Найти тему
TV Губерния

Глинозём, Колдуновка и Пьяные дворы: как появились народные названия районов Воронежа

Оглавление
Фото: Виталий ГАРКУША
Фото: Виталий ГАРКУША

Официально Воронеж делится на шесть районов. Коминтерновский, Ленинский, Советский и Центральный находятся в правобережной части города. На левом берегу расположены Железнодорожный и Левобережный. Наряду с ними существуют и так называемые «народные районы». Недавно пресс-служба Управления Росреестра по Воронежской области составила карту таких «народных» топонимов. Корреспонденты TV Губернии решили расширить географию и дополнить этот список.

Старинные слободы

Некоторые районы изначально были не частью Воронежа, а самостоятельными поселениями. Войдя в черту города, они сохранили свои прежние названия.

Слобода Придача была основана ещё в 1587 году, почти одновременно с Воронежем. Воронежские казаки получили за рекой земли «в придачу» за свою службу. До 1930 года Придача была центром волости, куда входило ещё несколько поселений на левом берегу Воронежа – Отрожка, Монастырщенка, Песчановка, Алексеевка.

Не менее знаменитая воронежская слобода – Чижовка – находилась на правом берегу. По наиболее правдоподобной версии, её название связано не с птицей чиж, а со словом «чужой». Изначально Чижовка называлась Чужовкой, но затем имя обрело привычный нам вид. В пользу этой версии говорит и слава, сложившаяся у жителей района. В одной из песен популярной группы «Сектор Газа» об их нравах поётся: «Так чижовские замесят, что до дома не дойдёшь».

В честь реального и несуществующего

Многие районы Воронежа названы по какому-либо приметному объекту, служившему ориентиром, например, СХИ (сельскохозяйственный институт), Нефтебаза, Мостозавод или Машмет (прежнее название завода «Рудгормаш»). Некоторые объекты исчезли и сохранились лишь в названиях. В районе «Птички» находился Птичий рынок (на пересечении улиц Хользунова и Солнечной), поблизости от Глинозёма (квартал, ограниченный Московским проспектом, улицами Урицкого, Ленина, Бурденко, 45-й Стрелковой дивизии, Шишкова и Беговой) работал карьер по добыче глины, на месте Ипподрома (квартал, ограниченный Московским проспектом и улицами Хользунова, Шишкова и Беговая) до 60-х годов прошлого века проводили конные бега. А там, где уже в нашем веке выросли Огурцы (микрорайон у остановки «Ул.Шубина») раньше было тепличное хозяйство.

Но в Воронеже можно найти и район, названный в честь того, что никогда не существовало. В Одессе есть район Большой Фонтан, но фонтана в нём нет. А у нас есть район ВАИ.
Накануне Великой Отечественной войны к востоку от авиазавода запланировали постройку Воронежского авиационного института (ВАИ). Институт в итоге так и не открыли, но район получил в честь него имя.

Благотворитель, энергетик и колдуны

Есть и районы, названные в честь отдельных воронежцев. Селивановка (вблизи улицы Кирова) сохранила фамилию богатой воронежской семьи, жившей здесь до революции.

Чугунка или Чугуновка (район вблизи спорткомплекса «Юбилейный») напоминает о воронежском купце Самуиле Мещерякове, прозванном за свою силу Чугунным. Богатый купец построил два храма на кладбище. По прозвищу купца кладбище стало называться Чугуновским, а район вокруг – Чугуновкой.

На Ленинском проспекте группа старых двухэтажек назывется Ашмаровскими домами или Ашмарами. От местных жителей можно услышать, что некто Ашмарин был то ли архитектором, придумавшим проект этих домов, то ли прорабом, который руководил стройкой. По-разному передают его фамилию, по-разному произносят и название микрорайона. Легенды имеют под собой основу. Михаил Ашмарин работал на электростанции ВОГРЭС. Во время войны он руководил вначале эвакуацией предприятия, а затем его восстановлением. Из шлака с электростанции и были возведены Ашмаровские дома.

А частный сектор у водохранилища на левом берегу в районе Казанского храма (ул. Суворова, Добролюбова, Рокоссовского и др.) называют Колдуновкой. По данным краеведов, название району дал семейный клан колдунов, которые в старину жили в этих местах.

-2

Район из трёх домов

Чести иметь собственное имя может удостоиться не только микрорайон, но и отдельный квартал, и даже несколько домов, если они чем-либо примечательны.

Например, несколько ярко раскрашенных типовых панелек на улице Шишкова прозвали Цветными карандашами. А старенькие дома по улице Кольцовской вблизи ликёро-водочного завода называют Пьяные дворы. В 90-е годы прошлого века у местных жителей процветал своеобразный бизнес. Любители спиртного звонили в квартиру на первом этаже, тогда никаких домофонов и кодовых замков не существовало. Гость молча протягивал деньги, хозяйка – стакан с палёной водкой и кусочек хлеба. С тех пор и ликёро-водочный завод закрылся, и отзывчивые жильцы прикрыли свои лавочки, но название Пьяные дворы не забылось.

В советские времена в Воронеже появилась и своя Китайская стена. Это пять сблокированных девятиэтажек по улице Краснозвёздной в Юго-Западном районе. Длина их общего фасада составляет почти полкилометра.

Есть в Воронеже кварталы Калининские дворы, а также Большой и Малый пятаки. Первый ограничен улицами Кольцовская, Ворошилова, Девицкий выезд, Революции 1905 года и Свободы и назван из-за расположенного в этом районе завода имени Калинина («Воронежпресс»). Большой и Малый пятак – два квартала между улицами Домостроителей и Космонавтов, разделённые между собой бульваром Пионеров. «Пятак» происходит от просторечного названия располагавшегося здесь аэродрома «Альфа», который был уничтожен во время войны. Местные жители выдвигают и другую версию: «Пятак» – потому что ограничен пятью улицами: Космонавтов, Ворошилова, Домостроителей, Пешестрелецкой и бульваром Пионеров.

Причуды воронежской географии

В Воронеже есть и свои Магадан (микрорайон между улицами Героев Сибиряков и Домостроителей), Соловки (квартал около памятника танкистам) и БАМ ( жилой массив по соседству с Машметом). Когда строились эти районы, они были далёкой окраиной города. Поэтому и названия получили в честь «мест, не столь отдалённых» и Байкало-Ммурской магистрали, проложенной по сопкам и вечной мерзлоте.

Есть на карте Воронежа и более «тёплые» места – Бомбей и Новый Бомбей. Жилые массивы с плотной застройкой по обеим сторонам улицы 9 Января в районе остановок «Общежитие» и «Училище» названы так по аналогии с перенаселённым городом в Индии. Ещё одно «восточное» название – Аул. Частный сектор в районе улиц 45-й Стрелковой дивизии и Солнечной прозвали так за неухоженность и отсутствие уличного освещения.

Кстати, на той же улице 9 Января есть ещё два народных района. Один из них – Кресты (примерно между остановками «Общежитие» и «Газовая»). По одной версии, назван так из-за начинающегося неподалёку Юго-Западного кладбища. По другой – из-за того, что, если смотреть сверху, примыкающие к улице 9 Января улочки, пересекаясь, образуют кресты. Второе известное местечко – это Машинка (район улицы Машиностроителей на пересечении с улицей 9 Января). Его другое название – Пивзавод (от расположенного здесь пивоваренного завода).

Район меняет адрес

Иногда люди меняют свой адрес, но Воронеж – город особый. Здесь может переехать целый район вместе со своим названием. До 30-х годов прошлого века на левом берегу впадающей в Воронеж реки Песчанки стояли две деревни — Песчановка и Алексеевка. После того как рядом вырос завод синтетического каучука, жителей Алексеевки переселили выше по течению реки за линию железной дороги. А на месте деревни возникла улица Менделеева.

Со временем Алексеевка вошла в состав города. Её бывшая соседка – деревня Песчановка – тоже стала городским микрорайоном, но более обширным.

Интересна также история названия Отрожка. Деревня Отрожки находилась в районе современной Казанской церкви на левом берегу. В 60-е годы XIX века шло строительство железной дороги. Узловую станцию у реки Воронеж вначале назвали Раздельной, но затем переименовали в честь ближайшей деревни – Отрожка. Со временем посёлок при станции разросся настолько, что «перетянул» на себя имя, а дома на месте бывшей деревни сегодня называют Северо-Восточным районом.

История в именах

Краеведы насчитывают свыше 60 народных названий микрорайонов, но сколько их всего, точно сказать невозможно. Как правило, такие районы не имеют чётких границ, а жители мысленно проводят их по-разному. Внутри одного района может быть и своё деление, неизвестное посторонним. Так, на Машмете есть Старый Машмет и Болото, или Грабари, на Чижовке — Ближняя Чижовка и Дальняя Чижовка. Названия могут даже произноситься по-разному, например, Монастырщенка и Монастырка. Поэтому любой, самый подробный и обстоятельный перечень нельзя назвать истиной в последней инстанции.

Так зачем же помнить эти названия? Не только для того, чтобы легче найти в городе нужный дом. Топонимы (названия географических объектов) помогают лучше ориентироваться и в истории своей малой родины. Автору этих строк однажды довелось услышать, как водитель автобуса объявил остановку: «Плацдарм Чижова!». Хочется, чтобы мы знали о своём городе гораздо больше.