32,1K подписчиков

Не прощелкать щелкунчика: как не нарваться на театральных мошенников?

Представители билетных сервисов и юристы дали рекомендации.

Представители билетных сервисов и юристы дали рекомендации.

Несмотря на развитие поисковых сервисов и борьбу правоохранителей с мошенничеством, каждому новому театральному сезону продолжает сопутствовать проблема фишинговых сайтов. В сети остаются сотни ресурсов, «мимикрирующих» под официальные страницы крупнейших российских театров. В лучшем случае их владельцы перепродают билеты с многократной наценкой, в худшем — реализуют вовсе не существующий продукт.

В 2019 году российские власти в попытках остановить перекупщиков даже приняли специальный закон, по которому максимальная наценка на билеты у агентов не может быть более 10%. Однако так называемые «консьерж-службы» по-прежнему действуют уверенно и безнаказанно.

РБК Life пообщался с театрами, легальными билетными агрегаторами и юристами и выяснил, почему спекулянты остаются серьезной проблемой для индустрии развлечений, как отличить сайт мошенников и что делать в случае, если билет на мероприятие все-таки был куплен через поддельный ресурс.

Масштаб проблемы

Борьба с фишинговыми сайтами в зоне Рунета ведется активно, утверждает партнер Digital & Analogue Partners Юрий Брисов. В 2022 году, по его словам, компания Group-IB сообщила о блокировке более 59 тыс. таких ресурсов, из которых свыше 7 тыс. были в российском сегменте интернета. «Эти страницы часто маскировались под соцсети, банки, почтовые сервисы, а также сайты, продающие билеты в театры и кино», — объясняет юрист. Роскомнадзор, в свою очередь, в том же году заблокировал 11,9 тыс. мошеннических сайтов, многие из которых выдавали себя за официальные ресурсы финансовых организаций или интернет-магазинов.

Для театрального рынка спекулянты остаются серьезной проблемой, отмечает представитель компании «МТС Энтертейнмент», управляющей официальными агрегаторами билетов Ticketland, MTC Live и TicketsCloud. Даже несмотря на принятые законы, предусматривающие штрафы и уголовную ответственность, до сих пор появляются отдельные сайты, дублирующие контент ведущих театров.

«Цель спекулянтов — заставить людей купить билет здесь и сейчас в несколько раз дороже, — говорят в “МТС Энтертейнмент”. — Сайты-подделки копируют контент с официальных ресурсов, но содержат гораздо меньше информации».

О проблеме спекулянтов говорят и в «Яндекс. Афише» — еще одном крупном билетном агрегаторе. «В сети можно найти множество ресурсов, которые оказывают услуги посредника при покупке билета с наценкой от 50 до 200%, — рассказывают в компании. — Чаще всего такие сайты “притворяются” официальными порталами крупных площадок: театров, спортивных комплексов, а также концертного тура или непосредственно самого артиста. При этом блокировка фишинговых ресурсов практически не решает проблему, поскольку для этого артисту или официальной площадке необходимо самостоятельно обратиться в правоохранительные органы или суд. Тем временем, вероятность того, что злоумышленники переедут на другой домен и продолжат свою деятельность довольно высока».

Что говорят театры

Опрошенные РБК Life театры признают проблему мошенничества с продажей билетов в сети. Порой фишинговые сайты даже доминируют над официальными, рассказал директор Московского академического театра Сатиры Игорь Берлин. «Кстати, не всегда подобные сайты создают мошенники, — утверждает он. — Иногда их делают промоутеры, чтобы взять в свои руки часть продаж. И здесь главное — предупредить театр. Мы тоже с этим сталкивались, но такие случаи — исключения».

Существуют и мошеннические ресурсы, спекулирующих билетами на спектакли Малого театра, признают в пресс-службе этой площадки. Часто это сайты, работающие без указания юридического лица и реквизитов. «Покупатели билетов не всегда могут сразу определить, что перед ними не оригинальный сайт театра, так как сайты-дублеры отличаются качественным дизайном и функционалом, а также используют символику и стиль Малого театра, — сетуют в пресс-службе. — Кроме того, перекупщики театральных билетов не несут собственных затрат, связанных с проведением спектаклей. Имея возможность больших вложений в рекламу, “зеркала” часто оказываются на первом месте в поисковой выдаче».

От действий перекупщиков страдают как зрители, так и сами организаторы мероприятий, продолжают в Малом театре. Например, покупая билеты по цене, часто превышающей официальную стоимость в 2−3 раза, зрители фактически не могут получить свои деньги назад, так как консьерж-сервисы не оформляют возврат билетов. «Страдает имидж Малого театра, который вынужден отказывать обманутым зрителям, не имея возможности вернуть средства, и объяснять, что билеты приобретены у перекупщиков», — говорят в пресс-службе Малого.

Бороться с такими сайтами непросто, жалуется Берлин из Театра сатиры. «Во-первых, сначала нужно провести внутреннее расследование — есть ли у театра какие-то взаимоотношения с подобным сайтом, — объясняет он. — Во-вторых, нужно понять, каким образом подобный сайт выстраивает механизм реализации билетов. Мы боремся с фишинговыми сайтами, но процесс этот сложный, так как юридически процедура прямо не закреплена в законодательстве. Нам приходится сначала выявлять ресурсы, потом обращаться в правоохранительные органы, а после проведения проверки обращаться уже в Роскомнадзор и Минцифры».

На юридические сложности при отстаивании своих прав жалуются и в Малом театре. Например, по словам его представителя, театру сложно обратиться в правоохранительные органы в связи с отсутствием нужных доказательств, так как представители сайтов-перекупщиков приобретают билеты через сайт Малого театра как обычные зрители.

Как выглядит подделка

Фальшивые билеты бывают двух видов, рассказывают в «МТС Энтертейнмент»:

  • поддельные билеты, которых никогда не существовало;
  • билеты с измененной информацией, чаще всего ценой, названием организатора и кодом для системы контроля доступа.

Чаще поддельные билеты продаются на мероприятия с повышенным спросом, когда в нужную клиенту дату билета на официальном сайте уже не найти.

На что обращать внимание

Чтобы отличить сайт билетного оператора от подделки, необходимо обращать внимание на несколько важных атрибутов, рекомендуют в «МТС Энтертейнмент»:

  • известное название, которое присутствует на афишах, и сильный бренд экосистемы;
  • большое количество мероприятий в продаже, не только знаковых и дорогих, но и небольших, локальных;
  • наличие большого выбора конкретных мест и полной карты зала;
  • возможность онлайн-оплаты и моментального выпуска билета;
  • информация о возврате средств, а также наличие мобильного приложения. Официальный сайт всегда имеет контакты: это возможность пообщаться с поддержкой в чате или по телефону.

Чтобы обезопасить пользователей, в поисковой выдаче «Яндекса» официальные сайты театров размечаются соответствующим знаком верификации — синяя галочка рядом с названием площадки, обращают внимание в «Яндекс. Афише».

Сервис также дает ряд рекомендаций, как избежать уловок мошенников:

  • покупать билеты только на проверенных ресурсах — крупных билетных агрегаторах и официальных сайтах площадок;
  • обращать внимание на информацию, которая освобождает владельцев ресурса от ответственности: чаще всего это формулировки вроде «не является официальным сайтом», «сайт-консьерж», «брокер/билетный брокер»;
  • обращать внимание на информативность сайта. Фишинговый сайт часто выглядит скромно: в справочном блоке нет информации об актерах, истории театра или труппы, не указаны реквизиты и контакты площадки.