Найти тему
Лена в теме

Аниме. Почему так популярно и откуда столько предвзятости

Оглавление

Азиатская культура уже завоевала полмира и уверенно продолжает это делать. Причем, если K-pop только раздувает свои меха, то японское аниме лет 40 активно смотрят не только на Западе, но и в нашей стране. На российском телевидении 90-х транслировали «Сейлор Мун», а из-под прилавков торговали кассетами с «мультиками 18+».

Стоп-кадр из аниме «Сейлор Мун»
Стоп-кадр из аниме «Сейлор Мун»

Видимо, поэтому у нас нередко аниме ассоциируется с контентом для взрослых. Но как выясняется, не только у нас. Если походить по западным форумам, найдется достаточно подтверждений тому, что в западных странах и Америке к японским рисованным картинам тоже встречается предвзятое отношение, особенно у старшего поколения. Одних коробит при слове «аниме» потому, что это мультики, а значит несерьезно, другие же, откровенно говоря, считают, этот жанр мультяшной формой поrнушки. На самом деле все не так однозначно.

Только не говорите «японские мультики»

Поклонники и ценители аниме импульсивно реагируют на это словосочетание. В принципе, понять их можно. В конце 80-х годов аниме признали отдельным видом искусства, ведь оно вышло далеко за рамки привычных мультфильмов. Но как ни крути, корни его уходят в японскую анимацию. Только называли ее раньше манга-эйга, что условно переводится как кинокомиксы, поскольку основывались они на манге – японских черно-белых комиксах.

Современная манга
Современная манга

После войны в Японию хлынула американская мультипликация, и в противовес ей решено было создать собственную анимацию. С появлением в 1956 году студии Toei Animation появились мультфильмы с рисовкой местных художников. Первой работой, которую относят именно к культуре аниме, стала адаптация китайской сказки «Легенда о Белой Змее». В ней рассказывается не только история для детей, но и присутствует посыл взрослым о сложных отношениях между странами Дальнего Востока после войны. Чуть позже на экраны вышло аниме Осаму Тэдзуки «Могучий Атом», где впервые у персонажей появились большие глаза.

Кадр из аниме «Могучий Атом». Взято из открытых источников Интернет.
Кадр из аниме «Могучий Атом». Взято из открытых источников Интернет.

Теперь это неотъемлемый атрибут современного аниме. С «атома» начинается история аниме-сериалов, которые в последующие годы вышли за границы Японии и нашли поклонников во всем мире.

Причины популярности

В 70-х годах индустрия аниме начала стремительно развиваться, появлялись новые жанры, и то, что некогда было мультипликацией, превратилось в отдельный мир с только ему присущей рисовкой персонажей и фонов. К концу 80-х аудиторию составляли не только дети, но и взрослые, поскольку направление продолжало развиваться и диверсифицироваться.

Кадр из «Босоногий Гэн». Аниме о бомбардировке Хиросимы и первых днях после катастрофы.
Кадр из «Босоногий Гэн». Аниме о бомбардировке Хиросимы и первых днях после катастрофы.

С помощью карандаша оказалось гораздо проще показать глубину переживаний персонажей, чем в том же кино, подбирая актера и добиваясь от него искренности и полного погружения в роль. Рисование дает безграничный простор сценаристам и художникам, чем воспользовался талантливый и, наверно, самый узнаваемый режиссер-аниматор Хаяо Миядзаки, чьи мультипликационные картины называют шедеврами. «Унесенные призраками», «Ходячий замок», «Мой сосед Тотторо» – его произведения наполнены смыслом, причудливыми милыми и не очень созданиями, совершенно космическими фонами и деталями.

Удивительно, насколько бывает богатой фантазия, и как умело можно вплести мудрость в историю, которая найдет отражение в жизни и будет понятна и интересна не только взрослому, но и ребенку. Картины Миядзаки одинаково производят впечатление как на детей, так и на старшее поколение, даже на консервативных бабушек 😀. Проверено.

Видимо, в этом и кроется популярность аниме. Каждый найдет для себя что-то интересное, даже те, кто любит серьезную литературу. Кстати, Осаму Тэдзука, тот самый, что первым придумал рисовать большие глаза персонажам, превратил в мангу свой любимый роман нашего Федора Михайловича «Преступление и наказание». Он полностью изменил восприятие манги и аниме в мире во многом благодаря любви к литературе. Большинство аниме затрагивает столь сложные темы, как смерть, война, границы этики и морали, смысл жизни и загробный мир.

Кадр из аниме «Призрак в доспехах»
Кадр из аниме «Призрак в доспехах»

Картина «Призрак в доспехах» Мамори Осии вдохновила сестер Вачовски на создание небезызвестной «Матрицы», а «Тетрадь смерти», вышедшая в середине нулевых, до сих пор остается одним из самых обсуждаемых аниме. И таких примеров немало.

Так откуда предвзятость

Все оттуда же, как ни странно. Японцы до жанра 18+ очень охочие, так что сами же подмочили репутацию. Хотя почему подмочили? Они считают нормой такое направление, более того, та же манга в жанре хентая продавалась наряду с детской, без ограничений и пометок. Цензура запрещала только откровенную рисовку некоторых деталей и частей тела. После исследования, проведенного токийским правительством в 1990 году, выяснилось, что половина всей манги содержала эротические сцены. После этого манга и аниме стали менее доступными, но... более откровенными. Японцы в своем репертуаре 🤷.

Если такое происходит на родине аниме, то что говорить о тех странах, где оно было сродни экзотике? Да еще и на такие вольные темы. В конце 80-х японская анимация вообще и хентай в частности, просто взорвали рынок в США и Европе, так как ничего подобного по откровенности и качеству графики там не было. Как, впрочем, и у нас.

Смотреть или нет

Аниме – это целый мир, такой же, как и кинематограф, но гораздо более гибкий. Здесь есть рисовки для развлечения и отдыха, но и картин с глубоким смыслом, которые затрагивают острые социальные темы, немало. И не просто затрагивают, а разбирают на части и ищут смысл и объяснение.

Аниме объединяет детей и взрослых, помогает найти общие точки соприкосновения, увидеть проблему или ее решение. Истории, рассказанные Хаяо Миядзаки, самым титулованным и известным во всем мире японским режиссером-аниматором, покорили не одно сердце. Почему? Да потому что персонажи и миры прописаны до мельчайших деталей, его картины пронизаны любовью к людям, природе, к миру вокруг. Они воспевают все лучшее в нас и мощно, но по-доброму показывают низменность плохих поступков. Прочитав эту статью о самом художнике, вы точно захотите познакомиться с его творчеством поближе.

В противовес добрым и светлым картинам Миядзаки, аниме «Тетрадь смерти» и «Атака титанов» раскрывают скорее темные стороны души человека и даже целой нации. Сюжет не просто затягивает, он заставляет думать над каждой серией и ходом героев. «Тетрадь» похожа на битву Шерлока и Мориарти из сериала «Шерлок», причем логическим ходам и проницательности главные герои ни капли не уступают именитым персонажам.

Аниме-сериал «Атака титанов» вошел в книгу рекордов Гиннеса как самое востребованное анимационное TV-шоу, что не удивительно, поскольку у него оригинальный сюжет, непредсказуемые повороты и эпические битвы с продуманной стратегией. Заходит не только подросткам, но и взрослым людям, которым есть чем заняться помимо просмотра мультиков 😉.

Знакомиться с аниме или нет – вам решать. От себя скажу, что отношусь к нему ровно, но если попадается интересное – смотрю с удовольствием. Некоторые картины приобрели культовый статус благодаря интересной сюжетной линии и тщательно проработанным характерам персонажей, чем в принципе отличается не только мультипликация, но и весь азиатский кинематограф до сих пор. Выбор направлений впечатляет, так что всегда можно найти что-то свое при желании и составить личное мнение на этот счет.

Постер персонажей аниме из открытых источников Интернет
Постер персонажей аниме из открытых источников Интернет