В Ставропольском крае разработают концепцию развития креативных индустрий до 2030 года. Какие меры поддержки необходимы предпринимателям, чей продукт —интеллектуальная собственность, что такое креативные индустрии и зачем развивать их в регионе, выяснила «Победа26».
Экономика впечатлений
Понятие «креативные индустрии» возникло и закрепилось в конце 2000-х. В Агентстве стратегических инициатив (АСИ) пояснили, что это экономический сектор, включающий взаимозависимые и взаимопроникающие отрасли в области исследований, разработки и производства товаров и услуг, которые берут начало в индивидуальном творчестве, навыках и талантах.
Креативные индустрии — это часть большой структуры, вершина пирамиды под названием «креативная экономика». Люди, которые задействованы в этом секторе, так называемые «креаторы», производят и генерируют идеи, инновации, интеллектуальную собственность, которую можно продать.
Ставрополье создало карту для привлечения инвестиций в экономику
При этом продукт креативных индустрий не обязательно должен быть чем-то абсолютно новым — как, например, технология или открытие учёного. Креаторы позволяют взглянуть на обыденные вещи под другим углом. Таким образом, они формируют актуальные идеалы и ценности.
Мировыми лидерами по доле креативных индустрий в ВВП является Италия с показателем 6,1%, на втором месте Великобритания — у них 5,8%, тройку закрывает Австралия — 5,7%. Средний уровень в мире — 3%, а в России он составляет 4,87%.
Итальянский экономист Пьер Луиджи Сакко считает, что креативная экономика наиболее чётко отражает локальные особенности людей и позволяет сохранять их идентичность. Для Ставропольского края и СКФО в целом — это немаловажный аспект, поскольку в регионе проживает множество наций, которые славятся культурными и традиционными особенностями.
Другая часть пирамиды креативной экономики — это индустрии поставки, продаж и распределения, а также кластеры, творческие пространства.
По данным АСИ, к креативным индустриям относятся 35 отраслей.
У каждого сегмента — свои особенности, динамика, специфика развития, свои сильные и слабые стороны, говорит доцент МГТУ им. Баумана, кандидат философских наук Владислав Тарасенко.
«Соответственно, по каждому из сегментов креативных индустрий можно делать в России свои прогнозы»,
— отметил он.
В числе самых перспективных, по мнению Тарасенко, — цифровые технологии. Помимо этого эксперт выделяет киноиндустрию, производство развлекательного видеоконтента, игр.
«Сюда же можно отнести театр, этнографию, музыку, фестивали. Я бы ещё выделил направление креативной индустрии детства и всё, что связано с товарами, сервисами для детей, подростков. Мне кажется, этому стоит уделить отдельное внимание»,
— добавил эксперт.
Непаханое поле для творческих людей
Креативные индустрии — это поле для тех, кто занимается созданием стартапов, для писателей, музыкантов, режиссёров, блогеров. Большой вклад в эту отрасль экономики могут привнести продюсеры и другие дистрибьюторы идей: маркетологи, SMM- и PR-специалисты. Кроме того, креативные индустрии, как и любой другой бизнес, нуждаются в инвестициях, поэтому со временем в этой области станут всё более востребованы консультанты и посредники, с помощью которых креаторы будут находить источники финансирования.
Немаловажную роль здесь играет и благоприятный инвестиционный климат, который позволяет сформировать креативные индустрии. Чтобы заинтересовать крупный бизнес, регион должен быть привлекательным, развитым с точки зрения социальной сферы, умеющим предоставить современные экономические модели. Креаторы в этом смысле способны модернизировать и популяризировать образ Ставропольского края за счёт интеллектуальных и культурных ценностей, привлекательной инфраструктуры и творчества.
Креативные индустрии на Ставрополье
В минэкономразвития Ставропольского края рассказали, что в регионе зарегистрированы свыше 6,3 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, которые относятся к креативным индустриям.
Глава краевого минэкономразвития Денис Полюбин отмечал, что в 2023 году креаторы Ставрополья внесли в бюджет региона порядка 4 млрд рублей. Расчёт налоговых поступлений от креативных индустрий в министерстве проводили согласно перечню общероссийского классификатора видов экономической деятельности и на основе данных от управления ФНС по Ставрополью.
Специалисты краевого минэкономразвития совместно с Корпорацией развития и Фондом микрофинансирования Ставрополья будут разрабатывать концепцию развития креативных индустрий до 2030 года, а также льготные программы для предпринимателей, занятых в этой отрасли экономики.
Кроме того, на Ставрополье организуют первый в регионе фестиваль креативных сообществ «Кругрук», который станет платформой для создания и продвижения брендов округов, где будут развиваться креативные производства, гастрономия, высокие технологии, искусство, туризм, дизайн и индустрия моды.
С какими проблемами можно столкнуться
Директор Высшей школы креативных индустрий СКФУ Алёна Садыкова считает, что прежде, чем разрабатывать концепции, необходимо определиться с понятиями, создать перечень креативных индустрий, который будет распространяться на всех.
«Кто-то шьёт шапки, по сути, это лёгкая промышленность. Но если продукция брендовая, на неё накладывается добавочная стоимость, тогда это уже креативные индустрии»,
— говорит о проблеме в формулировках эксперт.
Сейчас регионы развивают те ниши, в которых они наиболее успешны. Например, в Якутии создают мультфильмы для Китая, Индии и Японии. Они экспортируют анимационные произведения за рубеж и получают за это деньги.
На Ставрополье, по мнению Алёны Садыковой, довольно большой потенциал в индустрии развлечений и молодёжной политики.
«В России знают, что Ставропольский край — один из лучших организаторов молодёжных мероприятий»,
— добавила Садыкова.
Кроме того, в регионе прекрасные условия для развития IT-кластера: хорошие провайдеры, недорогая аренда помещений, комфортные условия для жизни, развитая инфраструктура.
«По некоторым позициям мы проваливаемся, в том же образовании, например. Но в целом для Ставрополья — это перспективная отрасль. Однако вопрос ещё и в молодёжи. Они не хотят идти работать в IT-компании, потому что мечтают строить бизнес, запускать стартапы, чтобы поскорее заработать большие деньги»,
— отметила директор высшей школы креативных индустрий.
В креативных индустриях люди не привыкли зарабатывать мало, добавляет Садыкова. За интеллектуальный труд должны платить, как минимум, выше среднего уровня дохода.
Креативный бюджет: творческий потенциал КМВ оценили в Железноводске
Курс на Восток
Один из важных постулатов развития креативных индустрий — это интернациональность. Сейчас Россия отказывается от западного рынка, но активно взаимодействует со странами Востока, говорит Алёна Садыкова. По мнению эксперта, в стране собрано большое количество уникумов, которые могут делать единичные изделия, но тиражировать их не всегда получается.
«Изобретательство — наше всё, люди умеют придумывать новое. Сейчас идей и брендов много, потому что вводится именно российский культурный код. Главная задача — сделать их более массовыми и популярными, вывести на международный рынок и начать зарабатывать на этом деньги. Задача государства — помогать с экспортом»,
— заключила Садыкова.
Экспорт ставропольской сельхозпродукции в Китай нарастили в 1,4 раза
По мнению доцента МГТУ им. Баумана Владислава Тарасенко, многие «креаторы» окажутся перед выбором: либо работать на внутренний рынок, либо принимать участие в международных проектах.
«Мы получим снижение качества отрасли креативной экономики в целом, потому что возможностей интеграции и коллаборации станет меньше. Однако внутренний туризм, создание брендов регионов, реставрация культурного наследия — всё сейчас активно развивается, перспективы у этого сегмента высоки»,
— убеждён кандидат философских наук.
Преференции для развития креативной индустрии разработают на Ставрополье
Ранее «Победа26» сделала обзор молодёжных площадок, арт-пространств и кластеров города. Подробнее — в большом материале.