Сегодня я прочитала, что 16 ноября во всём мире отмечают Международный день толерантности или Международный день терпимости. И "Остапа опять понесло". Ведь что такое толерантность? Это терпимость к чужому образу жизни, поведению, чужим обычаям, чувствам, верованиям и т.д.
Толерантность к инвалидам - это не жалость. Она подразумевает уважительное отношение и сострадание по отношению к людям с ограниченными возможностями. Толерантность к инвалидам в первую очередь проявляется в признании их как личности, обладающей теми же правами, что и у здорового человека, а также в оказании им необходимой помощи. Существуют документы, в том числе и международные, которые защищают и гарантируют права инвалидов. Это и «Декларация о правах инвалидов», и «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов», «Всеобщая Декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка». Но всегда возникает вопрос: "Готово ли наше общество к принятию других людей, не таких, как все?" Существовала и существует проблема негативного отношения со стороны окружающих.
Каждый человек хочет быть счастливым. Но у каждого свое понимание счастья. Кому-то его не будет без норковой шубы, миллиона на карте и шикарной яхты в Черном море. А человек с особенностями может чувствовать себя счастливым, когда он не обделен заботой и вниманием со стороны окружающих его людей.
В.А. Сухомлинский писал:
Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном состоянии другого человека.
Я не питаю иллюзий по поводу взрослой жизни нашего сына и прекрасно понимаю, что после школы, в лучшем случае еще год в училище, а дальше четыре стены и огороженный участок, если мы сами не придумаем для него другой жизни. Люди с ментальными особенностями часто непонятны и «неудобны» для общества. Окружающим не важно, какой у человека диагноз. Главное видно, что он не такой , как все. Начав писать про Саву, я все чаще стала задавать себе вопрос: "Почему люди боятся и думают, вдруг люди с ментальными особенностями будут вести себя неадекватно, кричать, бросаться на других? Откуда такой страх?" А недавно смотрела новости по телевизору и вдруг поняла такую вещь. Происходит какой-то криминальный случай. Показывают по телевизору например, как человек напал на прохожего. Где-то мельком проскальзывает, что у него наверное шизофрения. Или случай насилия, комментарии - о психической неуравновешенности. И зрители начинают думать, что все люди с ментальными особенностями - это шизофреники, психи и т.д. У них появляется уверенность, что эти люди могут быть опасны для окружающих и что им над жить изолированно. Они не знают или не хотят знать, что люди с ментальными особенностями даже при одинаковом диагнозе отличаются друг от друга. И наверняка большинство не знает, что люди с ментальными особенностями различаются по типу нарушений на людей с психическими расстройствами (биполярное расстройство, шизофрения, эпилепсия, тревожные расстройства, депрессия, панические атаки, анорексия) и людей с нарушением развития (расстройство аутистического спектра, детский церебральный паралич, синдром Дауна, нарушение интеллекта). У первой группы может не быть инвалидности, и внешне их сложно выделить . Они выглядят, как все. А вторая группа сразу выделяется. У кого-то все видно по внешним признакам, у кого-то по поведению. Люди не владеют информацией об особенностях развития ментальных инвалидов. За то видят, что у всех этих людей есть те или иные ограничения: двигательные, интеллектуальные, коммуникационные. И нет понимания, что таким людям сложнее вести обычный, привычный для большинства людей образ жизни: работать, учиться, заводить друзей и строить отношения.
Вы замечали, что многие люди часто предвзято относятся не только к уродству, но и к таланту и даже к красоте? Человек, так или иначе отличающийся, вызывает у некоторых особое и не всегда доброе отношение. Мы оцениваем людей по их внешнему виду и по умственным способностям. Может быть поэтому тема инвалидности всегда была проблемой для «нормального» общества, а дети с аномальным развитием пробуждают страх и нетерпимость?
Людям с ментальными особенностями можно и нужно помогать. Тогда с необходимой им поддержкой они смогут адаптироваться в обществе. Государство оказывает социальную помощь, но она несовершенна. Сейчас появляются НКО, которые находят индивидуальный подход к каждому. Для взрослых людей это и тренировочные квартиры, и мастерские и даже помощь в трудоустройстве. Но это капля в море.
Мне кажется, все всегда идет из детства.
Воспитание начинается с добра, любви и уважения к детям, чтобы каждому ребенку было уютно, спокойно, радостно и интересно, чтобы каждого любили, уважали и ценили.
Нашему Савелию , можно сказать, повезло. Он пошел в детский сад в инклюзивную группу. 20 здоровых детей и 5 с разными диагнозами. Сын не был социально изолирован, не сидел в четырех стенах, а имел возможность общаться с детьми, в силу своих возможностей участвовал во всех мероприятиях, вместе со всеми ходил на занятия, ездил на экскурсии. Надо отдать должное нашим воспитателям и родителям детей группы. Ни разу я не услышала дурного слова в адрес сына. Никогда детям не говорили, что бы они не играли и не принимали Савку. Почему я так думаю? Потому что все дети проявляли к нему доброту и уважение. Еще и меня успокаивали. Саву в группе называли " наш француз". Он почти не говорил, и его речь плохо понимали, вот кто-то из взрослых и назвал французом. Я как-то при детях Савке говорю: " Когда уж ты у меня заговоришь?" А девочки давай успокаивать : "Подрастет и заговорит". Уж не знаю, сами сообразили или из взрослых им так ответил, а они запомнили. Сава в плане поведения очень многому у детей учился. Но и они похоже что-то получали от общения с ним. Любили помогать ему, не прогоняли, если он пытался включиться в игру.
В школу он пошел подготовленный и нормально адаптировался в классе. Многие думают, что коррекционная школа - это так, присмотр за ребенком, что бы мама отдохнула. Наверное у кого-то может быть и такой вариант. Дети разные. Есть достаточно сложные, которые не могут находиться со всеми в классе. Но даже их постепенно вводят в социум.
Кому-то может и не повезти со школой. Бывает, ребенок выходит из интерната, не умея ни читать, ни писать, ни к труду не приучен. Спрашиваешь родителей, почему не требовали хоть какого-то качества образования, а они говорят — да зачем, ну он же дурачок? Даже родители порой не видят в своих детях личность. Стоит ли удивляться, что большинство не видит в ментальных инвалидах людей. Они для общества словно собачка, которую можно содержать лучше или хуже. А ведь это огромное количество людей, и все они очень разные. Каждый восьмой человек в мире живет с психическим расстройством.
Закончить статью я хочу словами психолога- диагноста Наталья Керре, автора книги "Особенные дети", которая давая интервью " Российской газете", поделилась выводами своей беседы с родителями "особенного ребенка":
Особые родители и так задавлены обществом. Они чувствуют себя виноватыми в том, что у них такие дети, которые всем мешают. Страшно, когда мама начинает рассказывать про своего особенного ребенка: мы и это сами можем, и это, а еще мы танцевать научились, а потом спохватывается и говорит: "Извините, я его так люблю". То есть она извиняется за то, что любит своего ребенка. А когда пытаешься объяснить, что это нормально, многие сильно удивляются, потому что они не привыкли выносить свою любовь во вне. У нас считается, что любить можно только таких людей, которые вписываются в понятие "условной нормы".
На самом деле, наверное, это и есть самое главное в мире особых людей - они учат нас безусловной любви, которая не зависит от внешности и диплома университета в кармане.