Найти тему
Дарья Freya

Творчество, бизнес и свобода.

Разболтались с одним из читателей. Читатель утверждал, что бизнес – это та история, где свободы нет. И, собственно, творчества нет.

Фото из концертных архивов автора.
Фото из концертных архивов автора.

Я категорически не соглашусь. И аргументирую свою позицию в этой статье.

В первую очередь, конечно, стоит вопрос самого понятия: "свобода". Что это? Что имеется в виду? Многие вкладывают в это разное. Свобода самовыражаться, как хочешь? Да. И это не совместимо с бизнес-подходом в музыке? Нууу... 50 на 50. Я думаю, что все-таки совместимо. Что-то можно найти как уникальную фишку и это и будет твоим уникальным торговым предложением и даже существенной частью личного бренда.

Для меня же свобода — свобода распоряжаться временем (особенно режимом работы) и финансами (когда заработок зависит от тебя, а не от чьих-то прихотей, и чем больше зависит от тебя, тем лучше). И то, и другое – это еще как про бизнес.

Есть еще вот, какой важный момент: личные ценности и характеристики. Приведу свой живой пример. У меня есть в характере ряд черт, благодаря которым, как их ни прячь, многие работодатели т.н."нормальных", нетворческих профессий расценивают меня как угрозу, давая характеристики типа: конфликтный характер, своенравный человек, плохой командный игрок и т.д.

Еще чем старше становишься, тем больше это считывается. Но эти характеристики — прямой путь в бизнес и в работу на себя.

Еще мы часто спорим с читателями на ВК: "Фуф Батьковна, почему ты так активно топишь за музыкальную деятельность как основной источник дохода? Можно же использовать как оплачиваемое хобби, а основную работу иметь другую, не относящуюся к музыке и творчеству, которая не мешает заниматься и музыкой в том числе?"

Безусловно, ситуации у всех разные. Но сейчас я опишу мою, почему топлю за это я. А, раз топлю, то серьезно ставить на рельсы заработок с музыки можно только изучая бизнес-подход. И даже лично для себя вариантов не вижу.

Я человек с гуманитарным образованием, педагогическим по языку. Устройство "на дядю" в моей сфере – это очень большой вопрос, выгодно ли вообще работать или проще забить на все это дело и развивать творческую подработку как собственный бизнес.

Преподавание в государственном учреждении, где, как ни странно, в отличие от частного сектора, можно рассчитывать на более-менее вменяемую оплату, – участие в том самом: "заниматься политикой" (чего не хочется), заниматься еще и вагоном бумажной бюрократии. Там нет точно никакого творчества, да и профессионального роста педагогу гуманитарной дисциплины, зато обязаловок – куча. Да. И времена, когда фулл-тайм у педагога был 18 часов, а не 40 в неделю – прошли.

Второй вариант, который мне "светит" без бизнес-подходов и монетизации творчества, – работа на языковых курсах. Это история, которая сильно ставит вопрос: а есть ли смысл работать вообще? Частный сектор – это языковые курсы и проведение занятий на них. Если брать нагрузку, которая совместима с "творческой подработкой", – это далеко не про: "закрыть базовые потребности, заниматься творчеством и не так сильно париться о деньгах". Как правило, предлагают взять несколько групп. Иногда — в секторе корпоративного обучения, а тогда — мотаться по всей Москве, кайф, особенно если обитаешь, пусть и в ближней, но в области.

Это – около 20-25 тысяч в месяц, минус 6-10 тысяч в месяц на проезд. Круто, да? Зато – "никакого бизнеса, кайф от творчества" :)))

Онлайн-школы – это вообще и смех, и грех. Меня до сих пор периодически в разных мессенджерах дергает СкайЭнг. Ставка за час там ооочень смешная, поверьте.

Прикинув такие расклады, начинаешь понимать: может, все-таки, браться за голову, включать бизнес-подход и развивать творческую профессию?

И вернусь к вопросу про бизнес и свободу: чем все-таки бизнес тут хорош. А именно: "хочу — работаю, хочу — не работаю". Ты сам себе хозяин тут во многих вопросах. В том числе — в вопросах своего продукта. Да-да, несмотря на спрос аудитории.

Работа на себя — тот вариант, который реально может обеспечить тебе свободу, причем не просто в вопросах конкретных "треньканий на инструменте", а в целом, в жизни. Да, есть еще и риски. Но ведь большое количество свободы это подразумевает, не так ли?

Потому, собственно, совмещать творческую работу "гуманитарию" более-менее как-то получается совместно с частным преподаванием (а это – тоже бизнес, пусть лично я от этого и выгорела, но все же, про мою историю писала, можете почитать). Или еще с каким-то видом бизнеса (к примеру, ресейлом на авито и маркетплейсах, какой-то работой на заказ).

В остальном – всякие истории типа:

- Нащальника, а можнА мне в тур с такого-то по такое-то?

- НетЬ!

И так далее.

Резюмирую: свобода — это то, где максимум действий зависит от тебя, решений от тебя, где нет привязок к каким-либо принудиловкам. А отсутствие принудиловок — ответственность, как неизбежная штука, которая с этой самой свободой "дружит". Хотите меньше ответственности? Страшно? Ну тут уж нет других вариантов, кроме как этой свободой жертвовать. Или иметь эту свободу, но в каком-то ограниченном русле. А для свободы иногда надо брать на себя некоторые риски.

Как-то так.

Благодарю вас за поддержку моих статей 🖤