Найти тему
Галерея BazArt

ВЕЛИКИЕ МИСТИФИКАТОРЫ. ГРАФ СЕН-ЖЕРМЕН

15 февраля 1785 году в Париже открылся съезд масонов всех систем и стран. Председателем был избран Савалетт де Ланж хранитель королевской казны, Великий офицер Великого Востока и высший посвященный масонства, который в 1771 году объединил все масонские ложи Франции в новую ложу "Объединённые друзья" (Amis Réunis). Собственно, целью съезда являлось объединение теперь уже не только французских лож, но и представителей других стран. Со стороны Франции на съезде в числе прочих присутствовали Жан-Батист Виллермоз, Франц Анто́н Ме́смер, Луи Клод де Сен-Мартен, а так же граф Сен-Жермен. Однако согласно записи в церковной книге немецкого города Эккернфёрде граф Сен-Жермен 27 февраля 1784 года упокоился с миром и был захоронен в церкви Святого Николая. Правда, вот незадача – в результате наводнения гробница графа была разрушена.

Впрочем, сам граф неоднократно уверял, что бессмертен. На вечерах у парижской знати граф любил рассказывать о далеких исторических событиях, причем описывал все в мельчайших подробностях, демонстрируя прекрасные знания истории. При этом граф сохранял ледяное спокойствие, говорил серьезно, не позволяя усомниться в правдивости его историй, а еще никогда ничего не ел и не пил, объясняя, что сидит на особой диете. Он уверял, что лично знал Понтия Пилата, подробно описывал дом римского префекта и даже блюда, которые подавали к столу во время их общения. «Мы были друзьями, - говорил он об Иисусе Христе. – Это был лучший человек, какого я знал на земле, но большой идеалист. Я всегда предсказывал ему, что он плохо закончит». (Вам это Воланда не напоминает?) Все эти фразы он ронял как бы невзначай, на ходу, что производило на слушателей еще большее впечатление.

Так кто он такой, этот загадочный граф Сен-Жермен? Авантюрист, шарлатан, обманщик и мистификатор или один из тайных тибетских мудрецов, каким его считала Блаватская, а может быть вечный жид. История умалчивает. Однако вне всяких сомнений это был один самых образованных и талантливых людей своего времени. По крайней мере того отрезка времени, когда граф радовал своим присутствием. Ведь после его смерти граф хоть и попадался время от времени на глаза своим бывшим знакомым, но в общественной жизни больше не участвовал. Или просто сменил имя.

Достоверно не известно о его происхождении. Версий много, но не одна не имеет подтверждения. Сохранился только один его портрет, это гравюра с надписью «Граф Сен-Жермен, знаменитый Алхимик. Он, словно Прометей, похитил пламень тот, которым полон мир и всякое дыханье. Натура жизнь ему покорно отдает. Он если сам не Бог, то Божье приказанье».

Граф Сен-Жермен. Гравюра  кисти Николаса Тома, выполненная в 1783 году по мотивам картины, принадлежавшей  маркизе д'Юрфе и ныне утраченной.  Лувр,  Франция
Граф Сен-Жермен. Гравюра кисти Николаса Тома, выполненная в 1783 году по мотивам картины, принадлежавшей маркизе д'Юрфе и ныне утраченной. Лувр, Франция

Граф был превосходно образован, говорил на нескольких европейских языках, а так же знал арабский и древнееврейский, прекрасно знал историю, причем демонстрировал глубокие и детальные познания, вплоть до мельчайших подробностей той эпохи, о которой рассказывал, так же обладал обширными знаниями в области естественных наук, особенно химии. Где граф мог получить такое блестящее образование, остаётся загадкой.

Сен-Жермен обладал необыкновенными способностями, у него была отменная память, прочитав один раз газету, он мог пересказать ее от начала до конца, он умел писать обеими руками, причем каллиграфическим почерком, он мог под диктовку писать текст одновременно обеими руками на двух листах, причем впоследствии листы можно было накладывать один на другой, и они точно совпадали.

А еще он был и талантлив. Хорошо рисовал, причем краски для своих полотен делал сам, а формулу держал в секрете. Писал литературные произведения, отлично играл на скрипке и других музыкальных инструментах, писал музыку. В его композиторском портфолио шесть трио-сонат для двух скрипок с басом для клавесина или виолончели, семь соло для скрипки, 7 английских песен и 46 итальянских арий. Произведения композитора Сен-Жермена до сих пор исполняются и входят в репертуар различных мировых оркестров и ансамблей.

Партитура для скрипки соло Сен-Жермена
Партитура для скрипки соло Сен-Жермена

Добавим к этому, что он был хорош собой и необыкновенно богат.

А теперь представьте себе: 1748 год, Франция, Париж, при дворе появляется некий человек, называющий себя графом Сен-Жерменом (возможно от латинского Sanctus Germanus – святой брат). Он обаятелен, умен, привлекателен внешне, у него отличная фигура и прекрасные белые зубы (где он их только отбеливал в 18 веке!), безупречные манеры, одет неброско, но со вкусом, при этом несказанно богат. Никто не знает, кто он, его происхождение - тайна. Все, что о нем известно, это то, что с 1737 по 1742 год он жил в Персии при дворе Надир-шаха и занимался научными исследованиями, затем перебрался в Лондон, владел изысканной коллекцией драгоценностей, выступал как скрипач виртуоз, исполняя свои произведения, однако во время восстания якобитов в Шотландии был обвинен в шпионаже и арестован, но отпущен за отсутствием улик и даже подружился с Филипом Дормером Стэнхоупом 4-м графом Честерфилда. Все это известно из писем Хораса Уолпола, 4-го графа Орфорда.

Затем граф переехал в Вену, где имел высокое положение и большие связи. Премьер-министр императора Франца I, принц Фердинанд Лобковиц являлся его другом. Лобковиц познакомил Сен-Жермена с с французским маршалом Бель-Илем, который и пригласил графа в Париж. Заметьте, уже снабжённого прекрасными рекомендациями.

В Париже граф Сен-Жермен окружен влиятельными вельможами, среди которых Маркиза де Помпадур и принцесса Иоганна Елизавета Ангальт-Цербстская, мать российской императрицы Екатерины II.

Франсуа Буше Мадам де Помпадур. 1756 Старая пинакотека, Мюнхен, Герман
Франсуа Буше Мадам де Помпадур. 1756 Старая пинакотека, Мюнхен, Герман

Кстати, о Екатерине II. Во время визита графа в Россию в Санкт-Петербург в 1762 году фаворит императрицы Григорий Орлов вручил ему крупную сумму денег. Якобы это была благодарность за воцарение императрицы. Причем обращался Орлов к Сен-Жермену caro padre – дорогой отец. Действительно ли граф Сен-Жермен принимал участие в государственном перевороте, достоверно не известно.

Во время семилетней войны граф занимается дипломатией, по расположению короля Людовика XV он был отправлен в Гаагу с секретной миссией заключения мира с Англией и Пруссией. Однако в силу политических причин был отстранен от этой должности.

Затем была Англия, Россия, Голландия, Италия – граф вообще любил путешествовать, - и, наконец Германия город Эккернфёрде, где граф и провел последние годы жизни.

В Эккернфёрде граф оказался не просто так. Как уже упоминалось выше, он не просто неплохо, а прекрасно разбирался в химии, и, как и положено в те времена, был алхимиком. О его алхимических опытах ходили невероятные слухи. Граф Калиостро (да, да, тот самый) утверждал, что Сен-Жермен на его глазах простую монету 12 су превратил в золотую. А еще граф уверял, что способен «лечить» камни, увеличивать жемчужины и сплавлять бриллианты – из горсти маленьких сделать один большой. Самой известной является история с бриллиантом короля, когда граф взял у Людовика камень с дефектом, а вернул без изъяна. Скептики, однако, утверждали, что граф просто подменил бриллиант и вернул совершенно другой, поскольку имел огромную коллекцию бриллиантов, а на балу его видели с таким же бриллиантовыми пряжками на туфлях. Возможно, так и было. Граф был настолько богат, что разбрасывался бриллиантами? А ведь это не единственное свидетельство «лечения» камней. Кроме всего прочего, граф просто фонтанировал удивительными изобретениями, уверяя, что обладает великими знаниями. Так он раздавал дамам крем, который делал их красивее и тормозил процессы старения, предлагал сделать быстроходный корабль без парусов с чудесной навигацией, которым сможет управлять один человек, скорострельное оружие, которое сейчас бы мы назвали автоматом. Даже если это были придумки графа, все эти «изобретения» будут воплощены в будущем. В своих грандиозных фантазиях граф Сен-Жермен далеко определил свое время.

Некоторые историки считают графа Сен-Жермена шпионом. Правда, на кого он работал, остается неясным. Возможно, этому способствовала любовь графа к смене имен. Путешествуя, граф использовал около десяти различных имен: маркиз де Монферра, граф Белламар, шевалье Шёнинг, граф Уэлдон, граф Салтыков, граф Цароги, принц Рагоци, господин де Сен-Ноэль, купец Нобле, господин де Сюрмон и даже «американец из Фелдерхоффа. Причем граф любил появляться «на поворотных пунктах истории» именно там, где в этот момент начинали происходить судьбоносные события: переворот в России с восшествием на трон Екатерины II, восстание якобитов в Шотландии, семилетняя война, незадолго до революции во Франции. Случайно? Каким ветром его туда заносило? Умел предсказывал будущее. Так, согласно воспоминаниям графини д'Адемар, граф предупредил Марию-Антуанетту о страшном будущем королевской семьи, о том, что ужасная анархия опустошит Францию, о гибели монархии, о том, что времени осталось совсем немного. Однако Мария-Антуанетта не придала этому значения, а во встрече с королем графу было отказано. Все это графиня д'Адемар описывает в книге «Воспоминания о Марии-Антуанетте».

Но вернемся в Эккернфёрд, где граф обосновался в 1779 году у известного покровителя алхимиков князя Карла Гессен-Кассельского, наместника датского короля в Шлезвиге. Здесь в летнем замке князя в Луизенлунде граф открывает алхимическую лабораторию Alchemistenturm (башня алхимии), а в Эккернфёрде граф и князь открывают фабрику по окраске шёлка. А в 1784 году граф Сен-Жермен умирает. Во всяком случае исчезает из поля зрения. Умер граф в своей резиденции, князь в это время отсутствовал, он был в Касселе, то есть свидетелем смерти не был. Похоронили графа 2 марта в церкви святого Николая. 3 апреля городской совет Эккернфёрда объявил о продаже с аукциона оставшегося имущества графа в том случае, если наследники не объявятся. Наследники не объявились.

Церковь святого Николая в Эккернфёрде
Церковь святого Николая в Эккернфёрде

И вот, что интересно. Наследство графа состояло из оплаченных счетов, 82-х рейхсталера, 13 шиллингов (наличными), 29-и предметов одежды и… все. Никаких бриллиантов, золота, драгоценных камней после графа не осталась, исчезла и его скрипка, не нашлось никаких записей, никаких артефактов из многочисленных поездок графа. Трудно представить, что князь Карл Гессен-Кассельский украл наследство графа. Фабрику передали в дар Короне, и вскоре она была преобразована в больницу.

И вот с этого момента покойник начинает объявляться то там, то сям. То его видели на уже упомянутом выше съезде масонов в Париже, то в 1788 году его встречают в Венеции на площади святого Марка, то опять в Париже, а в 1790 году он якобы сказал австрийскому розенкрейцеру Францу Грефферу: «Я ухожу... Когда-нибудь мы еще увидимся. Я очень нужен сейчас в Константинополе. Затем отправлюсь в Англию, где мне предстоит подготовить два изобретения, о которых вы услышите в следующих столетиях... К концу этого столетия я исчезну из Европы и отправлюсь в Гималаи. Мне необходимо отдохнуть. И я должен обрести покой. Ровно через 85 лет я вновь предстану перед людьми. Прощайте. Да пребудет с вами любовь моя».

Так была ли смерть, или это инсценировка? Очередная мистификация? А на самом деле он забрал все ценные вещи и исчез? Уже упомянутая графиня д'Адемар, описывая первую встречу с графом в 1743 году, пишет, что ему было лет 45. То есть на момент смерти графу должно было быть приблизительно 84 года. Почтенный старец. В то время человеку такого возраста путешествовать достаточно проблематично. А в 1790 году графу и вовсе стукнуло бы 90. И тем не менее свидетельства этих загадочных встреч сохранились.

Есть еще один любопытный нюанс. Граф был невероятно везучим человеком. Всю жизнь врать про превращение камней в золото и переплавку бриллиантов и ни разу не попасться. Его коллегам алхимикам не так везло. Так алхимик Иоганн Фридрих Бёттгер после демонстрации превращения ртути в золото был заключен под стражу в «золотой дом», где должен был наделать из ртути золота для курфюрста Августа Сильного. Правда, ему это не удалось, зато он создал первый в Европе тонкий белый фарфор, знаменитый на весь мир Мейсенский фарфор. Однако, практически всю жизнь прожил взаперти, вдыхая пары ртути.

А еще графа Сен-Жермена никогда никто не видел старым. Во всяком случае, свидетельств этому нет. А ведь в Эккернфёрде жил уже глубокий старец.

Безусловно, граф Сен-Жермен был одним из образованнейших и богатейших людей своего времени. Он вполне мог прожить спокойную размеренную жизнь в каком-нибудь замке, жениться, обзавестись потомством, но он предпочел быть богатым скитальцем с туманным прошлым. Если он был настолько богат, а это подтверждается многочисленными источниками, то для чего ему нужны были все эти авантюрные алхимические истории с превращением камней в золото и сплавами бриллиантов? Какими знаниями он обладал на самом деле? И вообще, кто он? На все эти вопросы до сих пор нет ответа.

А еще граф не любил оставлять следов. По личному указанию императора Наполеона III более 20 лет собирались вещи и документы, так или иначе связанные с графом. Причем там были уникальные свидетельства современников графа и личные письма графа. Все это богатство хранилось в библиотеке городской полицейской префектуры. В дни Парижской Коммуны в 1871 году библиотека сгорела, навсегда лишив историков возможности разгадать тайну графа.

«Калиостро был хвастуном, однако граф Сен-Жермен хвастуном не был, и когда утверждал, что обучился химическим секретам египтян, он нисколько не преувеличивал. Но когда он упоминал подобные эпизоды, никто ему не верил, и он из вежливости к собеседникам делал вид, будто говорит в шутку».

Умберто Эко «Маятник Фуко»

А может и сейчас граф Сен-Жермен под другим, конечно, именем, в дорогих часах с бриллиантами Rolex, в дорогом авто с телефоном последней модели движется по автостраде навстречу великим событиям, происходящим в мире. Ведь именно сейчас такой виток истории, как он любил.