Найти тему

Исчезающий купальник, черная Волга или городские легенды, которые имеют объяснение.

Страшные истории рассказывают все. И дети, и взрослые. Былички, как их называют специалисты по фольклору, существовали всегда. В деревнях рассказывали о том, как у коров пропадало молоко, а какой-нибудь житель деревни прятался и видел чёрную кошку, высасывавшую молоко. Тогда он рубил лапу кошке, а на следующий день находили соседку без руки. Эти истории разнятся деталями, но все об одном: ведьма – зло, нужно её распознать и обезвредить. Это своеобразное объяснение моральных и социальных норм при встрече со сверхъестественным. Городские же легенды были ещё в Древнем Риме, особенно, когда построили публичные туалеты. Откуда, думаете, байка о том, что кто-то выскочит из дырки в полу и схватит вас за что-нибудь? Или, не дай Бог, утащит? Так вот, в подобных историях страх уже вызывают не сверхъестественные силы, а нечто непривычное, новинки прогресса, так сказать. Тем не менее, главная функция современных городских легенд, как и традиционных, информирование и предупреждение о возможных опасностях. Чаще угрозы исходят от людей и от созданного людьми. В свое время очень досталось метро, в Америке там «жили» аллигаторы-людоеды, в России – крысы-мутанты.

Почему городские легенды популярны? Дело в том, что их литературная форма привлекает слушателей и заставляет воспроизводить определенные сюжеты снова и снова, привнося в них новые детали. Таким образом, особенность легенд в том, что они небольшие, отчасти веселые, отчасти страшные, легко запоминаются и пересказываются. Они достаточно парадоксальны, потому что непосредственно связаны с реальностью и вместе с тем максимально условны. В основе городской легенды могут быть как фольклорные мотивы, так и преувеличенные и приукрашенные истории о реальных событиях. Человек, рассказывая такую историю, всегда ссылается на некий авторитет: радио, тв, газету, родственника, знакомого или коллегу по работе. Это добавляет важности посланию и становится связующим звеном между говорящим и слушающим.

Обложка книги Э.Успенского "Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы"
Обложка книги Э.Успенского "Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы"

Помните, чего вы боялись в детстве? Зелёных человечков, гроба на колёсиках, бабая под столом или кроватью? Все мы слышали эти байки в тех или иных вариациях. Мы, в свое время, на базе отдыха устраивали с одноклассниками вызов «Пиковой дамы», духов писателей и поэтов. Весьма занятно, скажу я вам: смешно и жутко. Так вот, в 1990 г в журнале «Пионер» была опубликована повесть Э.Успенского «Красная рука, чёрная простыня, зелёные пальцы». Эта книга вызвала настоящий скандал, хотя в свое время Э.Успенский выступил по радио и обратился к юным слушателям с просьбой присылать ему «страшилки». Таким образом писатель оформил детское фольклорное творчество в гармоничное повествование по всем правилам литературного творчества. Там есть завязка, развитие, кульминация и развязка. Также присутствует и мораль. Надо признать, что в книге отлично систематизированы истории, передаваемые из уст в уста темными вечерами в спальнях пионерских лагерей и на скамейках во дворах. Так что эффект от книги не только развлекательный. Кстати, книгу сейчас совершенно спокойно можно купить в любом интернет-магазине. Не думаю, что современных мегаинформированных детей может напугать данное произведение, но советскому поколению есть что вспомнить.

А что же со страшилками для взрослых? Возможно, сегодня они покажутся нам очень смешными и нелепыми, в них было сложно поверить, но многие имеют объяснение. Например, чёрная волга-убийца.

-3

Якобы по всему СССР ездила страшная чёрная "Волга" (в других вариациях чёрный автобус "ЛАЗ"), откуда выходили люди и заманивали детей сладостями и мультиками. Больше этих детей никогда не видели. У волги-убийцы в номере непременно были буквы «ССД». Аббревиатура расшифровывалась «смерть советским детям». Иногда присутствовала атрибутика в виде чёрного гроба, дома или леса. В народе даже ходил стишок:

Красная площадь, зеленые елки.

Миша у елки сломал три иголки.

Черные Волги промчались, шурша, -

Мать не дождется домой малыша.

Откуда взялась эта легенда? - Оттуда. Версия с Берией и похищаемыми им девушками известна почти всем. Вторая версия связана с репрессиями и посадками, третья же , более поздняя, связана с маньяком, реально орудовавшим в Москве, он похищал и убивал мальчиков. Только на другой машине, все это тщательно скрывалось, но скорее всего кто-то проболтался, а дальше легенда обросла деталями и трансформировалась опять в чёрный автомобиль. Добавлю, что легенда эта не является специфически советской, она была очень распространена в Польше в 70-80 гг и Эстонии. У них на таких машинах «ездили» вампиры, священники, иностранцы или сотрудники спецслужб, которые выкачивали из детей кровь, пили или в спецконтейнерах отправляли за границу. Отсюда пошли истории о чёрных трансплантологах. (Кстати, сейчас это и не совсем легенды. Особенно в странах бывшего соцлагеря и в Латинской Америке.)

Исчезающий купальник.

Эта история носила назидательный характер. Девушкам в советское время хотелось наряжаться, они добывали модные импортные вещи у фарцовщиков. Одной дамочке удалось купить красивый модный купальник, она пришла в нем на пляж, зашла в воду, краски смылись (вариант: купальник растворился) и вышла она уже без него. (Кстати, эпизод с таким купальником был в нашем фильме «Кодекс молчания», там мафия подстроила ситуацию, в которой девушку сфотографировали после выхода из воды и шантажировали, чтобы она забрала свидетельские показания). Объяснялось это тем, что иностранцы стремились опозорить советскую женщину. Но не все так однозначно. Сперва история про купальник была придумана как розыгрыш, причем рассказал её американский журналист Уэбб Миллер, известный своими военными репортажами времён Первой мировой войны и тем, что был главой парижского бюро United Press. Увидев иллюстрацию к выдуманному рассказу об исчезающем купальнике в Париже (ох уж эти французы!) он написал о миллионере, который устраивал пикантные вечеринки на яхте и раздавал женщинам такие растворяющиеся в воде купальники. Почему народ поверил? Потому что в то время достижений в технологии ткани было много, да и начали появляться синтетические ткани с вполне «чудесными» свойствами. В 1935 г объявили никому не известную Кэсси Мозес создательницей сего чуда. Однако в 30-е гг это было мистификацией. Но купальник такой был, вернее, его создали в 60-е гг. Его разработал парижский дизайнер Мишель де Лакур. Статья «And on the Parisian Bathing Scene: It's Melting Swimsuits, Twin Tubs» об изобретении была напечатана в «The New York Times» 30 января, 1967г. Массового выпуска таких вещей не последовало. Гораздо позже, в 2009г немецкая компания «Get Naked Bikini» вовсю продавала растворяющиеся бикини. А вот американский дизайнер Линда Лаудермилк изобрела первый в мире действительно полностью растворимый купальник. Но растворяется он… в почве, примерно 180 дней. Так что можно поносить его сезон, а потом с чистой совестью закопать у себя на даче.

-4

Пересекаются с легендой о купальнике и истории о расползающихся костюмах. Но тут скажу сразу, такие случаи действительно имели место: в какой-нибудь центральный универмаг привозили мужские костюмы. То ли румынские, то ли югославские. Раскупали их моментально, а через какое-то время начинали приходить претензии, мол, костюмчики-то расползаются. Оказалось, в магазин привозили одноразовые костюмы для покойников, а люди по незнанию их покупали. Был большой скандал.

Какие городские легенды вы помните? Какие произвели на вас впечатление и запомнились больше всего? Поделитесь в комментариях.