Найти в Дзене
Ас саламу алейкум!

Мнение 4-х имамов относительно песен и музыки.

Мнения четырех имамов по поводу музыки.
Приведены доказательства - ссылки, названия книг и номера.
1. Имам Малик
В книге «Мухтасар Халиль», т.3. стр 304 а также Ибну Абд-ль-Барр, в книге «Ат-Тамхид»,т.10, стр.180, приводит слова имама Малика: «Легкое развлечение, как барабан, и дудочка, я считаю, что это не страшно». О мнении имама Малика лучше всего обратиться к ученым его мазхаба, досконально изучившим его труды, а они отрицали наличие запрета у имама.
Так, аль имам аз-Зубайди в «Аль Итхаф» т.8, стр. 575: «Я спросил всех выдающихся ученых маликитов о тексте (цитате) от Малика по запрету песен и инструментов. И они сказали, что такого запрета не имеется. Так, в заключении скажу, что если нет цитаты по этому вопросу, то все мнения от Малика- они являются исключительно предположением. А то, что было передано по иснаду от Малика, (когда его спросили о песнях и музыке, и он сказал-«Это у нас делают нечестивцы»)- то здесь он имел в виду песни, которые связаны с мункаром (нечестием)

Мнения четырех имамов по поводу музыки.
Приведены доказательства - ссылки, названия книг и номера.


1. Имам Малик

В книге
«Мухтасар Халиль», т.3. стр 304 а также Ибну Абд-ль-Барр, в книге «Ат-Тамхид»,т.10, стр.180, приводит слова имама Малика: «Легкое развлечение, как барабан, и дудочка, я считаю, что это не страшно». О мнении имама Малика лучше всего обратиться к ученым его мазхаба, досконально изучившим его труды, а они отрицали наличие запрета у имама.

Так, аль имам аз-Зубайди в «Аль Итхаф» т.8, стр. 575:
«Я спросил всех выдающихся ученых маликитов о тексте (цитате) от Малика по запрету песен и инструментов. И они сказали, что такого запрета не имеется. Так, в заключении скажу, что если нет цитаты по этому вопросу, то все мнения от Малика- они являются исключительно предположением. А то, что было передано по иснаду от Малика, (когда его спросили о песнях и музыке, и он сказал-«Это у нас делают нечестивцы»)- то здесь он имел в виду песни, которые связаны с мункаром (нечестием).

Очевидно, что маликиты понимают его лучше, чем мы, так как в другом случае он не запрещал, а только – в атмосфере нечестия.


Это, как в случае с пляжем, когда находиться там не запрещено, и в этом само по себе нет ничего предосудительного, однако, если принять во внимание обстановку и то, что там происходит, это становится запретным».
аз-Зубайди

2. Имам аш-Шафии

В его книге «Аль Умм» (о людях Мадины),т.6, стр.209:

«Если человек привыкает расслабляться музыкой- он легкомысленный, несмотря на то, что не решено, что она- харам». Аль Газали в «Ихья улюм ад-Дин» пишет: «нет запрета музыки в основе мазхаба аш-Шафии»;
а аз-Зубайди в своем «Толковании к «Ихья улюм ад-Дин», т.2, стр.284, приводит слова Юнуса Абд-ль-‘Аля :
«Я спросил у аш-Шафии, действительно ли люди Мадины разрешали песнопения с музыкой? И он ответил: «Не только Мадина, но и весь Хиджаз. За исключением того, когда это сопровождалось грехом».

3. Имам Ахмад
Ибну Джа’уза, имаму-ль- харамейн, в книге «Талбису Иблис», стр.221:
«Имам Ахмад услышал одного певца в доме своего сына Салиха, и не запретил ему. Тогда Салих спросил: «Разве ты этого не запрещаешь?» «Просто мне рассказывали, что с этим бывает грех, потому я считал это макрух; но это- не харам».

Пожалуй, позиция имама Ахмада как нельзя лучше демонстрирует позицию всех четырех имамов.

4. Имам Абу Ханифа
Ибну Кутейба в книге «Ар-Рухса» сообщает, что у Абу Ханифы был сосед, который пел песни по ночам, и Абу Ханифа слушал эти песни. Но однажды сосед перестал петь. Тогда имам стал о нем расспрашивать,-«Где этот человек?». Ему сообщили, что того забрали в тюрьму за то, что пел по ночам и мешал людям спать. После этого Абу Ханифа пошел, и стал требовать его освобождения, пока не добился.

Комментируя эту историю, шейх Абд-ль-Гани ан-Набульси в книге «Идаху Далялят», на стр.20 указывает: «Не мог он заступаться и помогать тому, кто совершал грех. Это говорит о том, что его слова о запрете музыки понимаются по-другому: это о музыке, связанной с грехом».

В «ат-Тазкира аль Хамдуния» указывается: «спросили у Абу Ханифы и Суфьяна ат-Таури о песнопении в общем, и они оба сказали (т.е. - одинаково, - прим.пер.):
«Это не считается большим грехом , и не считается хуже, чем малый грех».

Аль Адфави в «Аль Имта’а» говорит следующее:

«Абу Ханифа, хотя он имеет самое отрицательное мнение среди всех мазхабов относительно музыки, считает, что если кто-то сломал или преднамеренно повредил чужой музыкальный инструмент, то необходимо возмещение. А возмещается только дозволенное. Это является доказательством того, что его отрицательная позиция касается положения, когда музыка выступает в совокупности с другими грехами, упомянутыми в хадисе аль Бухари».
****
В заключение:
Музыка и песни по мнению современных муджтахидов является макрух (не рекомендованным) в обычное время, и мандуб (рекомендуемым) во время праздников.
Далее, в вкратце хочу написать важный момент, который существует в науке усуль уль фикх - вопрос иджтихада. Так вот, вопрос музыки с точки зрения науки Усуль уль Фикх относиться к области фуру* т.е к ответвлениям религии, а не является самой религией. Поэтому является вопросом иджтихада муджтахида, и соответственно имеет право на ихтиляф т.е разрешенное шариатом разногласии. Даже если десятки и сотни ученых (факихов) вывели посредством иджтихада запретность музыки а лишь один ученый разрешенность её, то и тогда этот хукм (закон) является законным и правильным для простого мусульманина (муколлида) т.е не ученого т.к истина не в большинстве мнений а в прямых однозначных шариатских текстах,которые являются шариатскими доказательствами. Никто не имеет право осуждать мусульманина из за того, что он, придерживается другого мнения в этом второстепенном вопросе шариата. Осуждение является харамом (запрещенным - грехом) а отрицание шариатского закона - правила ихтиляфа - является куфром.
Разномнение может запретить только исламский правитель - Халиф- своим решением выбора одного мнения.