"От голода не умрёте, и океан перекрывает всё!" Согласитесь, совершенно не такого ожидаешь от 5-звёздочного отеля на берегу океана, за который отвалила сумму денег, сопоставимую с годовой зарплатой рабочего в каком-нибудь небольшом посёлке.
Но именно такой ответ чаще всего слышат те, кто недоволен уровнем сервиса в отелях на Кубе от тех, кто пытается как-то оправдать ту жесть, которая там творится на самом деле.
Я две недели прожила в 5-звёздочном отеле на Кубе за довольно немаленькие деньги — около 200 долларов за ночь за номер. А ездили мы вчетвером и номеров было два. Короче, нормально так потратилась, но делала это осознанно. Сейчас расскажу, что же получила взамен.
Нет, я очень непритязательный турист. Могу жить с оленеводами, могу в палатке, спокойно отношусь с каким-то недостаткам и недочётам и не буду возмущаться из-за каждой пылинки. Да и Куба мне понравилась, там красиво и колоритно. А вот тотальное несоответствие между потраченными деньгами и сервисом вызывает недоумение и даже некоторую обиду.
Я довольно давно читаю чаты по Кубе, и то, что я описываю в статье, — это не проблемы какого-то отдельного отеля. Так везде. И судя по всему, мне ещё попался не самый плохой вариант. Люди заезжали в грязные номера, несколько дней не могли получить полотенца, сидели без света или воды.
Персонал делает тебе одолжение
Пожалуй, это самое обидное и нечестное. Конечно, не все такие. Например, в нашем отеле были очень приятные бармены и садовники.
Но в остальном нежелание персонала работать прям сквозит в воздухе и читается в лицах и жестах работников. В целом, я этих людей понимаю. С зарплатой в 50 $ в месяц (это средняя заплата на Кубе) я бы тоже не обладала каким-то особенным рвением. Но с другой стороны, ты же согласился на эту работу, так делай её нормально.
Горничные были довольно грубыми. В последний день нам надо было забрать чемоданы перед выездом, а карточка от номера заблокировалась. Да, мы сами виноваты, немного пропустили время чекаута. Обратились к горничной, чтобы та помогла открыть своей картой, и были довольно грубо посланы. Тут даже дело не в том, что она не захотела открывать (допускаю, что таковы правила), а в стиле общения. Мол: "Не обязана я для вас ничего делать, сами решайте свои проблемы, сами виноваты".
Уборка в номере сводится к застиланию кровати грязными простынями. Полотенца поменяли один раз, да и то пришлось прямо на них положить доллар чаевых.
Пыль не вытирали ни разу за все две недели. В ванной разводы от шампуня никто и не думал вытирать.
Официанты в ресторане тоже не особо горят желанием работать. Моей дочери минут 15 пришлось просить стакан воды. Официантка слушала её, кивала, но вода так и не появлялась. А когда появилась, то настолько пахла тиной, что пить мы её не стали. Я даже подумала, что официантка обиделась, что её просят работать, и налила воду из бачка унитаза. Надеюсь, это не так.
При этом туристы, зная все эти особенности, везут персоналу всякие шоколадки и таблетки (отдельная история) в подарок. В надежде получить хоть какой-то сервис. Но это же бред! В 5-звёздочном отеле (да и в любом другом) "умолять" чаевыми и подарками персонал делать свою работу?!
Тараканы
Я совершенно нормально отношусь к живности в тропиках. Даже если муравьи или какие-то жучки заползают в номер. Но таракан на столе в ресторане ala cart? Ладно, его мы просто придавили тарелкой, чтобы не мозолил глаза, и не стали акцентировать на этом внимание.
Но когда тебе приносят стакан воды и там прям сверху плавает таракан и шевелит лапками, это уже вызывает просто смех. Ведь официантка, которая это несла, не могла этого не видеть. Она думала, что нам не хватает белка в организме и так даже лучше будет? Или что и так прокатит?
С мытьём посуды в ресторане тоже отдельная история. Бокалы с отпечатками чужих пальцев, иногда — грязные столовые приборы, разводы на тарелках. На такие вещи просто перестаёшь обращать внимание.
Знаете, как моют бокалы в ресторане? Сама видела. Официантка просто наливает воду из большого бака в грязный бокал, взбалтывает и выливает. Всё. Никто даже не трёт посуду. После того как я это увидела, решила, что надо просто пить больше рома, тогда всё будет продезинфицировано изнутри.
В целом подход сработал. Проблем с желудком ни у кого из семьи не было.
Еда
Тут забавное. Визуально кажется, что еды на шведском столе вагон. И выглядит красиво. Но пару раз был откровенно прокисший рис, некоторые блюда просто несъедобные: резиновые, безвкусные, кислые, холодные и далее по списку. Плюс, дефицит и ограниченный ассортимент. Добавьте сюда, что все хорошие продукты персонал пытается утащить к себе домой или продать на чёрном рынке.
Так, яйца за 2 недели были всего три раза. В остальное время подавали омлет из порошка, который просто невозможно было есть. Но зато вначале пару дней был хамон. Правда, потом он кончился, и всё остальное время мясная нарезка состояла из стрёмной и невкусной ветчины, которую раскладывали на 4 тарелки и украшали "розами из огурцов" для создания видимости изобилия.
Если в отель завезли солёные огурцы, значит они будут везде и в каждом блюде. Аналогичная история с кукурузой или кальмарами. Из овощей — только перезревшие огурцы, которые "подаются" в жареном, вареном, тушеном, пареном и запечённом виде. Один раз было авокадо, пару раз — зелёные помидоры и маринованная свекла.
При этом в ресторанах в городе готовят довольно вкусно. Получается, что в отелях просто относятся ко всему спустя рукава? Ну и растаскивают продукты. Ведь для туристов, которые кучу денег привезли в страну, и так сойдёт.
Номер
Тот случай, когда на картинках красиво, а при ближайшем рассмотрении появляются вопросики. Плесень в ванной, пятна на диване и кресле, половина кровати просто продавлена, потому что сломано фанерное основание.
У детей в номере конденсат из кондиционера капал прямо на пол, у нас он просто стекал по стене. Но с другой стороны, всё работает и ничего откровенно не сломано. Не считая отсутствующей дверцы платяного шкафа.
Сама территория отеля ухоженная, много зелени. Но ночью фатально не хватает освещения. Иногда мы с фонариками ходили.
Ну и отбитая плитка в бассейне напрягала немного. Пару раз видела поранившихся об неё детей.
Но зато бар в бассейне крутой, конечно.
Такие вот реалии отдыха all inclusive на Кубе. Если что, это был отель Iberostar Laguna Azul. Но судя по рассказам и отзывам, так там везде. Можно, конечно, снимать дом у местных. Но тогда придётся решать проблему с едой. Готовить самостоятельно — не факт что получится, просто потому что продукты толком не купить (как выглядят магазины на Кубе, я ещё покажу). Да и по деньгам это не дешевле номера в отеле получается.
В своем Телеграм-канале я публикую истории из путешествий и то, что останется за кадром, почти в реальном времени. Там больше личного. Подписывайтесь: Лисейкина про путешествия, фотографию и вообще