А мы переходим на новую ступень знания Парижа, мои дорогие читатели, отправляясь гулять по Монпарнасу - ведь этот район плохо знают даже сами парижане.
У Монпарнаса нет ярко выраженного облика Марэ, неповторимого характера Латинского квартала, головокружительной архитектуры Больших бульваров или прелестных старых домиков Монмартра.
Ничего подобного!
Его главная достопримечательность - башня Монпарнас - самое уродливое здание Парижа, единственный парижский небоскрёб, расположенный внутри городской черты. Незамысловатый дизайн и сильный диссонанс башни с окружающим пейзажем привели к тому, что прсле ее появления в 1972-м небоскребы в Париже возводить запретили. А парижане так и не смогли привыкнуть к ней за пятьдесят лет совместной жизни. Такая себе достопримечательность.
В остальном, Монпарнас покажется вам на редкость безликим и непривлекательным районом. Даже я, человек к Парижу совсем неравнодушный, в своих первых парижских странствиях бродила по району в недоумении – где следы великой монпарнасской эпохи? Где отблески легенды?
На Монмартре хотя бы салфетки с изображением «Звездной ночи» Ван Гога и подставки под горячее с танцовщицами Дега - повсюду. Какое ни есть, а напоминание. На Монпарнасе же вы найдёте только то, что принесли с собой. В голове и сердце.
До конца 19 века район был дальней окраиной и на весь Париж славился конюшнями и конскими рынками, позже здесь размещались гигантские конюшни Парижской транспортной компании. А потом появился автомобиль, и конюшни медленно, но верно стали пустеть.
Невероятно, но факт - одной из причин великого притока художников на Монпарнас в 1910-х годах двадцатого века являлось именно наличие пустых конюшен, потребность в которых уменьшалась по мере того, как автомобиль вытеснял конную тягу. А переделать конюшню в мастерскую, требовалось немного - несколько гипсовых плит и большое окно.
В это же самое время происходили большие перемены на Монмартре.
«Банда Пикассо» разбогатела, вкусившие славы и денег Пикассо, Дерен, Ван Донген, Брак уже могли себе позволить аренду и даже покупку хороших квартир, внизу, в «настоящем» Париже. И молодые отцы «кубизма» и последователи «фовизма» покинули холм.
А без них на Монмартре все стало не то и не так. Да и прежняя дешевизна монмартрского жилья и кабачков осталась только в легендах. Туристы, в начале века устремившиеся на холм, чтобы «увидеть художников», способствовали резкому росту цен. Монмартр стал дороговат.
Богеме пришлось эмигрировать на Монпарнас. Прибывших с холма художников гостеприимно ждали студии в недавно построенных домах. Они были недорогими. Или комнаты-соты в общежитии «La Ruche”, он же - «Улей», почти бесплатные. Или бывшие конюшни.
Но любое жилье на Монпарнасе означало доступ внутрь профессиональной среды, доступ к дешевым художественным материалам, бирже моделей, художественным учебным заведениям, выставкам, и главное к богемному сообществу, которое формировалось в 1910-м году вокруг перекрестка Вавен, вокруг местных кафе.
Да, кафе - еще один важнейший магнит, притягивающий на Монпарнас сотни представителей богемы. Начинался пик популярности кафе нового типа, кафе в том виде, в каком мы представляем себе сейчас парижские кафе - с барной стойкой, большими террасами на улице, где можно предаваться любимому занятию парижан - сидеть за столиком на террасе кафе и смотреть на прохожих.
К 1910 годув Париже официально действовали 7000 кафе. Каждая вторая дверь вела в кафе.
Правда, в 1910-м в кафе парижан манил не только столько интерес к прохожим, сколько необходимость. Отопительная система парижских домов отапливала помещения символически и в холодное время года заставляла мёрзнуть половину города. Чем беднее был человек, тем чаще он ходил в кафе и дольше сидел там. Еда, была скверной, но вино и тепло скрашивали жизнь.
Культовых, знаменитых кафе было несколько - «Дом», «Куполь», «Клозери де Лила». Но самым главным заведением «золотых лет» Монпарнаса была «Ротонда».
Русский парижанин Андрей Седых так описывал знаменитую «Ротонду»: «Ротонда» была нашим убежищем, клубом и калейдоскопом.
Весь мир проходил мимо, и мир этот можно было рассматривать, спокойно размешивая в стакане двадцатицентовый кофе с молоком. Было тесно, накурено, но от громадной чугунной печки, стоявшей посреди зала, веяло теплом. Кто только не отогревал свои озябшие руки у этой печки!".
Кто только не бывал в этой легендарной «Le Rotonde», фигурирующей абсолютно в каждой биографии монпарнасских завсегдатаев тех лет.
Ее стены можно выложить мемориальными плитками. Пикассо, Дерен, Вламинк, Модильяни, Сутин ходили сюда каждый день. Приходил наезжавший из Германии Кандинский.
Спорили о революции за отдельным столиком даже, Господи, прости, вождь мирового пролетариата Ульянов-Ленин и его тогда правая рука Троцкий.
Весть о том что Монпарнас – рай для художников, стала разлетаться по всей Европе. Накануне 1914 года к беглецам с Монмартра присоединились многочисленные иностранные мастера, съехавшиеся со всех концов света. Из Скандинавии - Мунк, из Италии, вслед за Модильяни, - де Кирико, Бранкузи, Северини. Фудзита из Японии, Диего Ривера из Мексики, из России - Шагал, Сутин, Цадкин, Липшиц, Архипенко, Гончарова, Ларионов;
Окончание Первой Мировой войны положило начало самому блестящему периоду в художественной жизни Монпарнаса.
Тому самому, который сверкает и чарует героя в фильме Вуди Аллена «Полночь в Париже».
Общины художников крепли и умножались, живопись стала в Париже преобладающим видом искусства. Живопись в Париже съела поэзию», - грустно отмечала в 1911 году Анна Ахматова, пытавшаяся в это время отвлечь Амедео Модильяни от его привычного образа жизни. Но не преуспела в этом и вернулась в Санкт-Петербург раньше, чем планировала
После 1919года из Америки в Париж потекли капиталы, которые в значительной мере и обеспечили десятилетний расцвет французского искусства.
«Годы 1919-1929, - писал А. Мору а, - были для Соединенных Штатов временем небывалого процветания,. Меценатство стало одним из атрибутов роскоши. Обладавшие громадными возможностями, музеи Америки скупали картины новых мастеров. Частные коллекции дрались за творения модных художников. Поток долларов хлынул в кафе «Дом» и «Ротонда». Монпарнас привлекал так много зрителей, что качество зрелищ снизилось».
Безжалостный приговор «Великой эпохе» Монпарнаса. Но заканчивается любая великая эпоха. Как впрочем, и невеликая. Но мы с вами, если захотим, можем воскресить в своей памяти эти невероятные, сумасшедшие, фантастические годы!
А мои картины,,по прежнему, здесь: