Тургиново – вотчина Апраксиных
В 1682 году Тургиново с деревнями было отказано великим князем Федором Алексеевичем (1676-1682) матери его второй жены, боярыне, вдове Домне Богдановне Апраксиной и ее детям, стольникам Петру, Федору и Андрею Матвеевичам Апраксиным.
Домна Богдановна подавала челобитную на владение селом Тургиново. При Тургиново было 34 деревни, пахотной земли церковной 25,5 дес., государевой 90 дес., крестьянской 307,5 дес. К Тургиново относились 89 пустошей и 10 починков, в них «пашни паханые и перелогу и лесом пашенным и непашенным поросло» 678 десятин (Цветаев Д.В. «Избрание Михаила Феодоровича Романова на царство», Москва, 1913 г.).
В тургиновской Покровской церкви до революции 1917 года хранилась оригинальная опись всех деревень и пустошей тургиновской вотчины, пожалованных Апраксиным.
По свидетельству дьякона тургиновской церкви А.А. Критского в 1913 г., вся тургиновская местность,
«заключающая большое количество деревень и несколько верст в окружности, среди крестьян исстари носила название «Апраксино».
Село Никольское Городище при Апраксиных называлось Апраксиным Городищем.
Супружество Марфы Матвеевны Апраксиной продолжалось всего 72 дня и закончилось со смертью царя Федора Алексеевича. За этот небольшой период мать и братья Марфы Матвеевны получили в вотчину кроме Тургиново еще как минимум одно село.
В марте 1682 года, за две недели до передачи села Тургиново Домне Богдановне Апраксиной и ее сыновьям из дворцовых сел было отказано и село Иславское Звенигородского уезда (позже Звенигородской десятины Московского уезда). Из истории этого села известно, что летом 1685 года Домна Богдановна свою часть имения уступила детям. А затем
«во 195 (1687) году Петр, Федор и Андрей Матвеевы Апраксины вотчины, находившиеся в разных уездах, между собой разделили…» (В. и Г. Холмогоровы «Исторические материалы о церквах и селах VI-XVIII cт. Вып. 2. Звенигородская десятина», Москва, 1882 г.)
Вероятно, в те же годы подобные изменения произошли и с Тургиново. Тогда получается, что именно в 1687 году Тургиново с частью ближайших деревень отошло Андрею Матвеевичу, Никольское Городище с оставшимися деревнями – Петру Матвеевичу, а Федор Матвеевич Апраксин перестал считаться владельцем тургиновского поместья.
Три брата
Два старших брата Апраксина были видными государственными деятелями, военачальниками.
Петр Матвеевич (24.06.1659-29.05.1728) последовательно был стольником, окольничим, ближним окольничим, Новгородским и Астраханским воеводой, Казанским губернатором, президентом Юстиц-коллегии, Санкт-Петербургским главнокомандующим и генерал-губернатором, имел чин действительного статского, тайного, а затем действительного тайного советника.
Федор Матвеевич (27.11.1661-10.11.1728) имел выдающиеся заслуги перед страной. Вместе с Петром I ездил в Амстердам обучаться морскому делу. Во многом благодаря ему был создан военно-морской флот России. Он имел звание генерал-адмирала. Возглавлял Адмиралтейств-коллегию, управлял Эстляндией, Ингерманландией и Карелией. Под его командованием находились Балтийский флот и Каспийская флотилия. Ф.М. Апраксин состоял в Верховном тайном совете. Являлся кавалером орденов Св. апостола Андрея Первозванного и Св. Александра Невского.
Третий брат, Андрей Матвеевич Апраксин (1663-1731), не имел таких больших заслуг. При царе Иване Алексеевиче был стольником.
В 1697 году Петр I отправил его на учебу в Англию и Амстердам, а в 1722 году сделал его обер-шенком (в переводе с нем. – старший виночерпий; высший придворный чин 2-го класса в Российской империи).
А.М. Апраксин был первым назначен на эту должность, появившуюся тогда,
"когда Петр преобразовал свой двор по образцу дворов иностранных" (В.Ф.Рубахин «Графы Апраксины и их петербургская вотчина - Апраксин двор», Санкт-Петербург, 1912 г.).
А.М. Апраксин был действительным статским советником, в 1728 году стал генерал-майором.
В 1710 году старшим братьям Апраксиным и их потомкам за особые заслуги Петр I пожаловал графский титул, младший из братьев получил его только в 1722 году.
Андрей Апраксин отличался буйным нравом. Известен случай, когда он в 1695 году побил из «озорничества» стольника В.Т. Желябужского с сыном. Это было подробно описано И.А. Желябужским в «Записках Желябужского с 1682 по 2 июля 1709».
Желябужские били челом царю. Тогда Петр I потребовал разыскать Апраксина и получить с него письменное объяснение – сказку. В своей сказке Андрей Апраксин все отрицал. После этого Желябужские обращались к Петру I повторно. Обе стороны были вызваны «для целования креста». Андрей Апраксин не явился и признал свою вину.
За побои с Апраксина в пользу Желябужских взяли «денег вдвое против их окладов». А за лживую сказку и «за озорничество» Петр I приказал «учинить ему, Андрею, наказанье, бить кнутом нещадно». От наказания Апраксина спасло заступничество его сестры, Великой княгини Марфы Матвеевны, и генерала Лефорта.
«А вместо наказанья доправлены Василью Желябужскому и сыну его Семену денег 737 рублей с полтиною и отданы им с распискою, а людям его, Андреевым, чинено наказанье, биты кнутом. А генералу Андрей Апраксин за то дал денег 3000 рублев, за его заступление» (Желябужский И.А. «Записки Желябужского с 1682 по 2 июля 1709», Санкт-Петербург, 1840 г.).
Андрей Матвеевич Апраксин даже имел прозвище Бесящий. Под этим прозвищем он был изображен на портрете неизвестного художника 17 века.
Владения Апраксиных
В конце 17-начале 18 вв. в Тверском уезде Андрею Матвеевичу Апраксину принадлежали: в Захожском стане – село Тургиново, деревни Заречье, Бордино (Бородино), Малечкино (Мелечкино), Селино, Погорелово, Брыково, Савино, Косково (Костьково), Поджогино, Чабочи, часть деревни Поминово. В Воловицком стане – село Городище, сельцо Киселево, деревни Быково, Ивановская (Иванцево), часть деревни Брусилово. Ему же в Суземском стане принадлежали Горицы.
Петру Матвеевичу Апраксину в Захожском стане принадлежали село Никольское Городище и деревни Лапино, Булаково (Балаково), Рязаново, Сыропятово, Попково, Подора, Малиновка, Кайково, Пастбище, Ивановская, Манушкино, Улыбышево, Сосновка, Власовская, Алексеевская, Верховье, Медвежье, Заозерье, частично деревня Новинки. Помимо этого, П.М.Апраксину и его старшему сыну Александру принадлежала в Микулинском уезде треть села Микулино Городище и несколько деревень рядом.
Апраксины были очень богаты, они владели многими вотчинами, им принадлежали лучшие участки земли в центре Москвы и Санкт-Петербурга, на которых были возведены усадьбы.
Московский дом, принадлежавший некогда Петру Матвеевичу Апраксину и его ближайшим потомкам, в несколько перестроенном виде до сих пор стоит на улице Знаменка, 12/2. Сейчас в этой усадьбе Апраксиных-Бутурлиных размещается Музыкальная школа имени Гнесиных.
У Петра Матвеевича в Москве имелись также дворы в Белом городе на Сретенской улице (дом был продан им в 1727 г.); у Старого Каменного моста; на тяглой земле Садовой слободы.
В Санкт-Петербурге дом Петра Матвеевича Апраксина располагался на Васильевском острове. Предполагается, что он строился по проекту «образцового дома для именитых» архитектора Жана-Батиста Леблона.
Дома Федора Матвеевича Апраксина в столицах не сохранились. Известно, что существующий сейчас Зимний дворец в Санкт-Петербурге (здание Государственного Эрмитажа) был построен на месте нескольких стоявших там ранее, выкупленных и снесенных домов. Среди них было здание, принадлежавшее Морской Академии и дворец Ф.М. Апраксина. Усадьба и дворец Ф.М. Апраксина строились по индивидуальному проекту, единственному воплощенному при жизни его архитектора Жана-Батиста Леблона. Этот дом Ф.М.Апраксин завещал внуку Петра I, императору Петру II. Фундаменты этого здания стали основанием для части Зимнего дворца.
Одна из московских усадеб Федора Матвеевича располагалась на том месте, где сейчас находится старое здание МГУ на Моховой.
О владениях Андрея Матвеевича Апраксина в Москве можно судить по записям в книгах, в которых учитывалась купля-продажа дворов. В 1719 году он купил в Москве двор за Смоленскими воротами в Земляном городе в Оружейной слободе, в приходе церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, что на Бережках.
Апраксиным также принадлежала усадьба, чьи сады граничили с территорией Златоустовского монастыря в Москве. В последствии она перешла к потомкам Андрея Матвеевича, но ему самому могла достаться в наследство от кого-то из братьев.
Расположение усадьбы неподалеку от монастыря имело для Апраксиных большое значение. Петр, Федор и Андрей Матвеевичи были его вкладчиками. На средства нескольких поколений Апраксиных строились и перестраивались его церкви. Апраксины жертвовали как денежные средства, так и церковную утварь. В 1706 году братья Апраксины вместе с другими вкладчиками били челом Петру I об учреждении в монастыре архимандрии.
В Златоустовском монастыре были погребены многие представители этого рода, включая самих братьев, их родителей и жен. Монастырь был уничтожен в советское время.
Андрей Матвеевич Апраксин после смерти старших братьев многое унаследовал от них. От Петра Матвеевича, например, ему досталось село Стрелково Молоцкого стана Московского (позже Подольского) уезда. Но большую часть богатства Андрей Матвеевич получил от знаменитого брата-адмирала.
Федор Матвеевич не имел детей. Он завещал своему младшему брату и его потомкам по мужской линии Лебедянскую, Пензенскую, Новгородскую вотчины, погост Михайловский с десятью погостами, санктпетербургские мызы, санктпетербургские дворы на речке Мье и Фонтанке, московский загородный дом.
Ф.М. Апраксин отказался от вотчин, перешедших к нему после смерти сестры Марфы Матвеевны, передав их императору Петру II. Остальные вотчины с относящимися к ним деревнями, ревельский загородный двор и ревельские мызы, как и московский каменный дом на Моховой он завещал продать и полученные деньги раздать неимущим в милостыню, на выкуп пленных, на оплату казенных долгов и «в другие нужные места".