Найти тему
Лекторий Dостоевский

Джакомо Пуччини. Опера и жизнь. 2ч

Продолжение.

...Успех "Тоски" не стал конечной точкой в карьере композитора. Сочетая возрождение тосканских традиций, античной эпической мощи с новаторством, Пуччини искал новую эстетику и художественное выражение. Мысль написать оперу по пьесе «Гейша» американского драматурга Д. Беласко родилась под впечатлением спектакля, увиденного им в Лондоне, куда Пуччини ездил летом 1900 г. в связи с постановкой «Тоски» в театре Covent Garden.

Правдивый рассказ о трагической судьбе бедной японской девушки Чио-Чио-сан, или, как ее называли, мадам Баттерфляй (Мотылек), — глубоко взволновал композитора. «Мадам Баттерфляй» завершает центральный, наиболее интенсивный период деятельности Пуччини. Она предвосхищает характерный для оперы XX в. тип монодрамы, т.е. такой истории, где все события сосредоточены вокруг главного персонажа. И это - снова отсылка к торжеству психологизма тех лет. Когда человек занят поиском ответов в отношении отдельного взятой личности. Поиском того, что стало первопричиной его поступков и послужило дальнейшему развитию его судьбы. Как это чаще всего бывает в искусстве - судьбы трагической.

"Мадам Баттерфляй" - еще одна опера Пуччини, составившая основу классического мирового оперного репертуара
"Мадам Баттерфляй" - еще одна опера Пуччини, составившая основу классического мирового оперного репертуара

Образ «маленькой японочки из Нагасаки», утверждающий высокие нравственные идеалы, — самый сложный и многогранный в галерее пуччиниевских женских характеров. Основное внимание композитора направлено на раскрытие душевной драмы Чио-Чио-сан, внешнее сценическое действие в опере почти отсутствует.

Пуччини — один из первых европейских композиторов, обратившихся к японскому сюжету. Чтобы как можно достовернее передать в музыке локальный колорит, он решил использовать подлинные японские напевы, необычные европейскому слуху сочетания звуков, хрупкие, звенящие оркестровые тембры. Риск не оправдался! Премьера «Мадам Баттерфляй» 17 февраля 1904 г. в миланской Ла Скала стала настоящим провалом. Виною тому в немалой степени был и допущенный самим Пуччини драматургический просчет, в результате чего II акт оказался слишком растянутым. Автор принял критику, и спустя 3 небольших, но существенных правок, опера была исполнена снова. И в этот раз одержала блистательную победу в Брешии. Удивительно, но это решение - переписать оперу, откликнувшись на реакцию публики - совершенно "японское". Это так свойственно менталитету нации - принять критику и сделать все, чтобы возродиться в более гармоничном варианте. У Пуччини все получилось.

Успеху содействовало и то, что в главной роли - Чио-Чио Сан выступила молодая малороссийская певица Соломия Крушельницкая, которая к тому времени уже прославилась как превосходная исполнительница опер Вагнера. Спустя несколько дней после триумфального возвращения обновленной оперы на сцену, прима получила в подарок портрет композитора со следующей надписью: «Самой великолепной и очаровательной Баттерфляй. Джакомо Пуччини, Торре дель Лаго», 1904.

-3

Успех «Мадам Баттерфляй» упрочил мировую славу Пуччини. Его оперы ставятся повсюду, его имя произносится рядом с именами крупнейших композиторов.

На этом поиске новых сюжетов Пуччини не остановился. «А как поют индейцы?» — спрашивал себя композитор, посмотрев в Нью-Йорке драму Беласко «Девушка с Золотого Запада» из жизни калифорнийских золотоискателей. Взявшись за оперу на этот сюжет, Пуччини продолжил линию «Тоски» — в ней еще отчетливее выступило влияние психологизма и прочих тогдашних тенденций. Лучше всего автору удались сильные драматические сцены, где раскрываются характеры главных героев — Минни и Джонсона; здесь преобладает напряженная мелодическая декламация. Существенное место отведено жанровым эпизодам, в которых благодаря тонко вплетенным в музыку джазовым элементам, интонациям и ритмам негритянского и индейского фольклора ярко запечатлен своеобразный быт «дикого Запада». Премьера «Девушки с Запада» в Нью-Йорке 10 декабря 1910 г. проходила в атмосфере сенсации. Впрочем, величие и успех опер, возможно, более универсальных, архетипичных, таких, как "Тоска" и "Мадам Баттерфляй", "Девушке с Запада" повторить не было суждено.

Второе десятилетие XX в. было трудным для Пуччини. Гнетущая обстановка первой мировой войны заметно ослабила его творческую активность.

Уже будучи тяжело больным (у композитора был рак горла), Пуччини трудился над очередной экзотической оперой-легендой «Турандот» по мотивам пьесы его соотечественника Карло Гоцци. И снова при мощной музыкальной составляющей основу постановки составил психологизм героев - персонажей условно-сказочного мира композитор наделяет живыми человеческими страстями. Основная сюжетная линия связана с историей неприступной, гордой и жестокой китайской принцессы Турандот, побежденной великой любовью неизвестного принца — Калафа. Масштабность и многоплановость «Турандот» обусловили особенности ее музыкальной драматургии: контрастные сопоставления различных жанровых сфер — лирико-драматической, комической, эпической; наличие развернутых хоровых сцен; необычный характер музыки, сплавленной из европейской мелодики и подлинных китайских мотивов; разнообразие оркестровых колористических эффектов.

"Турандот" Пуччини и сегодня режиссеры любят интерпретировать и ставить в самых разных художественных направлениях
"Турандот" Пуччини и сегодня режиссеры любят интерпретировать и ставить в самых разных художественных направлениях

Как ни грустно, но закончить оперу композитор не успел, на четвертый день после мучительной операции Пуччини не стало. Он умер 23 ноября 1924 года в Бельгии. Тело его было перевезено в Италию и захоронено в часовне Торре дель Лаго.

Первое представление «Турандот», завершенной по эскизам автора композитором Ф. Альфано, состоялось спустя полтора года в Ла Скала 25 апреля 1926 г. Когда отзвучал последний аккорд, написанный Пуччини, Тосканини опустил дирижерскую палочку и, обернувшись к публике, сказал: «Здесь смерть вырвала перо из руки маэстро». Все встали. Публика разошлась в глубоком молчании.

Пуччини явился последним представителем итальянской оперной классики. Чуткий к веяниям эпохи, он постоянно искал пути обновления художественно-выразительных средств оперы. Его творчество оказало заметное воздействие на развитие европейской оперы XX столетия. Верный традициям реалистического искусства, художник-гуманист, Пуччини, создал бессмертные произведения, которые навсегда вошли в сокровищницу мировой музыкальной культуры.