Иван Пырьев родился 17 ноября (по новому стилю) 1901 года в селе Камень Барнаульского уезда Томской губернии. Четырнадцатилетним подростком, не ужившись с буйным отчимом, сбежал на фронт. За храбрость в сражениях Первой мировой войны был награжден двумя Георгиевскими крестами. Затем была служба в Красной армии, во время которой его привлекли к просветительской работе. В 1920 году Пырьев поступил в театральную студию Губпрофсовета, а в 1925 году пришел в кино, начав карьеру с должности ассистента режиссера.
Вот несколько историй о фильмах, ставших знаковыми в кинематографической судьбе знаменитого режиссера.
Партийный билет (1936)
В 1929 году Иван Пырьев начал работать самостоятельно, но его постоянно преследовали неудачи. Снятая им сатирическая комедия "Государственный чиновник" была запрещена цензурой и допущена к показу только после значительной переделки. Драма "Понятая ошибка", рассказывающая о классовой борьбе в деревне, снималась в Саратовской области при саботаже со стороны местной власти. В итоге режиссер был отстранен от работы, а фильм передали Владимиру Штраусу.
Шпионская драма "Партийный билет" стала пятым фильмом в багаже Ивана Александровича. Сюжет был "на злобу дня": диверсант внедряется на крупный завод, входит ко всем в доверие, становится передовиком производства и женится на знатной работнице. Однако худсовет жестко раскритиковал картину. Режиссера обвинили в том, что "враг народа" в исполнении Андрея Абрикосова оказался слишком привлекательным. В итоге Пырьева уволили с "Мосфильма". Однако Сталин лично одобрил фильм и он вышел в прокат.
Богатая невеста (1937)
После увольнения с "Мосфильма" Пырьев приехал в Киев на студию "Украинфильм". Там он выбрал комедийный сценарий написанный дебютантом Евгением Помещиковым на колхозную тему, и запустил в производство свою первую музыкальную комедию – "Богатая невеста". Однако вскоре съемки остановили – кто-то из чиновников решил, что шутить на эту важную идеологическую тему неправильно. Фильм был закончен только после перестановок в руководстве студии и вышел на экраны весной 1938 года. За "Богатую невесту" Иван Александрович получил свой первый орден Ленина.
Трактористы (1939)
После успеха "Богатой невесты" Пырьев возвращается на "Мосфильм" и приступает к съемкам картины, главным героем которой становится демобилизованный танкист. Тема боеготовности армии и народа, подчеркнутая в фильме "Трактористы", оказалась особенно актуальной после успехов советских войск в боях с японскими группировками на озере Хасане и Халхин-Голе.
По одной из версий, сценарий "Трактористов" был написан еще в 1936 году Аркадием Добровольским. Однако через год сценарист был репрессирован. В пользу этого говорят данные о переписке Пырьева и Ладыниной с заключенным Добровольским. В титрах в качестве сценариста значится его соавтор – Евгений Помещиков.
В шесть часов вечера после войны (1944)
Премьера фильма "В шесть часов вечера после войны" состоялась 16 ноября 1944 года. По сюжету война заканчивается в мае, что стало стопроцентным предсказанием авторов картины. Правда, первоначальный вариант сценария Виктора Гусева заканчивался трагически: Варя Панкова погибала на фронте, а встреча с любимым в Москве представала перед ее глазами в последний миг жизни. Однако Пырьев настоял на счастливом финале, который должен был вдохновить советских людей, всеми силами приближающих Победу.
Братья Карамазовы (1968)
Фильм "Братья Карамазовы" стал третьей по счету экранизацией, снятой Пырьевым по произведениям Достоевского, и последней работой знаменитого режиссера. По воспоминаниям Михаила Ульянова, исполнителя роли Дмитрия Карамазова, несмотря на слабое здоровье, 66-летний мастер поражал группу своей работоспособностью. К примеру, для утренних съемок в монастыре, расположенном на реке Истре, актеры вставали в два часа ночи и шли на грим. Режиссер уже был на ногах. Съемки начинались в четыре утра. Во время обеденного перерыва Иван Александрович отдыхал за игрой в шахматы. Съемочный день заканчивался в десять часов вечера, и до отхода ко сну Пырьев снова усаживался за шахматы. Всего лишь раз он отложил съемки, признавшись группе, что ему стало тяжело дышать.
Иван Пырьев ушел из жизни, не завершив свой последний фильм. Руководство "Мосфильма" возложило режиссерские обязанности на Михаила Ульянова и Кирилла Лаврова (Иван Карамазов), которые закончили третью серию картины.
"Фильмы чаще всего устаревают со временем. И многое из того, что бурлило и кипело в былые годы, стало и непонятным, и далеким. Таков жестокий закон и жизни, и искусства. Но ярость и неистовство художника... оставили неизгладимый след в сердцах и зрителей, и товарищей, и учеников Ивана Александровича", – считал Михаил Ульянов. Трудно не согласиться.
Друзья, дополняйте в комментариях свои любимые режиссерские работы Ивана Пырьева и смотрите легендарный фильм "Трактористы" на телеканале "Мосфильм. Золотая коллекция". Ссылка на программу здесь. Читайте и другие статьи:
Спасибо за внимание, друзья! Подписывайтесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция «Мосфильма» огромна – яркое найдётся для каждого.