Найти в Дзене
VK Play

Рэперы против злых монахов, рестлинг и мультяшный пес — хип-хоп в играх

Оглавление

Как музыкальная культура проникала в видеоигры

Рэп существует уже полвека и за это время превратился из локального развлечения молодежи Нью-Йорка в один из главных музыкальных жанров планеты. Влияние рэпа заметно во многих вещах — от фильмов и рекламы до спорта и моды.

Проник он и в игровую индустрию — например, в Call of Duty: Vanguard добавили скин Снуп Догга, а в Warzone — скин Ники Минаж. В этой статье мы расскажем об играх, вдохновленных рэпом и культурой хип-хопа.

От зарождения до признания

-2

Истоки рэпа стоит искать в творчестве африканских гриотов — певцов, которые рассказывали рифмованные сказки под музыку. Также важную роль сыграло появление «ямайской» саунд-системы ー мобильной дискотеки, появившейся после Второй мировой войны как реакция на отсутствие радио на Ямайке.

Рэп в современном виде зародился в 70-х годах в Бронксе, когда музыкант DJ Kool Herc решил устраивать вечеринки в «черных» районах Нью-Йорка. На его выступления приходили бедные афроамериканцы, чтобы отвлечься от нищеты и полицейского произвола.

В 80-х рэперы вроде Run D.M.C. и N.W.A заговорили в своем творчестве о наркотиках, расизме и других остросоциальных проблемах. Тон музыкантов и претензии к государству привели к конфликтам с правительством. Яркий пример ー письмо ФБР с требованием запретить песню N.W.A. «Fu*k The Police».

-3

В 90-х на западном побережье США сформировался гангста-рэп, расколовший представителей этой субкультуры и ставший одной из причин конфликта группировок западного и восточного побережий. Музыка рэперов с востока была агрессивной, со сложными по структуре текстами.

Запад же предпочитал более легкую форму, но содержание песен было гораздо жестче. Рэперы романтизировали образ гангстера и криминальной жизни в гетто, призывали к насилию над полицейскими. Результатом войны побережий стало убийство двух легенд рэпа ー Тупака Шакура в 96-м году и Бигги в 97-м.

В нулевых началась bling-эра (bling ー обозначение дорогих украшений), особенностью которой стала коммерциализация образа гангстера и сопутствующий успех музыкального направления. Согласно исследованию IFPI, рэп слушают 26% людей по всему миру, а в Штатах он является самым популярным жанром музыки.

Рэп в видеоиграх

Rap Jam: Volume One (SNES, 1995)

Первой игрой, активно использующей символику, музыку и образы известных рэперов, считается вышедшая в январе 95-го года баскетбольная аркада Rap Jam: Volume One от 64WD Games и Motown Software. Геймплей копировал NBA Jam 93-го года от Midway, но играть предстояло за популярных на тот момент музыкантов ー от Collio до Квин Латифы.

Rap Jam получила разгромные отзывы — например, Electronic Gaming Monthly поставил игру на 9 место в списке «10 худших игр в истории». Несмотря на подзаголовок «Volume One», никакого сиквела не было даже в планах. Для Motown Software эта игра стала второй и последней ー в 96-м компания обанкротилась.

PaRappa the Rapper (PS1, 1996)

В 1996 году Sony и музыкант Масая Мацуура выпустили на PlayStation ритм-игру PaRappa the Rapper. В ней пес-рэпер Параппа пытается привлечь внимание полудевочки-полуцветка Санни Фанни при помощи песен и танцев.

Мацуура был членом J-Pop группы PSY-S, но в начале 90-х заинтересовался играми. В 1993 году он выступил композитором Metamor Jupiter для PC Engine, а чуть позднее уже в роли гейм-дизайнера выпустил квест The Seven Colors: Legend of PSY-S City эксклюзивно для Mac.

С самого начала я хотел сделать игру про рэп и пытался понять, как объединить геймплей и систему очков, основанную на уровне исполнения рэпа. Я думал, из этого могла бы получиться интересная игра. - Масая Мацуура

Разработка PaRappa the Rapper началась в 1994 году в недрах Japan Studio — подразделения Sony, которое занималось экспериментальными проектами к запуску PlayStation. Мацуура придумал геймплей и написал музыку, а узнаваемый «мультяшный» стиль героям подарил художник Родни Алан Гринблат.

Превратить написанные на японском языке тексты Мацууры в рэп помогал актер озвучания Рю Ватабе, у которого уже был опыт в написании хип-хопа. Но оставалась проблема рекламы — по словам создателя игры, Sony не понимала, как продвигать PaRappa the Rapper, так как подобных игр до нее не выходило. По сути команда изобрела новый жанр, прокладывая путь для Rock Band, Guitar Hero и других ритм-игр.

Несмотря на трудности, PaRappa the Rapper получила признание. К концу 1997 года года игра продалась тиражом в 700 тысяч копий, а в 98-м достигла отметки в миллион.

Игра повлияла и на саму рэп-музыку: многие молодые исполнители упоминали ее в своих текстах, а в одной из серий «Робоцыпа» Параппа участвовал в баттле с 50 Cent. В 2017 году на PlayStation 4 вышло переиздание с поддержкой разрешения 4K и песнями из выпущенной в 2006-м версии для PSP.

Wu Tang: Shaolin Style (PS1, 1999)

Wu Tang Clan — одна из самых известных рэп-группировок. В своем творчестве она сочетает американскую и азиатскую культуры. Группу основали Роберт Диггз, более известный как RZA, Рассел Джонсон и рэпер GZA.

По сюжету игры Wu Tang отправляется в Китай, чтобы спасти своего мастера от злобного монаха. По жанру Shaolin Style — файтинг, в котором игроки используют спецприемы и фаталити. Но в отличие от того же Mortal Kombat, он ориентирован на четырех игроков — матчи проводятся 2 на 2 или 1 против 3.

Самые крутые игры, где дают махать топором

В основе Wu Tang: Shaolin Style — файтинг про фриков и психбольных Thrill Kill, который разрабатывала Paradox Development (не путать с Paradox Interactive, известным издателем стратегий). Из-за чрезмерной даже по меркам Mortal Kombat жестокости Electronic Arts отказалась издавать игру, и студия продала уже почти готовый проект Activision.

Та одобрила выпуск при условии, что материал переделают под Wu Tang. Однако команда все равно столкнулась с парочкой трудностей. Во-первых, многим разработчикам не нравилась музыка Wu Tang.

Если бы ко мне обратились с предложением сделать игру про Depeche Mode, я бы был более взволнован. - Кевин Малхоллал, продюсер игры

Также у разработчиков не было связи с участниками группы — в отличие от Activision, которая имела полный доступ к членам Wu Tang.

Мы решили сделать U-God боксером с золотыми перчатками. А Masta Killa был обычным ниндзя. Но что мы на самом деле знаем о U-God? Немного дополнительной информации стало бы для нас хорошим подспорьем. - Дана Де Лалла, художница

Игра вышла в 99-м году для первой Playstation, получила неплохие оценки и продалась тиражом в 480 тысяч копий. Результат мог быть лучше, если бы Activision не сократила рекламный бюджет ради Tony Hawk Pro Skater.

В 2004 году Paradox Development была куплена Midway и выпустила Mortal Kombat: Shaolin Monks, которая получила хорошие оценки, но слабо продалась. В 2008-м студия была закрыта из-за финансовых трудностей.

Серия Def Jam

-4

Пожалуй, самая известная серия игр про рэп. Она сочетает культуру хип-хопа и рестлинг. В ранних нулевых Кевин Лайлс, президент лейбла Def Jam Recordings и заядлый геймер, задумал сделать игру по лицензии своей компании. В это же время в Канаде Джош Холмс из EA работал с AKI Corporation над файтингом Kung Fu Fighting.

По ходу разработки игру переделали под лицензию рестлинг-промоушена WCW, но тот стал частью корпорации WWE, а Elecrtonic Arts потеряла права на бренд. Тогда кто-то из маркетологов предложил сделать файтинг про рэп, на что глава музыкального отдела EA Стив Шнар ответил: «Я как раз знаю пару ребят из Def Jam. Мы можем собраться вместе и добавить реперов, которые дерутся между собой».

Как вспоминает Холмс, все были против этой задумки. Но руководство EA одобрило идею: Лайлс решал правовые вопросы, а Холмс договаривался с рэперами об участии. Первая часть серии, Def Jam Vendetta, вышла в 2003 году на PS2, получив высокие оценки от игроков и критиков. К 2006 году игра продалась тиражом в 1,8 миллиона копий.

В 2004 году вышел сиквел — Def Jam: Fight For New York. Продолжение было масштабнее, а сюжет серьезнее. Появились новые бойцы вроде Снуп Догга и Экзибита, но сам геймплей стал проще. Игра получила еще более теплый прием.

В 2007 году на PS3 и Xbox 360 вышла третья часть — Def Jam Icon. В отличие от Vendetta и FFNY, эту часть разработало чикагское подразделение Electronic Arts. Игра получила средние оценки: рецензенты хвалили саундтрек и графику, но критиковали управление.

В 2010 году Konami, также получившая лицензию лейбла, выпустила Def Jam Rapstar от 4mm Games и Terminal Reality. Вместо файтинга в духе Smackdown игроки получили неплохое караоке. Многие поставили игре 7 баллов из 10.

В 2020 году аккаунт Def Jam в X (бывший Twitter) опубликовал следующий пост: «Как только наш твиттер достигнет 1 миллиона подписчиков, мы сделаем важный анонс».

Это могло быть намеком на воскрешение серии, но с тех пор никаких новостей не было.

Дилогия 50 Cent

Главным рэпером нулевых был 50 Cent, в миру известный как Кертис Джексон. Его музыка вкупе с киношным образом гангстера, который пережил нападение, отлично продавалась. На пике славы музыкант решил попробовать себя в игровой индустрии.

Игру 50 Cent: Bulletproof анонсировали в марте 2005 года. Сценарий написал Терри Уинтер, продюсер «Клана Сопрано». К разработке подключились и другие известные рэперы — Доктор Дрэ и Эминема. Первый сыграл продавца оружия, а второй ー коррумпированного копа.

Я уничтожаю конкурентов, и моя игра ー не исключение. Это фэнтезийная версия меня. Я планирую встряхнуть мир видеоигр так же, как я сделал с миром рэпа ー я не останусь равнодушным к своей игре. - 50 Cent

Главный герой мстит напавшим на него бандитам в компании с сотоварищами, которых сыграли рэперы Ллойда Бэнкс, Янг Бак и Тони Йайо. Bulletproof — коридорный шутер от третьего лица. Игра вышла в 2005 году для PS2 и оригинальной Xbox. Критики хвалили сюжет и музыку, но критиковали слабый геймплей. Но это не помешало продажам ー по данным NPD Group, реализовано более миллиона копий.

Vivendi не планировала выпускать сиквел. Издатель поручил шведской Swordfish Games разработку игры в поддержку телесериала по книжному циклу Covert One Роберта Ладлэма (создатель Джейсона Борна) про тайную организацию, борющуюся с мировым злом. Студия успела сделать пару уровней, но внезапно сериал отменили.

В итоге с подачи Vivendi игра превратилась в 50 Cent: Blood on the Sand, сиквел Bulletproof. Но когда игра была почти готова, Activison выкупила Vivendi и отменила несколько игр, находившихся в разработке до поглощения. Включая игру о рэперах.

Спасение пришло от THQ, которая выкупила права на игру и дала время на доработку. 50 Cent: Blood on the Sand вышла в 2008 году на PS3 и Xbox 360. Это вновь был шутер от третьего лица, но с упором на кооперативное прохождение. Теперь Кертису необходимо найти гонорар за свой концерт — череп с бриллиантами, украденный ближневосточными террористами.

Круче Uncharted — но есть нюанс: обзор Jusant

Игра получила средние оценки. СМИ отметили хорошую реализацию кооператива и боевую систему, но раскритиковали скучный геймплей. Из-за слабых продаж в 56 тысяч копий третья часть была отменена.

Рэп проделал огромный путь от опасной в глазах государства субкультуры, которая романтизировала криминал, до популярного направления в музыке. То же самое можно сказать про игры о рэпе: началось все с неудачного закоса под NBA Jam, а в итоге привело к появлению родоначальника целого жанра. Пусть даже сегодня этот жанр и находятся в упадке, но ритм-игры еще могут вернуться.