Найти тему

Что такое франшиза? Простым языком.

Что такое франшиза. Простыми словами.

Дословно с французского franchise переводится, как “льгота”.

И если верить Википедии “Франшиза — объект договора франчайзинга, комплекс благ, состоящий из прав пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера, а также иных благ, необходимых для создания и ведения бизнеса”.

Но, здесь Википедии лучше не верить, потому что: во-первых, договора франчайзинга в Российском праве не существует, также как и термина Франшиза. То есть, если вы хотите купить франшизу и вам присылают на подпись договор под названием Договор Франчайзинга - вы должны как минимум насторожиться. Потому что юридически такого договора в России нет.

Давайте разбираться.

Начнем с того, что всем, кто хочет работать во франчайзинге стоит почитать небольшую, но содержательную главу Гражданского кодекса под номером 54, называется она Коммерческая концессия. Вот собственно этой главой и регулируется в России франчайзинг. Итак, франшиза - это набор техник, знаний и инструментов, направленных на то, чтобы покупатель создал и развивал бизнес, аналогичный бизнесу продавца франшизы. При этом покупатель франшизы ведет деятельность самостоятельно на свой страх и риск, но с полной заинтересованностью и содействием продавца франшизы.

Франшиза может быть оформлена по договору коммерческой концессии, если основным активом который передается является Товарный знак.

Договор коммерческой концессии регистрируется в ФИПС, может быть бессрочный или на определенный срок, с единовременными и/или периодическими платежами.

И всё бы ничего, но на деле договор коммерческой концессии - это только один из вариантов передачи прав на франшизу.

Если основным активом бизнеса является не товарный знак, а патент ( на полезную модель, изобретение, промышленный образец или программное обеспечение), то заключать нужно Лицензионный договор. Там уже будут стороны которые называется Лицензиат и Лицензиар. Такой договор также в обязательном порядке регистрируется в ФИПСе. И этот договор тоже отлично регулируется взаимоотношения франчайзера (того кто продает франшизу) и франчайзи (того, кто ее покупает). Например, свою франчайзинговую сеть Реклама на кнопке мы построили именно на патенте на полезную модель и лицензионных договорах, хотя у нас и был товарный знак. Основу бизнес составлял не он - а патенты на рекламные конструкции.

Но есть и такие франчайзинговые сети, в которых нет ни Товарного знака, ни патентов. И они достаточно успешно работают. Что же лежит в их основе? Ноу-хау. Путем введения режима коммерческой тайны в компании, создается такой продукт как ноу-хау. Его не нужно регистрировать в ФИПС. И с франчайзи заключаются, например, договор коммерческого партнерства.

Что же всё это значит? А значит только одно, что качественная франшиза, которая видит своей целью создание и поддержку прибыльного бизнеса партнеров не обязательно должна иметь Товарный знак, или патент. Она должна иметь в своей структуре прибыльную, воспроизводимую, системную бизнес модель.

И наоборот, наличие у компании товарных знаков, патентов и ноу-хау совсем не гарантирует прибыльного бизнеса у франчайзинговой сети.

Хорошо, конечно, когда есть и то и другое).

И все попытки принять закон о франчайзинге и ввести таки этот термин в юридический оборот. А также создать по аналогии со странами Европы и США регулятор, который будет аттестовывать франшизы пока успехом в России не увенчались.

Удивительно, что пока единственным, кто хоть как-то проверяет и сортирует тех, кто хочет продавать франшизы - являются некоторые Каталоги франшиз.

Например, каталог Франшиза ру не поместит ваше предложение с франшизой в основной раздел, если у вас нет Товарного знака или патента. Она сделает пометку, что это не франшиза, а готовый бизнес. Также некоторые каталоги франшиз проверяют действительность отзывов покупателей франшизы, а также какое количество договоров было фактически зарегистрировано в ФИПС. А еще составляют рейтинги франшиз. Наша франшиза вошла в ТОП-3 лучших франшиз в категории В2В, поэтому мы можем подтвердить, что в ходе составления рейтингов, каталоги действительно запрашивают и проверяют данные по финансовым показателям головного офиса и сети франчайзи, обзванивают партнеров и получают информацию из первых уст.

Прибыльного и приятного вам франчайзинга! Забирайте подарок полный Глоссарий терминов франчайзинга.