркасом из алюминия.

Впечатляет отделка «Савёловской». Всюду серый и белый мрамор, серый и чёрный гранит, стекло, стеклопластик, нержавеющая сталь. Интересная деталь — название станции. Оно есть не только на путевых стенах, но и над порталами со стороны центрального зала. Причём надпись дублируется на английском языке. Завершают оформление станции оригинальные световые элементы —светодиодная подсветка на пилонах и светильник чечевичной формы в центре свода перронного зала.

🚇 «Электрозаводская»

Станция «Электрозаводская»: белый оштукатуренный потолок, черные колонны, светильники с нержавеющим обрамлением в круглых сквозных проёмах. Станция вышла монохромной и несимметричной: на одной стороне по балкону идет галерея, украшенная большими панорамными проёмами — одним из главных элементов декора.

Но главная «достопримечательность» «Электрозаводской» — грандиозное панно «Битва героев», расположенное на путевой стене, напротив пешеходной галереи. Длина композиции – 163 метра, высота – 7 метров. Чтобы рассмотреть всё панно, придётся прогуляться по платформе. «Битва героев» воссоздаёт собирательный образ защитника Древней Руси. В сценах сражения участвуют разные персонажи.

Идеей для сюжета стало предание, связанное с историей места, где находится станция. Несколько веков назад здесь стояло подмосковное село Рубцово. Говорят, его название произошло от прозвища Рубец. Так прозвали воина из-за раны, полученной при защите московских рубежей. Согласно другой версии, в XIV-XV веках поселением владели бояре Квашнины, которые во времена правления Дмитрия Донского слыли бесстрашными ратниками. Одна ветвь этого рода носила фамилию Рубцовых.

Панно — работа известного художника Александра Рукавишникова. Выполнено на стекле в технике многоцветной печати.

Интересно оформлен также вестибюль «Электрозаводской». Синий потолок символизирует небесный свод. Он гармонично сочетается со стенами из матового стекла, за которым спрятаны лампы, создающие эффект дневного света.

🚇 «Лефортово»

Станция «Лефортово», расположенная в одноимённом районе между улицами Солдатская и Наличная, украшена рисунками, стилизованными под гравюры XVII-XVIII веков. Монохромные картины размещены в вестибюле станции и зале, где находятся билетные кассы.

Оформляя интерьеры подземки, дизайнеры вдохновлялись богатым прошлым этих мест и прежде всего историей знаменитого Лефортовского дворца, что стоит на правом берегу реки Яузы в соседнем Басманном районе. Чёрно-белое панно площадью около 40 кв. метров, с изображением величественного здания с шатровыми крышами, отражающегося в водах Яузы, занимает одну из стен вестибюля.

Первому хозяину дворцового комплекса и соратнику Петра I, Францу Лефорту посвящена художественная композиция возле кассовых блоков. Картина около пяти метров диаметром, с геральдическими символами фамильного герба, помещена в потолочную нишу и освещается встроенными лампами. При отделке «Лефортово» использовался белый мрамор, серый гранит, фибробетон и алюминиевые панели.

🔥 Понравилась статья? Ставьте 👍 и подписывайтесь на наш канал. Больше интересного – в нашем Telegram!

------------------------------------------

Также может быть интересно: