Найти в Дзене

Геймпад

Оглавление

Игровой пульт, джойпад, игровой манипулятор. Представляет собой пульт, который удерживается двумя руками, для контроля его элементами управления используются большие пальцы рук (в современных геймпадах также часто используются указательные и средние пальцы).

Геймпад
Геймпад

Геймпады обеспечивают взаимодействие между игроком и игровой консолью. Также геймпады используются на персональных компьютерах в играх поддерживающих их, заменяя игроку клавиатуру (обычную или игровую) и мышь. Стандартное исполнение геймпада таково: под левой рукой кнопки направления (вперёд-назад-влево-вправо), под правой — кнопки действия (прыгнуть, выстрелить).

В современных контроллерах совместно с направляющими кнопками используются аналоговые стики.

Аналоговый стик
Аналоговый стик

Atari

Одним из первых геймпадов стал джойстик от Atari на игровой консоли Atari 2600. Он был сделан так, что отлично лежал в руке, а управление было максимально простым: использовались только кнопка и стик. Джойстик шёл в комплекте с консолью, максимально можно было подключить четыре геймпада.

Джойстик для Atari 2600
Джойстик для Atari 2600

Геймпад Atari 5200 значительно отличался от своего предшественника. Всего было 19 кнопок: от 0 до 9, звёздочка, решётка, две боковые с левой и правой стороны и три верхних — ещё был джойстик. В комплекте с играми были специальные карточки, которые указывали функции кнопок на панели. Подобное решение позже использовалось в контроллере Atari Jaguar. Геймпад был непрочным, а также неудобным.

Геймпад Atari 5200
Геймпад Atari 5200

Геймпад для Atari 7800 внешне напоминал геймпады от Nintendo и Sega. Он имел две кнопки A B (1 и 2) и крестовину, но отсутствовали кнопки Start и Select.

Геймпад для Atari 7800
Геймпад для Atari 7800

В геймпаде для Atari Jaguar было использовано решение, похожее на геймпад Atari 5200: панель с кнопками, назначение которых определялось через карточки для каждой игры. Игроки жаловались на неудобную форму геймпада. Для управления были сделаны кнопки A B C и крестовина, также появились кнопки Start и Select.

NES

Внешне контроллер NES (Nintendo Entertainment System) напоминал кирпичик.

контроллер NES
контроллер NES

Техническая реализация была столь же проста, как и его форма. Две кнопки действия (А и B), кнопки Start и Select, и наконец D-pad. Форма кнопки была запатентована и являлась модификацией Milton Bradley’s Cosmic Hunter Dpad. Впервые она нашла применение в серии карманных игр Nintendo «Game and Watch» (в СССР аналогом игр стала серия «Электроника»: Хоккей, Веселый повар, Тайны океана, Автослалом, Ну, погоди!).

Super Nintendo Entertainment System (SNES)

Более скругленная форма «собачей косточки», кнопки X и Y (в дополнение к старым A и B), расположенных ромбом, а также вспомогательные клавиши L и R, под указательными пальцами (с тех пор включенных в конфигурацию многих других контроллеров) — таким предстал перед всеми геймпад для Super Nintendo.

контроллер SNES
контроллер SNES

Известен тот факт, что версия манипулятора для Северной Америки отличается от подобной для Японии или Европы. В то время как кнопки A, B, X и Y последних имели выпуклую форму и окрашены в разные цвета, в американском варианте, те же кнопки были вогнутыми и ограничивались двумя цветами: фиолетовым (А, B) и сиреневым (X, Y).

Virtual Boy

Virtual Boy, использовавшая эффект параллакса для наиболее правдоподобного воспроизведения трехмерной картинки на плоском экране, обладала специальным контроллером, включавшим в себя две кнопки направления движения — D-pad.

контроллер Virtual Boy
контроллер Virtual Boy

Один из них отвечал за повороты объекта вокруг своей оси и дополнительные действия, другой обеспечивал движения по плоскости. Подобный принцип двойного контроля (dual control) был использован позднее в манипуляторах с аналоговыми стиками приставок шестого поколения.

Nintendo 64

Одновременное использование аналоговых стиков и D-pad стало доступным на консоли Nintendo 64. Геймпад системы обладал привычными кнопками A, B, L и R, а также триггером на его тыльной стороне. Четыре кнопки, объединенные под маркером «C», отвечали за контроль положения виртуальной камеры в играх. Ко всему прочему, контроллер предоставлял возможность использовать дополнительные устройства, расширяющие его функциональные свойства. К ним можно отнести Rumble Pak, отвечавший за вибрацию геймпада, карту памяти для сохранения игр, а также микрофон.

Джойстик Nintendo 64
Джойстик Nintendo 64

Форма контроллера была выполнена в необычной форме трезубца, что позволяло держать его тремя разными способами. Наиболее распространенный — левая рука на центральном зубце, её большой палец управляет аналоговым стиком, указательный зажимает «Огонь/Триггер». Правая рука держит правый зубец и отвечает за основные кнопки на лицевой стороне геймпада, а также кнопку R. Аналоговый стик нередко ломался и выходил из строя.

GameCube

Геймпад GameCube напоминал контроллеры других консолей 6-го поколения: два аналоговых стика, курки L и R, крестовина, четыре кнопки. Важное нововведение касалось кнопок L и R, которые обладали повышенной чувствительностью, об их полном нажатии свидетельствовал тихий щелчок. Была также кнопка Z, располагающиеся над клавишей R.

контроллер GameCube
контроллер GameCube

Позже Nintendo представила Wavebird — беспроводной манипулятор, использовавший доработанную радиочастотную технологию (исключив возможное влияние низкочастотных помех на работу устройства) контроллеров Atari Wireless RF. Wavebird отличался от предыдущей модели геймпада отсутствием вибрации во время работы (что позволило сохранить длительность работы батареек). В среднем же, двух источников питания АА хватало примерно на 100 часов игры.

DS

Для управления Nintendo DS имела стандартный набор из четырёх кнопок, крестовины, курков, а также кнопок Start и Select. У консоли имелся второй дополнительный экран, который использовался для отображения интерфейса. Nintendo повторили это в преемнике DS, Nintendo 3DS, у которой появились аналоговые стики.

Wii

Контроллер Wii включает целый ряд особенностей, из которых наиболее значимым был сенсор движения и определения положения в пространстве, что позволяло системе распознавать движения по всем осям координат, включая вращение.

контроллер Wii
контроллер Wii

Контроллер мультифункционален и обеспечивает возможность подключения различных дополнительных устройств. Для использования другой рукой аналоговый стик представлен отдельным устройством и обладает двумя триггерами. При этом было анонсировано приложение в виде традиционного контроллера, которое будет служить не просто дублером «классического контроллера», но ещё и дает возможность использовать сервис Virtual Console. На смену привычным кнопкам Start и Select пришли кнопки -, home и +.

Wii U

Контроллер Wii U обладал таким же сенсорным экраном, как и Nintendo DS, функции были аналогичными. В остальном геймпад имел стандартный набор кнопок.

Joy Con

Новый тип контроллера появившийся в 2017 году. Разработанный компанией Nintendo для своей гибридной консоли Nintendo Switch. Представляет собой два устройства для левой и правой руки. Имеет два аналоговых стика и по четыре кнопки и два не аналоговых курка на каждом Joy-Con (в режиме использования одним человеком кнопки на левом Joy-Con используются как крестовина). В каждом контроллере есть гироскоп и акселерометр, а также "умный" вибромоторчик который способен не просто дрожать, а симулировать движение предметов внутри устройства. На правом Joy-Con есть инфракрасная камера с функцией определения расстояния, формы и движения предметов вблизи. Эта функция будет поддерживаться избранными играми.

контроллер Joy Con
контроллер Joy Con

Например, контроллер сможет определить расстояние до руки игрока и даже распознать его жест: камень, ножницы или бумага. Контроллер имеет несколько вариантов использования: их можно подключить к основной консоли или снять и использовать в беспроводном режиме,также можно подключить каждый Joy-Con в специальный держатель (Joy-Con Grip Controller), благодаря которому контроллеры становятся похожи на более классический вид геймпада. В зависимости от игры можно использовать половины контроллера как отдельные устройства.

Sega Master System

Геймпады Master System имеют схожий вид с контроллером NES, но, в отличие от него, D-pad выполнен в форме квадрата, а не креста. Кнопок Start и Select нет вообще. Две кнопки, отвечающие за действия, пронумерованы как «1» и «2». При этом «1» дублирует кнопку «Старт». Игры на Master System входили в режим паузы только через нажатия специальной кнопки на корпусе консоли.

геймпады Master System
геймпады Master System

В нескольких ранних моделях контроллеров в середине D-pad был встроено небольшое дополнение, которое при нажатии придавало геймпаду большее ощущение сходства с джойстиком. Обычный же геймпад для системы был выпущен позже. В отличие от Nintendo, Sega использовала для своих контроллеров универсальное соединение DE-9, позволявшее использовать эти геймпады на других игровых системах.

Sega Genesis/Mega Drive

Уже в Mega Drive/Genesis контроллер обладал восьминаправленным D-pad, кнопкой Старт и тремя кнопками действия. Трех кнопок было достаточно для первых аркадных игр вроде Golden Axe. Однако появление «файтингов» послужило поводом для релиза шестикнопочной версии контроллера.

контроллер Sega Genesis/Mega Drive
контроллер Sega Genesis/Mega Drive

Значительно меньший по размеру, он обладал дополнительными тремя кнопками над рядом основных (так называемая раскладка «Street Fighter»), а также кнопкой Mode, располагавшейся под правым указательным пальцем. Её необходимость была обусловлена тем, что некоторые игры были несовместимы с новым контроллером (например, John Madden Football and Olympic Gold). В момент загрузки консоли, при демонстрации логотипа Sega, необходимо было нажать эту кнопку. Обе версии геймпадов вновь использовали соединение через стандарт DE-9.

Sega Saturn

Геймпад Sega Saturn был исполнен восемью кнопками, шесть из которых отвечали за действия, а оставшиеся две, левая и правая, были дополнительными (плюс кнопка Start). 3D Control Pad с аналоговым стиком (на фотографии) входила в часть комплектов популярной на платформе игры Nights into Dreams.

Официально для Sega Saturn были созданы несколько контроллеров: световой пистолет (названный Stunner), рулевое колесо (Arcade Racer), рукоятка для авиасимулятора (Mission Stick), пара аркадных джойстиков (Twin Sticks), и привычный аркадный джойстик (Virtua Stick).

Sega Dreamcast

Схожий с 3D Control Pad по дизайну, геймпад для Sega Dreamcast, обладал следующим набором кнопок: D-pad, четыре кнопки на лицевой стороне, кнопка Start и два аналоговых триггера, впервые представленных на тыльной стороне, с левой и правой стороны. Контроллер также имел два слота, для использования карт памяти, VMU (Visual Memory Unit — модуль, который объединял в себе возможности карты памяти и портативной консоли), или модуль вибрации.

геймпад для Sega Dreamcast
геймпад для Sega Dreamcast

Позднее слоты для аксессуаров, размещение кнопок и аналоговые триггеры с внутренней стороны геймпада будут представлены на контроллере для Xbox от Microsoft.

Как и в случае с Sega Saturn, Dreamcast обладал дополнительными контроллерами, включая уникальный контроллер-удочку (для игр Get Bass/Sega Bass Fishing), мышь, клавиатуру, а также световой пистолет, рулевое колесо, аркадный джойстик и маракасы (для игры Samba de Amigo).

Microsoft Sidewinder

Линейка геймпадов Sidewinder от Microsoft была представлена в 1996 году и прошла путь от простых игровых джойстиков до включающих в себя все виды игровых контроллеров, от геймпадов до инновационного Sidewinder Strategic Commander, ориентированного на игроков в стратегии реального времени.

геймпад Sidewinder
геймпад Sidewinder

В то время, как первые геймпады для персональных компьютеров брали за основу популярный дизайн Dual Shock от Sony, Sidewinder Gamepad с десятью кнопками (шесть кнопок действия, два триггера, Mode и Start) и возможностью последовательного соединения до четырёх контроллеров к одному игровому порту был лидером среди геймпадов для спортивных игр, поэтому многие игры с 1998 по 2002 год разрабатывались с учетом возможностей Sidewinder.

Microsoft Xbox

Дизайн контроллера Microsoft Xbox имел общие черты с контроллером Sega Dreamcast. Он включал в себя два слота, шесть аналоговых кнопок, два аналоговых триггера, два аналоговых стика. Восемь цифровых кнопок (четыре из которых можно отнести к D-pad), давали возможность получения вибрации. В отличие от контроллера Sega, Microsoft реализовал правый аналоговый стик, черную, белую и черную (Select) кнопки. Контроллер Xbox прошёл отдельную проверку для японских пользователей ввиду того, что контроллер в комплекте был слишком громоздким (это послужило предметом для насмешек и шуток в сетевых комиксах, посвященных видеоиграм).

Как результат был создан геймпад Type-S, который был утвержден Microsoft и позже вошёл в комплект с консолью по всему миру.

В контроллере Type-S были исправлены все недостатки контроллера Duke. Геймпад Type-S стал меньше, эргономичным, крестовина удобнее, кнопки более отзывчивые, управление у обоих геймпадов одинаковое.

Xbox 360

Контроллер для Xbox 360 обладает возможностью беспроводного подключения. У него отсутствуют «черная» и «белая» кнопки, вместо них над каждым триггером размещены кнопки «bumper». При использовании не входящего в основной комплект поставки Xbox 360 специального аккумулятора для беспроводного контроллера используется USB-порт для зарядки от консоли. Данный контроллер является основным геймпадом для операционных систем Windows XP, Windows Vista, Windows 7 и Windows 8.

контроллер для Xbox 360
контроллер для Xbox 360

22 октября 2007 года выпуск наиболее дешевой версии Xbox 360 с проводным контроллером — Core был прекращён — она была заменена Xbox 360 Arcade с беспроводным геймпадом.

В проводных вариантах пульта для Xbox360 добавлен разъём безопасности: если потянуть за провод, приставка больше не упадёт. Такие контроллеры сейчас продаются лишь отдельно под лозунгом «для Windows» — хотя годятся и для Xbox, и для большинства вариантов Android.

Xbox One

Новый контроллер был показан на презентации Xbox One. Microsoft заявляет, что в новом геймпаде было сделано 40 технических усовершенствований: новые динамические импульсивные курки, новая форма D-pad (который стал более крестообразным), интегрированный аккумуляторный отсек и поддержка технологии Wi-Fi Direct.

контроллер Xbox One
контроллер Xbox One

Появилась возможность подключить гарнитуру. Ручки стали меньше, а благодаря новому дизайну контроллера скрываются болты. В Microsoft заявили, что был переработан способ соединения геймпада с консолью, благодаря чему скорость отклика выросла на 15 %. Microsoft утверждают, что новый контроллер сможет работать, как минимум, на протяжении 10 лет.

PlayStation

Оригинальный контроллер Sony снабжен четырёхсторонним D-pad и двумя группами цифровых кнопок. Первая насчитывает 4 кнопки, которые вместо привычных цифр, букв или цветов промаркированы формами: квадрат — обозначение кнопки меню, треугольник — знак движения вперёд, круг — положительный ответ на вопрос или выбор, а также крестик — отрицательный ответ или отмена (в приставках, выпущенных за пределами Японии).

Вторая группа представлена оставшимися 4, вспомогательными кнопками, которые обозначены просто как правые и левые — R1, R2 и L1, L2. Ко всему прочему, на геймпаде размещены кнопки Start и Select. Данный тип контроллера был основным на протяжении всего первого года жизни PlayStation, вплоть до выхода модели Dual Analog.

Окончательно представлена на суд общественности она была в ноябре 1996 года, на выставке PlayStation. Внешне контроллеры были очень похожи, различия касались непосредственно конструктивных особенностей. Ручки Dual Analog были чуть длиннее и имели более коническую форму. Главным же отличием стали аналоговые стики, размещенные чуть ниже центра геймпада. Первые версии для Японии обладали режимом вибрации, а аналоговые стики сверху имели вогнутую форму. Под стиками располагалась трехфункциональная кнопка «Mode». Однако, ввиду отсутствия интереса, более поздние модели японских версий Dual Analog были лишены вибрации.

PlayStation 2

В дальнейшем Dual Shock вошёл в комплект с PlayStation 2. Тем не менее, контроллер был слегка изменен, и его кнопки стали чувствительнее к силе нажатия. Новый геймпад был назван Dual Shock 2. Если ранее в некоторых играх была возможность использовать базовый контроллер для PlayStation, то теперь практически все игры создаются из расчета использования Dual Shock 2.

контроллер Dual Shock 2
контроллер Dual Shock 2

PlayStation 3

Изначально концептуальный геймпад для PlayStation 3 был похож на банан или бумеранг. Такой дизайн вызвал множество насмешек, в результате его часто называли «бананмеранг». На конференции 3 Sony отказалась от подобного визуального исполнения контроллера в пользу формы, идентичной моделям Dual Shock, при этом добавив беспроводное подключение к консоли и возможность улавливать изменение положения в пространстве.

концептуальный геймпад для PlayStation 3
концептуальный геймпад для PlayStation 3

Однако функция вибрации, доступная в Dual Shock, была убрана. Сама Sony объясняла это помехами, которые создает виброрежим, влияющие на работу датчика движения (хотя на самом деле все объясняется конфликтом между Immersion Corporation — разработчиком технологии обратной связи и Sony.

Dual Shock 3
Dual Shock 3

Довольно давно в продажу поступили контроллеры Dual Shock 3, они идентичны геймпадам Sixaxis (Sixaxis — беспроводной контроллер-геймпад, разработанный и выпущенной компанией Sony. Sixaxis был выпущен одновременно с игровой приставкой PlayStation 3 в 2006 году и оставался основным контроллером для этой приставки до 2008 года, когда ему на смену пришёл DualShock 3.), но имеют больший вес из-за 2 вибромоторов.

PlayStation 4

Дизайн DualShock 4, который идет в комплекте с PlayStation 4, перетерпел самые большие изменения по сравнению с прошлыми версиями DualShock. Геймпад стал более округлым, что должно сказаться на эргономике в лучшую сторону. Был изменен D-pad, все четыре кнопки размещены более группировано, что должно быть удобнее.

DualShock 4
DualShock 4

Стики также перетерпели изменения, в центре они получили углубление, которое должно способствовать лучшему сопряжению пальцев с поверхностью. Одним из наиболее заметных отличий от DualShock 3 является сенсорная панель. Под тачпадом располагается динамик, а на торце размещен 3,5 мм разъем для наушников. Также на верхнем торце размещён светодиодный индикатор, который используется камерой PlayStation Eye для распознания позиции геймпада в пространстве.

DualShock 5
DualShock 5

Steam Controller

Принципиально новый вид контроллера, основной смысл которого — быть эффективной заменой компьютерной мыши, при этом сохраняя форму и функциональность геймпада. Вместо стиков устройство имеет два трекпада — большие сенсорные области, обладающие мощным эффектом обратного действия за счет резонирования. Для реализации в трекпадах тактильной обратной связи были использованы два линейных резонансных привода. Это маленькие, сильные и утяжеленные электромагниты, прикреплённые к обоим трекпадам. Возможен точный контроль над частотой, амплитудой и направлением их движения.

прототип Valve Steam Controller
прототип Valve Steam Controller

Конфигурационная утилита для создания и распространения настроек управления позволит игрокам создавать свои настройки для различных игр. Все остальные игроки смогут выбирать конфигурацию из списка наиболее популярных. Ожидается, что контроллер позволит играть в те жанры, для которых ранее требовалось наличие клавиатуры и мыши: стратегии в реальном времени; казуальные игры с управлением, осуществляемым посредством курсора; глобальные космические стратегии; многочисленные инди-игры; симуляторы.

Разработка контроллера ведется не только компанией Valve, но и сообществом игроков, которые могут высказывать свои предложения по поводу любого аспекта разработки: от дизайна до электроники внутри геймпада. Устройство будет возможно перепрограммировать и использовать в любой области. Геймпад будет поддерживаться тремя основными операционными системами, но наибольшее внимание акцентировано на работе со SteamOS, которая является важной частью системы цифровой дистрибуции Steam.

SHIELD Controller

Корпорация NVIDIA разработала беспроводной манипулятор SHIELD Controller специально для игровых устройств семейства SHIELD. По словам представителей компании разрабатывался для достижения «исключительной отзывчивости и погружения в лучших современных играх».

NVIDIA SHIELD Controller
NVIDIA SHIELD Controller

Контроллер использует стандарт Wi-Fi Direct для подключения к устройствам и передачи различных данных от встроенных микрофона и разъема для наушников, а также для процесса обновления прошивки контроллера.