Кин-дза-дза... Без приукрас это - великий фантастический фильм Георгия Данелия. Почему великий, когда он сделан натурально из слюны и палок? Потому, что он ломает мозг. И до сих пор, люди делятся на несколько лагерей. Одни говорят, что это фильм про загнивающий советский союз (коих большинство), некоторые говорят, что это фильм про капитализм, третьи, что Данелия предсказал жизнь пост советских людей в 90е годы.
Я не профессиональный философ и психолог, не сценарист, хотя очень хочу научиться писать сценарии, но я попробую изложить свои мысли в теории по этому фильму. Ну и понагнетаю немного.
Постарайтесь не уснуть.
Disclaimer
Любой автор предвзят в своей объективной субъективности. У меня нет цели навязать свое мнение, я хочу им поделиться. Я не претендую на истинность высказываний, могу ошибаться в терминах (сценарного образования у меня нет), но я хочу обсудить любимые фильмы с другими людьми и сформировать круг кому будет это интересно.
З.Ы. - Да, у автора проблемы с пунктуацией.
Знакомство.
Мне довелось посмотреть этот шедевр в 2007 году, когда мне было 17 лет. Он меня обескуражил. Поначалу казавшийся тягучим, фильм просто засосал в себя. Естественно, я не понял идей и возможных смыслов картины. Это дошло до меня много позже. Но то, что эта картина стала любимой советской на несколько лет это факт. Да, потом ее заменили другие типа Шофера поневоле или Ход Конем, Иван Бровкин на целине, но отпечаток истинной советской фантастики я вижу именно в Кин-Дза-Дза.
1. Теория упадка СССР
1986 год. В СССР набирает ход перестройка. В Москве открылся XXVII съезд КПСС на котором утверждена экономическая политика до 2000го года. В первые месяцы года произошла страшная техногенная авария на Чернобыльской АС, трагедия крушения лайнера Михаил Лермонтов, захват самолёта Ту-134 в аэропорту Уфы и многое другое.
Заводы не модернизируются, здания, техника, улицы, транспорт стареет и увядает на глазах. Всё движется по инерции заданной Хрущевым и Брежневым. В жизни людей как и в стране постепенно нарастает упадок. Упадок ценностей, упадок социальных институтов. Уставшие от коллективной жизни они перестают быть добрыми соседями и всё чаще начинают друг друга ненавидеть.
В такой период жизни главный герой Владимир Николаевич, который олицетворяет взрослое общество идет в магазин за макаронами и встречает Гедевана Александровича который, в свою очередь, олицетворяет молодежь, студенчество, тех у кого всё впереди. И при помощи "инопланетянина" попадают в будущее своей не развалившейся страны.
Олицетворяет ее, СССР, пустыня. Все разрушено, ничего нет. И наши герои начинают идти туда, не зная куда. Ведь это логично. Потерянный народ идет непойми куда ища новый дом. И на этом пути они встречают новых советских граждан. Уэфа и Би. Это уже не высоко моральные люди для которых важны нормы морали, высокой нравственности, идеалов дружбы и взаимовыручки. Они итог той самой перестройки, дети рыночной экономики. Всё, что им нужно это деньги. Зачем? Да они и сами в общем то не знают.
Каждый раз когда в фильме достаются деньги, чатлы, происходят банальные действия, заправляют пепелац и копят на выкуп тех самых Би и Уэфа, ну и эцилоп их отбирает. Т.е. по сути, деньги в этом будущем нужны только для того, чтобы поесть, заправить машину и откупиться от власти. при этом высшим богатством является вода. Не зря же ПЖ купается со своим пацаком в купеле, чистый такой, а остальные грязные как...
И вот по ходу фильма советские граждане не испорченные перестройкой познают то, к чему их ведут за руку. Они видят разрушенные города, уничтоженную технику, оскудевший язык, а важнейшей моральной ценностью является не думать честно. Главное в жизни Плюкан это продать, причем всё. И под этим видимо скрывается не только имущество, но и сама жизнь, то, что ее окружает. Не зря, когда телега с героями проезжает мимо такого зала, Уэф говорит "Всё продают". Люди там отличаются только цветом кнопки, т.е. отличие идет по надуманному типу, как и у нас сейчас. Мы все люди одной страны и не важно какой нации, но у есть люди которым этот надуманный повод важен. Как будто идиотов нет среди их нации.
При этом Владимир Николаевич, в силу своего воспитания и памяти о своем времени пытается изменить мышление их спутников своими поступками. Он заботится о "скрипаче", пытается выменять еду и воду на спичку, показывает горе музыкантам как нужно петь, тем самым изобретая самый лучший музыкальный номер, прощает Уэфа и Би после их предательств и спасает их от эциха, а потом и с Альфы.
Владимир Николаевич показывает, как важно всё то, что есть в его времени. То, о чем я написал выше про нормы морали и нравственности настоящего советского человека. Когда они прилетают на родную планету Уэфа и Би и советским людям показывают итог всего, что будет новый мир в котором все те, у кого ничего не будет будут ползать на карачках, а сверху в них будут плевать сильные мира сего, советский человек (Владимир Николаевич) решает пойти и умереть. Он не может вынести такой крах, а вместе с ним идет умирать и молодое поколение, которое стремится открыть новые технологии, минералы и сделать прорыв в жизни человека.
По итогу Владимир Николаевич и Гедеван умудряются попасть в свое время, но вот как их жизнь сложится дальше, они узнают друг друга и понимают, что всё это, быть может было правдой. Но как их жизни сложатся дальше... Неизвестно.
2. Советский человек в США
Описывать начало не буду, иначе это всё растянется, к самой сути.
Герои попадают в США - капиталистическое общество. И как по мне это более всего подходит под основную теорию и идею. Сами посудите. Советский человек видит не красивую картинку, а реально существующее капиталистическое общества Америки. На Плюке живет средний и малый класс, на Альфе аристократы, олигархи, сильные мира сего и их дети. Тех Плюкан (читай средний и малый класс) они принудительно сажают в горшки и делают из них кактусы, т.е. их просто убирают, либо сажают в тюрьму, либо черт пойми что с ними делают.
При капитализме (рыночной экономике) у кого деньги тот и прав, тому больше чести (КУ). Если у тебя есть деньги у тебя есть всё, даже своя планета, со своим воздухом.
Уэф и Би это обычные актеры с ноткой аферистов. Их главная задача выжить и разбогатеть - добиться американской мечты. Какими способами? Любыми. обобрать до нитки приехавших к ним в страну людей, на выступлениях, при помощи кражи, перебравшись в другую страну (Хануд).
И когда наглотавшись этой замечательной "западной" жизни в качестве эмигрантов они попадают на Хануд, советский человек понимает, что такая жизнь не для него и идет заниматься самовыпилом. И советский студент идет за ним. Он понимает, что нет там никакой райской жизни, нет свободы. И тогда они решают вернуться на родину, в страну советов. Как бы плохо там не было в настоящее время, всё таки это лучше, чем быть мигрантом в капиталистической стране.
Причем добравшись до правящего класса США им напрямую говорят. Или валите обратно к себе или обратно к бомжам у нас. Но советский человек не глуп и выворачивает всё как ему надо. Спасает от такой жизни своих уже друзей по несчастью, а сами возвращаются домой.
3. Теория про 90е
Всё тоже самое как и в первой теории, только это не будущее, а 90е Российской Федерации.
Фильм в этой идее показывает жизнь России 90х и очень хорошо с этим справляется. Везде разруха, люди продают последнее, что есть чтобы выжить, шабашат на пепелацах, выступают на улице за копейки чтобы свести концы с концами. Правоохранители/братки отнимают последние деньги у народа, берут взятки пока ПЖ сидит в своей мэрии, а правительство тусуется на другой планете.
На Альфе, как не трудно догадаться живет элита вселенной Кин-дза-дза - США. И в кактусах они видели людей из бывшего СССР.
И вот во всем этом нашим героям надо выжить. Естественно они стараются помочь выжить Уэфу и Би.
Гедеван, молодежь СССР, прямо говорит людям из 90х, что давайте к нам обратно, вас там так встретят! И правда, в 90е, да и сейчас взрослые люди хотят обратно в СССР, при всех тех нюансах и проблемах которые тогда были.
4. Теория расколотого СССР
На эту теорию меня натолкнула фраза про Гедевана - Скрипач не нужен, он топливо жрет.
Дело в том, что в то время, когда снимался фильм и в 90е и начале 00х очень ярко выражено шла волна недоверия, национализма в отношении малых советских республик, восточных республик и регионов (Узбекистан, Таджикистан, Молдавия, Армения, Кавказ, Грузия и т.д.). Особенно ярко и без прикрас это Балабанов в своем Брате показал.
И вот верхушка СССР или РФСР говорит своим людям, что не нужны нам больше эти территории, эти народы, они только бюджет (топливо) жрут. А у нас этого топлива мало, на всех не хватит. Себя бы прокормить.
И получается, что на этом фоне происходит развал СССР, где бывшие республики становятся независимыми и им теперь нужно самим добывать топливо. А народ теперь уже России летит на своем пепелаце.
При этом советский человек Владимир Николаевич защищает всех. Он говорит, мол возвращайся назад и забирай их всех обратно под крыло, в лице Гедевана.
И это очень показательно. Советские люди, воспитанные советской системой ценили тех, кто жил рядом. Да во время перестройки, когда нарастает голод и бедность все становятся враждебными друг к другу. Но до этого никто никогда друг друга не боялся. Подъезды и двери в квартиру зачастую не закрывали на замок! Вот такая культура была.
А Данелия напрямую говорит, что люди наверху считают все малые республики лишними и не нужно им это братство, денег и так нет.
___________________________________________________________________________________
Спасибо, что дочитали мои мысли и не уснули.
Надеюсь показал несколько разных взглядов на фильм.
Ставьте лайк, пишите в комментариях свои теории по этому замечательному фильму, буду рад почитать!
Может до скорого, а может и нет.