Присутствие большого числа гидронимов с корнем «инд» на всей территории современной России не может не озадачить. Любая версия их происхождения без железных доказательств – будет сомнительной. И если предки индейцев Америки шли с территории, конечная точка которой га Чукотке отмечена озером Индиго, то связать их имя с другими такими же названиями на территории Сибири, вполне уместно. Кстати, река с тем же названием Индига течет в тысячах километров к западу на территории Восточно-Европейской равнины в Ненецком автономном округе, и впадает в Индигскую дугу.
Но, скажем, на европейской части России до Урала индейцев вроде бы не было, но порядка 30-ти названий с корнем «инд» там присутствуют. Одно название реки Индасарь в Вологодской области, или семи названий озер и реки Индус в устье Печоры чего стоят. И здесь исследователи заговорили о присутствии здесь как минимум 5 тысяч лет назад древнеарийской общности, в составе которой пребывали и наши предки. О чем свидетельствуют и другие индоарийские гидронимы Европейской части России, а также уникальное сходство русского и древнеиндийского языков (54% общей лексики – С. Старостин).
Например, а что за это племя "гангане", обитавшее в окрестностях Онежского озера, где до сих пор сохранились названия с именем Ганг. Гангане упоминаются в первой русской летописи - «Степенной книге», как уникальный народ, который еще в 14 веке обитал по рекам и озерам Руси. Также и в «Жизнеописании Стефания Пермского» говорится:
«Се же имена иноязычным странам и местом живущих около Перми: гангане, заонежане, и пр.». Все они показаны на карте:
Позже ганган стали звать Гайняне (Гаяне, Гайане). Но и до сих пор русские люди живут еще, например, в деревне Большое Гангозеро в Кондопожском районе Карелии.
Пока спорным остается вопрос, как эта древнеарийская общность оказалась в самом сердце будущей Руси. Но миграция ариев с этой территории к южному Уралу (Аркаим), а далее на юг, на территорию будущей Индии, вероятнее всего, и привела к появлению там этого имени.
В комментарии на предыдущую мою статью напомнили об инициативе премьера Индии Н. Моди переименовать Индию в Бхарат с обоснованием, что:
"Название «Индия» было дано стране Великобританией во время ее колониального правления и, таким образом, является символом рабства, тогда как испокон веков она называлась Бхарат".
Удивляться этому сегодня не приходится. И дело не в отсутствии мудрости у Моди. Это просто вирус, поветрие какое-то.
Да, Н. Моди – это не Махатма Ганди и Рабинадат Тагор, великие деятели, борцы за независимость Индии от англичан, которым и в голову не приходило, освободившись от британского влияния, тут же переименовать страну, основанную на берегах великой реки Инд. Впрочем, чем, несмотря на внешнюю солидность, Моди отличается от Макрона, Шольца и всей современной властной толпы?
Что в современной Индии, что в современной России, мало кто помнит о путешествии Афанасия Никитина в ИНДИЮ. Он стал первым европейцем, достигшим Индии еще в XV веке и первым открыл сухопутный путь в Индию. Читайте его "Хождение за три моря". Мы в школе о нем не только слышали, но и знали. Англичан еще и близко не было, а Индию на Руси уже Индией звали. Более того, благодаря Афанасию Никитину, Русь уже торговала с Индией. Только через 30 лет водным путем до Индии добрался Васко да Гама. И это очень интересная история.
И вот еще замечание в комментариях:
В Швеции есть довольно большая река Индальсэльвен, где эльвен значит, река, и по аналогии с названием там же реки Вендальсэльвен, что значит, река вендалей, то есть вендов, то река Индальсэльвен будет иметь перевод как река, сами понимаете, кого. Корень Инд в названии водных объектов есть также в Латвии и Литве. А в северной Америке водных объектов, где бы наличествовало слово Инд, просто нет.
Отлично! Такое шведское название только подтверждает факт распространения названий с корнем «инд» и на Скандинавию.
А их присутствие в странах Балтии было бы не удивительным, если, там эти названия обнаружились бы. Поскольку Балтия уже 6 тысяч лет назад пребывала в ареале археологической культуры шнуровой керамики, принадлежащей в основном носителям гаплогруппы R1a-Z645.Она слывет предковой для древних арией. Также и в мифологии этого региона сохраняются отголоски имени ведического бога Индры. Так, литовский ученый А. Сейбутис поведал одну литовскую сказку, где повествуется о дочери солнца по имени Индраи. Сходство этого имени с именем индусского бога Индры не случайно. В сказке рассказывается о странствии дочери солнца Индраи к стекольной горе в стране вечной ночи. Страна вечной ночи – это Заполярье, стекольная гора – ледяная гора, гора Меру или Хару Ригведы. Ученый предположил, что этой сказке 10-12 тысяч лет.
Далекие отголоски отображения самого архаичного из божеств Ригведы – бога Индры и его «звериных» функций по освобождению земли ото льда и освобождению вод известны были и нашим предкам. Уже почти забыта русская песня «Индрик-зверь» 9-13 веков или былина уральских казаков «Индрик-зверь», записанная от охотника Ивана Чакрыгина, где персонаж этой былины воспринимался не как мифологическое существо, а как лютый зверь. В многочисленных вариантах «Духовного стиха о Голубиной книге» имя этого зверя встречается в таких формах, как Индрок, Индра, Белояндрик, Вындрик..
В Северной Америке гидронимов с корнем «Инд» нет, и не может быть, так как нет и носителей его. Зато есть целый штат Индиана, как память о том, что когда-то там жили индейцы. Белые «господа», прибывшие с Колумбом и после него, особенно англосаксы, так были озабочены своей светлой мечтой, что почти подчистую избавились от аборигенов. В том же штате Индиана сегодня почти из семи миллионного населения осталось только 0,3% индейцев. Что там могло сохраниться из старых названий, если самих носителей языка устранили, а оставшихся одарили английским языком. Какие гидронимы, какие традиции?
Те же носители гаплогруппы Q, которые прошли в Южную Америку, в которой сегодня живут 95% носителей этой гаплогруппы, не обязательно могли за долгое время миграции на юг материка сохранить память о былой прародине и о ее топониамах.
Так или иначе, любая версия, версией и остается. Но пока не получены ответы на все вопросы, версии должны выдвигаться. А следом – уже анализ и синтез, или процесс рассмотрения версий, фактов и построение гипотез. Поэтому, с учетом уже сказанного, то есть топонимики, требуется рассмотрение двух вопросов – археологических культур этих территорий и генеалогии древнего населения.
Наиболее вероятными обладателями древнеарийской гидронимии могли быть носители R1a- Z645 культуры шнуровой керамики, которая выдвинулась на Русскую равнину как фатьяновская культура.
Выдвинулась-то она выдвинулась, но туда, где приблизительно с 7 по 4 тысячелетий назад вся территория северо-востока Европы (Скандинавия, русский северо-запад, Белоруссия, Прибалтика) входила в культурно-историческую общность культуры ямочно-гребенчатой керамики. Носителями этой культуры были предположительно охотники и собирателями. На востоке гребенчатая керамика простиралась до Уральских гор. Полагают, что включала в себя и нарвскую культуру в Литве, причем, последняя в Литве имела признаки земледельчества.
В составе культурной общности ямочно-гребенчатой керамики выделяется несколько родственных культур: каргопольская культура, карельская культура, беломорская культура.
Есть основание обратить внимание на каргопольскую культуру, которая была распространена на юго-западе Архангельской области и севере Вологодской области, в районе озёр Лача, Воже, Кенозеро и у Белого озера.
В этой культуре известно несколько могильников с сохранившимися кое-где антропологическими остатками (Кубенино, Караваевский могильник, Верхнее Веретье на Кинеме, Мыс Бревенный, Нефедьево (Кубенское озер), Сухое на реке Ковже. Встречается засыпка красной охрой (Кубенино, Караваевский), но не везде. Умерших хоронили в вытянутом положении на спине, животе (Кубенино, Караваевский), иногда на боку (Мыс Бревенный). К слову, положением на спине отличались еще до прихода в Европу носителей R1b носители I и C.
В каргопольской культуре на многих стоянках встречаются украшения из кости, сланца и янтаря. Украшения в виде сланцевых дисков с отверстием в центре и кольцо с двумя отверстиями из Караваевской стоянки оказались аналогичны изделиям неолита Восточной Прибалтики, Финляндии и Карелии. Что указывает на особое значение этих украшений. Каргопольская скульптура из не пластичного сланца отличалась изображением в основном человека в фас. Также найдены похожие фигурки «идолы» из глины. Традиция этих изображений по мнению археологов уходит в более глубокую древность, к населению ямочно-гребенчатой керамики Русской равнины.
Что касается волосовской культуры на территории центральной России, то на основе археологических и антропологических материалов ее исследователи, А.Л. Никитин и Д.А. Крайнов, высказали предположение, что носители волосовской культуры пришли с северо-запада, с территории Восточной Прибалтики. Сложение же данной культуры происходило на территории Валдайской возвышенности, с которой ее носители расселились в Волго-Окском междуречье. Волосовцам приписывается и некий палеоевропейский язык, хотя в антропологии волосовцев просматриваются элементы позднейшего населения этих территорий – славян и балтов. Так или иначе, когда индоевропейские племена фатьяновцев прошли на территорию волосовцев в район междуречья Волги и Оки, то по мнению Д.А. Крайнова, они попали в частично родственную среду потомков северных индоевропейцев. Только как эти северные индоевропейцы там оказались?
О взаимоотношении волосовцев и фатьяновцев смотрите статью https://dzen.ru/a/ZBrBplSkcRxJ06XW
Немного о карельской археологической культуре, которую относят к племенам охотников и рыболовов, обитавших на побережье Онежского озера в эпоху среднего неолита (7-4 тысячелетий назад). Основой хозяйства представителей этой культуры могло быть пойменное мотыжное земледелие. Считается, что культура возникла в результате миграции носителей ямочно-гребенчатой керамики из центра Русской равнины. С нею связывают Онежские и Беломорские петроглифы, хотя часть из них относится уже к бронзовому веку.
О массовой заселенности Прионежья в период ямочно-гребенчатой керамики писала С. Ошибкина, Ей и принадлежит открытие еще более древней культуры Веретье (9 тыс лет до н.э.) на юге Архангельской и на севере Вологодской областей. Памятники этой культуры расположились в ареале озер с очень интересным названиями Воже и Лача.
Уникальность открытия этой кульутры, не только в обнаружении в захоронениях останков людей почти 11 тысячелетней давности, но и в антропологическом отличии этих людей от европеоидов Прибалтики и территории Украины. Так, оба типа погребенных в мезолитическом могильнике Попово на Кинеме и на Южном Оленьем острове Онежского озера можно включить, как полагают, в единый кластер древнейшего европеоидного населения Восточной Европы в силу их теснейшего сходства.
Убедительны в этом плане костные останки мужчины позднего зрелого возраста со стоянки Песчаница. Это был высокорослый (~ 175—177 см) европеоид с продолговатым при виде сверху черепом (долихокранным) древнего вида. Эта высокорослость отличала его от мезолитического населения соседних территорий и приближала к более древнему населению предшествующего верхнепалеолитического времени.
На индивидуальном уровне, как в Западной Европе, так и в Восточной, встречались индивиды, с которыми Песчаницкий человек может быть сопоставлен напрямую – Павиленд (176,9 см), Кавийон (178 см), Кро-Маньон I (178,2 см) и Кро-Маньон III (176,6 см), Оберкассель (176,7 см), Пшедмости XIV (176,1 см). [ М.М. Герасимова, Д.В. Пежемский. Мезолитический человек из Песчаницы]
Большой удачей стала возможность определения его Y-хромосомной гаплогруппы R1a-YP1306* (на Yfull) с датировкой 10,5-11 тысяч лет назад. Этот носитель доарийской гаплогруппы стал уникальным представителем некоего древнейшего населения, которое, возможно, обитало в ареале древних культур территории нашей страны. Следы их, видимо, пока почти незначительны, но и мезолитический обитатель Южного Оленьего острова являлся носителем того же субклада гаплогруппы R1a-YP1306* с датировкой 7,2 тыс. лет назад. И последний общий предок этого субклада жил 12,8 тысяч лет назад.
Было бы не простительно не вспомнить и о том, что у представителей культуры гребенчатой керамики из местонахождения Кудрукюла (устье реки Нарва 5600 лет назад) определена архаичная Y-хромосомная гаплогруппа R1a-YP1272.
Так что, возможно, складывались обстоятельства, при которых эта «доарийская» R1a могла быть широко представлена на Русской равнине. Могла ли она, и внесла ли свой вклад в традиции Ведизма, и в мировоззрение образовавшейся в рамках КШК дальнейшей древнеарийской общности – это вопрос на будущее. Но считаться с представительством «доарийцев» в древнем постледниковом населении, территории средней России, возможно, приходится.
Подписывайтесь, делитесь, ставьте лайки!
С уважением, Борис Новицкий