Я склонен рассматривать всё творчество Бергмана, как единое целое. Деление на периоды - вещь условная и довольно надуманная. Хотя и она имеет место. То, что мастерство художника росло с годами - это несомненно, но почерк Бергмана узнаваем в первых его картинах и в последних. В какой-то мере этот фильм предвосхищает тему "Портового города". И там, и тут - зашкаливающий натурализм. Жизнь и чувства докеров, моряков и их окружения вызывают слегка цепенеющие ощущения. Смотришь и думаешь: неужели так повсеместно? Ан нет, повсеместно бывает и хуже.
История моряка Йоханнеса: он с детства горбат и это накладывает на него комплекс неполноценности. Перипетии с его отцом, капитаном баржи, который ни во что не ставит ни сына, ни жену, ни вообще никого на свете. Он гуляка и кажется чудовищем. Надо же так изобразить патологического негодяя! Кара Господня - неминуема.
И вот любовь и свет врываются в картину, сразу меняя всё и наполняя воздухом. Прекрасная сцена на старой мельнице, когда молодой Йоханнес выбегает оттуда с обретенной возлюбленной.
Мечты о будущем, вдохновение, свобода от тирана-отца. В общем-то, сумбурность пересказа не даст представления о всей эстетике фильма. Это всего лишь мои впечатления. Люблю Бергмана, что тут поделаешь...
Про другие фильмы Бергмана: