Найти тему
DI magazine

Как стать мастером бонсай и переехать в Японию: рецепт Андрея Бессонова

Андрей Бессонов – признанный специалист бонсай, ученик великого мастера Масахико Кимура. Ему всего 27 лет, он живёт в Японии и творит искусство, спрос на которое растёт космическими темпами. Его работы продаются по всему миру, а очередь на заказы у Андрея составляет 2 года. Мы узнали, что такое бонсай и зачем успешные люди тратят на это огромные деньги.

«Мои работы продаются в Китае, Тайланде, Вьетнаме, Европе, ОАЭ и Америке. Очередь на то, чтобы я лично поработал с бонсай, составляет 2 года. В месяц я работаю с 30-50 бонсай».
«Мои работы продаются в Китае, Тайланде, Вьетнаме, Европе, ОАЭ и Америке. Очередь на то, чтобы я лично поработал с бонсай, составляет 2 года. В месяц я работаю с 30-50 бонсай».

Как вы поняли, что будете этим заниматься профессионально?

Когда я первый раз увидел бонсай и начал интересоваться им, мне было 12. Это стало моим хобби. Через 5 лет я поехал в Японию на летние каникулы обучаться бонсай. Год спустя я повторил это путешествие. Когда мне было 17, я провёл всё лето с живой легендой бонсай. Его имя Масахико Кимура и он легенда, без преувеличения, за всю историю искусства, насчитывающую тысячи лет. Его работы хранятся у топовых коллекционеров по всему миру. В том числе, бонсай господина Кимуры есть в закрытых частных коллекциях в России. В общем, этот человек подтолкнул меня к решению самым простым вопросом: «Хочешь ли ты стать профессионалом?». Я ответил, что подумаю. Три раза он спрашивал и только на третий я сказал «да». А после окончания школы, в 18 лет, я, буквально сбежав из дома, уехал в Японию и стал подмастерьем Кимура-сана. Мама была против, но потом приняла. Обучение длилось 6 лет.

Теперь вы живёте в Японии?

Да. Уже 10 лет, 6 из которых учился и 4 работаю как профессионал. Я живу в городе Ханю, в префектура Сайтама. Это рядом с Токио. Если ваши читатели будут рядом, пусть просто напишут мне, чтобы заехать в гости. Я всегда открыт и рад новым знакомствам. На время обучения у меня просто не было выбора – оставаться или нет. Шутка. По завершению курса пришёл COVID и, поскольку границы закрылись, идея остаться здесь жить превратилась в план.

«Я уехал в Японию и стал подмастерьем Кимура-сана. Мама была против, но потом приняла. Обучение длилось 6 лет». На фото – одна из работ Андрея Бессонова.
«Я уехал в Японию и стал подмастерьем Кимура-сана. Мама была против, но потом приняла. Обучение длилось 6 лет». На фото – одна из работ Андрея Бессонова.

Как вы легализовались в стране?

Виза – основное препятствие для всех, кто хочет устроиться в Японии. Я его преодолел. Сейчас я официально имею статус деятеля искусств, уникальный вид визы в Японии.

А в России где жили?

Военный гарнизон села Галёнки, Приморский край.

У вас есть какой-то официальный японский сертификат о прохождении искусства бонсай. Расскажите, пожалуйста, пару слов об этом.

Да, есть. От Nippon Bonsai Growers Cooperative. Лет 8-10 назад их вообще не выдавали. Никто на них не смотрит. Клиентам и профессиональному сообществу мастеров важно только то, какие бонсай ты способен творить. Я только сейчас вспомнил что он у меня есть! За последние 2 года он ни разу не пригодился. В бонсай гораздо большее значение имеет имя мастера, который обучал тебя. А я учился у живой легенды. На момент моего знакомства с ним его курсы из иностранцев закончил только один американец, один европеец и один русский. Этой зимой я ужинал с ещё одним мастером бонсай, Бьорном Бьёрхольмом из США, и он сказал мне очень приятные слова: «Андрей, у тебя реально железные яйца. У тебя хватило сил и терпения найти клиентов в Японии. Закончив обучение, ты ни разу не упомянул имя мастера Кимура-сана, как билет к богатым клиентам. Ты сам встал на ноги как профи, не прикрываясь ни сертификатами, ни сильными людьми, ни своим великим учителем».

Какое значение имеет бонсай в доме?

Бонсай – не домашний питомец. Это миф. В Японии есть традиционные комнаты в домах – татами, ниши-углубления в стенах... Вот в них, во время семейных посиделок или на приеме гостей ставят икебана, скульптуры, камни или бонсай. Так бонсай стал ошибочно ассоциироваться с комнатным растением. Да, некоторые бонсай можно содержать на подоконнике, но в целом в Японии бонсай стоят круглый год под открытым небом, на деревянных столах.

Зачем он нужен кроме как для эстетики? Есть ли какие-то мистические стороны вопроса?

Мистики нет. А вот эстетика – да. Но в приоритете философия, считать которую может только обладающий определёнными знаниями. Представьте, сидит человек в такой комнате, смотрит на бонсай и видит образ. Например, это классический бонсай: прямой ствол, ровные, размашистые ветви… Это самый спокойный образ дерева. Выходя за границы реальности, наблюдатель чувствует спокойный ветер, видит открытое поле и это одинокое дерево… Вокруг поют птицы, возможно, это рассвет или закат… Рядом течёт ручей… Куда уведут эти образы, не знает никто. Поняли суть? По факту, перед вам просто дерево в горшке, но обстановку можно достроить в воображении. Это медитация, связывающая созерцателя и природу. В современном мире это актуально как никогда. Вот почему спрос на бонсай сегодня растёт.

Какие бывают деревья для бонсай?

Я специалист по хвойным растениям. Я работаю с соснами, можжевельниками, кипарисами и кипарисовиками в основном. Также беру на сопровождение и в работу листопадные и вечнозеленые деревья. Сливы, клены или азалии, например. А ещё, есть тропические породы бонсай. В общем, бонсай можно сделать практически из любого дерева, существующего в этом мире.

Откуда эти деревья берутся?

Из семян, из черенков... Иногда это деревья из питомников или из живой природы, в особенности, с гор и скал. Последние имеют самую высокую ценность в искусстве. Есть бонсай, снятые с гор, которым больше 1500 лет. Коллекционеры передают их из поколения в поколение. В закрытых японских коллекциях, например, есть бонсай, принадлежавший династии Токугава. Тех самых, что объединили Японию. Людей уже нет, но память о них живёт.

Это микроверсии больших деревьев или какие-то карликовые породы?

Нет конечно. Это обычные деревья. Бонсай, помимо образов, ещё и демонстрирует красоту тех или иных деревьев. Понимание циклов роста и физиологии конкретных пород позволяет получать роскошные результаты. Бонсай – это, сочетание того, о чём мы уже говорили выше – образов, смыслов, эстетики, философии – с агротехникой.

«Есть коллекционеры из России, которые содержат свои бонсай у мастеров в Японии. Это высший пилотаж ответственности. В основном это предприниматели».
«Есть коллекционеры из России, которые содержат свои бонсай у мастеров в Японии. Это высший пилотаж ответственности. В основном это предприниматели».

В чём заключается ваша сфера деятельности? Это дизайн уже готового дерева или вы их выращиваете по каким-то заданным параметрам?

Я ремесленник. Создаю и сохраняю. Я специалист по хвойным деревьям. Если, например, попробовать перенаправить ветвь клёна, она, скорее всего обломается, а фишка хвойных – в пластичности. Если знать физиологию и определённые техники, можно из имеющихся ветвей, за счёт проволоки, сформировать новый образ. Мне платят за работу с самими бонсай – дизайн и уход. Иногда мне привозят дерево-заготовку и я делаю из него новый бонсай, а бывает, мне привозят уже запущенные бонсай, которым я задаю новые ракурсы и образы, чтобы получить из дерева новый арт-объект.

Представьте, эксклюзивные бонсай это редкость в продаже. Просто так – сегодня захотел а завтра купил – не бывает. Допустим, у коллекционера 50 таких бонсай. Ему они приелись и он хочет обновить коллекцию. Глупец продаст и будет опять годами собирать новую, но только умные клиенты понимают всю ценность мастеров на этом этапе. Он может дать мне заказ переделать все 50 бонсай в новые образы.

У вас в Instagram написано, что вы осуществляете сервисное обслуживание бонсай. Это что, как с автомобилями?

Да, это как с автомобилями. Вы же не отдадите новую феррари кустарным мастерам? Это будет официальный сервис. Я, как мастер, снижаю риски финансовых потерь финансовых вашего любимца. В своём саду я постоянно содержу бонсай некоторых своих клиентов. Это в основном русские и японцы. Первым клиентом в моей профессиональной карьере стал Радислав Гандапас. С его бонсай я работаю уже 3 года. Суть в том, что у меня бонсай получает все 100%. Клиент может допустить ошибки в уходе и даже убить его, а здесь они ежедневно под моим уходом – они здоровые, сильные и имеют прекрасный внешний вид с точке зрения новых приростов. Они всегда вовремя обработаны от паразитов и болезней, политы и подкормлены удобрениями. Клиент только созерцает. Всю рутину я беру на себя. Уход сильно влияет на внешний вид. Это как с человеком: можно плохо питаться, «посадить» все органы, чувствовать себя без сил, но при этом красиво одеваться.

Денис Иванов в гостях у Андрея Бессонова в Токио.
Денис Иванов в гостях у Андрея Бессонова в Токио.

В одном интервью вы говорите что бонсай – это как работа художника на холсте. А где вы черпаете вдохновение?

Хороший вопрос. Во-первых, это «насмотренность», причем, не картинок или самих деревьев. Это уже 3 года самостоятельной работы с бонсай в Японии. Они для меня – как книги от предыдущих поколений мастеров. Во время работы я буквально руками считываю детали, созданные другими мастерами. Я чувствую, как они раскрывали природные красоты дерева.

Второй источник вдохновения – клиенты. Каждый из них наполняет бонсай своими смыслами. Я стараюсь много общаться с клиентами, чтобы узнать их характер, почувствовать их, понять, что в жизни им важно. Затем я стараюсь отразить в бонсай их сущность. Каждый бонсай уникален благодаря тому, что за каждым деревом стоит уникальный владелец.

В-третьих, я планирую добывать вдохновение и в путешествиях – от живых пейзажей в разных точках мира. Пока мне в этом помогают друзья, присылая фото уникальных форм деревьев со всего света.

Правда ли что за вашими работами стоят очереди из японцев?

Я скажу больше. Мои работы продаются в Китае, Тайланде, Вьетнаме, Европе, ОАЭ и Америке. Очередь на то, чтобы я лично поработал с бонсай, составляет 2 года. В месяц я работаю с 30-50 бонсай. Это много. Сейчас я стал хоть немного отдыхать, а раньше доводил себя до болей в мышцах. Фанатизм к своему делу – штука опасная.

Как продать бонсай в другую страну? Как эти деревья перевозят? Существуют ли на них какие-то авторские права или документы?

Вопросами вывоза лично я не занимаюсь. Если клиент все-таки хочет вывезти бонсай в другую страну, я знакомлю его с партнерами или клиент сам решает эти вопросы.

В каждой стране свои правила. Всё будет зависть от фитосанитарных ограничений страны. Авторских прав и сертификатов на бонсай нет – из уст в уста, из рук в руки. В этом своя высокая ценность. Эксклюзивные бонсай просто, зайдя с улицы, не купить.

Сколько стоит среднестатистическое такое деревце?

По-разному. Обычно я подбираю бонсай под бюджет клиента. По моему опыту достойные эксклюзивные бонсай сейчас можно купить от по цене 500 000 рублей – и до бесконечности. Есть бонсай, которые стоят миллиарды.

Есть ли в России спрос на бонсай?

Кончено. Высокий. И здесь я, как профессионал, обязан не только дать возможность клиенту купить его. Моя задача заниматься просвещением об этом искусстве. Есть коллекционеры из России, которые содержат свои бонсай у мастеров в Японии. Это высший пилотаж ответственности. В основном это предприниматели.

Эта культура вообще имеет место в нашей стране?

Конечно. Бонсай отражает культуры в сочетании с красотой и уникальностью местной природы. Но не будем забывать об адаптации. В дебри образов и в философию углубляться рано. Пока я даю то что могу – уникальную возможность растущим, развивающимся людям из России прикоснуться к японскому бонсай. Искусство стирает границы.

Что нужно, чтобы развивать это направление?

Мастера и клиенты. Вот две составляющие в любой стране где процветает искусство бонсай.

Бонсай – это только для богатых?

Если человек зарабатывает миллион месяц – он богат? А если миллиард? Тот, кто зарабатывает миллион – беден по сравнению с тем, кто зарабатывает миллиард? Я бы сказал, бонсай – это для осознанных людей. В бонсай есть свой масс-маркет. Доступных бонсай сотни и их может точно купить каждый. Но есть там история? Есть ли там смыслы? Ценности? Удивительно, но факт: после покупки настоящего бонсай у некоторых начинается рост в бизнесе и в карьере. Наблюдать за такими клиентами – одно удовольствие.

Можете ли вы сказать, что бонсай – это дело вашей жизни?

Конечно. Я посвятил этому более чем полжизни. Любимое дело дает столько сил и энергии, что ты готов им заниматься в любое время. И тогда подтягиваются остальные ресурсы – деньги и статус.

Что бы вы пожелали читателям DI со страниц нашего журнала?

Не бояться. Быть решительными. Жить здесь, сейчас и сегодня. Мне нравится, какие ценности и смыслы транслирует Денис Иванов в каждом своем проекте и деле. Одно из них я бы выделил – это быть собой, быть настоящим. Вот и я вам желаю: будьте собой, будьте настоящими!

Материал впервые опубликован в осеннем номере DI за 2023 год. Использование фото и текстовых материалов без указания источника и предварительного согласия DI magazine запрещено и регулируется законом об авторском праве.