Найти тему
Московская беседка

Высота ультразвука

О спектакле «Почти смешная история» («Лакейские игры») театра Романа Виктюка (премьера 15 ноября 2023, театр Романа Виктюка, Москва)

Афиша спектакля
Афиша спектакля

Долгие годы унижений и страха превращали людей не только в рабов, но и в лакеев. Лакейство разъедает души, оно, я боюсь, передается по наследству и, как инфекция, поражает тех, кто попадает в ее орбиту.

Когда мы изживем из нашей жизни лакейские игры, и изживем ли?

Эмиль Брагинский. Отрывок из книги «Почти смешная история» (1991)

Пьесу «Лакейские игры» Брагинский написал в 1988 году, когда свежа была память и об обкомовских пайках, и о бессловесной покорности, и о смертельном страхе, на которые наложились новые перестроечные впечатления от пустых магазинов, изнуряющих очередей и тощих кошельков. В такое время Брагинский решил поговорить с людьми о свободе и рабстве, человеческом достоинстве и русском бунте, не только беспощадном, но и бессмысленном.

Ярославский театр имени Федора Волкова. Сцена из спектакля "Лакейские игры". Премьера 28 апреля 1989. Из свободных источников интернета
Ярославский театр имени Федора Волкова. Сцена из спектакля "Лакейские игры". Премьера 28 апреля 1989. Из свободных источников интернета

Брагинский исследует природу русского рабства, глубинного и безнадежного. В те годы в кино и на сцене много размышляли о свободе и невоможности и возможности возвращения в рабское состояние. И самые мудрые и прозорливые не торопились с оптимистическими выводами, предсказывая скорый откат. Об этом — великий фильм Марка Захарова «Убить Дракона» (1989), в котором он тридцать лет назад предсказал то, что мы все переживаем сегодня. Об этом — мрачная, безысходная пьеса Эмиля Брагинского, которую сегодня воссоздал молодой режиссер Александр Карпушин. Что ж, эстафета принята. Будем вместе размышлять о том, что нам делать со своей природой, имеющей в анамнезе столько рабства, сколько не снилось, наверное, ни одному цивилизованному народу.

-3

Современная постановка — точное попадание в стилистику театра с его фантастически заряженным движением, обобщенными сценическими образами, эффектными, неожиданными мизансценами.

-4

Наследник Виктюка, Карпушин увидел пьесу глазами художника-экспрессиониста. Геометрия спектакля оживает в сочных костюмах и констрастном эффектном свете, сияющем на фоне легких прямоугольных черно-белых декораций.

-5

Легкая эстетика сценического рисунка, искристо заполняющего графически жесткое контрастное сценическое пространство постоянным движением, то нарастающим, то тающим в полумраке — все напоминает великого Маэстро, благословляющего своего ученика. Карпушин еще очень молод, и (надеюсь) со временем достигнет высоты и глубины выдающегося режиссера современности Романа Виктюка, его выверенности и безупречного эстетизма. Но и сегодняшний театральный эксперимент заслуживает пристального внимания.

-6

Режиссерская смелость и широта замысла, свободный, гибкий язык 21 века продиктовали совершенно иное прочтение пьесы. Вывод ее на абсолютно новый уровень то ли притчи, то ли надмирного эксперимента, не знающего точной истории и географии.

-7

Актерскую работу хочется отметить особо. Перед нами очень сложная в техническом и хореографическом плане постановка, требующая от исполнителей не только традиционного актерского мастерства, но и недюженной физической подготовки. Во время спектакля им приходится двигаться не только по традиционной горизонтали, но кругами, диагоналями и даже взлетать под потолок.

-8

И все же, театр — это в первую очередь традиционное актерское мастерство. Отточенность жеста, искренность интонации, эмоциональный акцент, голосовые модуляции. Людмила Погорелова, в совершенстве владеющая всеми актерскими техниками, создала образ царствующей особы, упивающейся своей властью, уверенной в том, что иначе с людьми - «ее челядью» - нельзя.

-9

Перед нами идол, с которым возможно только одно взаимодействие: поклонение. Ее фраза «наш человек без царя не привык» произнесена с такой мощью, с таким накалом, с такой медлительной жестокой уверенностью, что запоминается навсегда.

-10

Отдельно хочется отметить актерскую работу Ивана Ивановича с его умело и живо переданным движением. Он больше всех двигается по сцене, и каждый жест в этом разнообразном и постоянном движении исполнен сильного неподдельного чувства, ничуть не менее красноречивого, чем реплики персонажей. Актер мастерски владеет сценической речью, каждая фраза наполнена энергией движения, которое никуда не торопится — и именно поэтому достигает максимального эффекта.

-11

Его многочисленные проезды на любимом велосипеде (Жора — инструктор по физкультуре) выполнены с совершенно разным настроением, из которого больше всего запоминается отчаянное расстройство из-за Аси, в которую он влюбился по-настоящему. И вот этот проезд, когда под резкую, пронзительно грустную музыку, он как бы неумело, отрывисто дергает руль, хотя давно асс велоспорта — когда он словно разучился кататься от огорчения — производит очень сильное впечатление и многое говорит без слов.

-12

Итак, спектакль получился трагически ярким, но не безнадежным. Фишка театра в некоем противоречии между тяжелой пьесой и легкой эстетикой, в которой она поставлена. Именно это противоречие создает большой современный театр — театр Романа Виктюка. Театр, где все дышит традицией и новизной. Театр, так много дающий и уму, и сердцу. Театр, начинающийся с вешалки и заканчивающийся на запредельной высоте ультразвука, где мысль и чувство начинаются, но не заканчиваются. Современный театр, не боящийся быть вечным.