В семье потомственного музыканта Микеле Пуччини в итальянском городе Лукка уже было четыре дочери, когда в 1858г. родился мальчик. Долгожданного сына назвали Джакомо - в честь прапрадеда, первого композитора из их рода. И именно Джакомо было суждено прославить на весь мир музыкальную династию Пуччини.
Увы, отец семейства Микеле рано умер. Лишившийся отца, маленький Джакомо с детских лет вынужден был зарабатывать на жизнь, и ему удавалось делать это в качестве церковного певчего. Подростком 14ти лет он получил место церковного органиста. Родной город Джакомо - Лукка - находится в Тоскане,
где и в наши дни необычайно популярны тосканские народные мотивы, да и общая для итальянцев музыкальность всегда была актуальна. Неудивительно, что импровизации начинающего певчего, в которых сочетались и народные напевы, и услышанные в музыкальной семье оперные мелодии, восхищали прихожан.
Джакомо развивал талант, получая профессиональное музыкальное образование. Исполнение в 1880 г. мессы, сочиненной к окончанию института, принесло Джакомо первый успех. Осенью того же года он отправился в Милан, где был принят в консерваторию.
Но пусть эта картина набирающего успех пути молодого таланта не обольщает вас. Во времена студенчества Джакомо Пуччини часто приходилось мерзнуть в нетопленой комнате, недоедать, а каждое посещение театра - не только ради удовольствия, но и в целях образования - из-за дороговизны билетов становилось редким событием. Впрочем, молодость, как детство, редко по-настоящему позволяют горевать о бытовых неурядицах. На первый план часто, к счастью, выходят впечатления, эмоции, воспоминания, богатые событиями, приключениями, открытиями, познанием нового. И Пуччини не унывал, несмотря на трудности, за время учебы Пуччини сумев создать немало произведений в разных жанрах. Он пробовал себя во многих из них, но чувствовал, что его жанр — не инструментальная, не симфоническая музыка, а музыка для театра, связанная со словом, с жестом, с живым действием на сцене. Те самые тосканские мотивы, "выросшие" из древнеримского площадного театра, в свою очередь, являвшиеся продолжением древнегреческих представлений, продолживших мистерии, стали основой его дальнейшего творчества. Вот, что его привлекало и получалось, по всей видимости, лучшего всего.
Итак, он пишет первые две оперы — «Виллисы» (1883г.) и «Эдгар» (1885-1888гг.). Премьера «Виллис» в театре Даль Верме сделала начинающего автора известным в миланских музыкальных кругах.
Понимая, что, помимо волнующей музыки, основой оперного либретто должна служить сильная жизненная драма, Пуччини уходит в поиски сюжета для новой оперы. Он останавливает свой выбор на «Истории кавалера Де Грие и Манон Леско» А. Прево. Его не смущает огромная популярность уже существующей оперы «Манон» Ж. Массне. «Это будут две абсолютно разные сестры», — убеждает он либреттистов. — «Музыка Массне французская — с напудренными париками и менуэтом, моя же будет итальянская — с отчаянием и страстью».
В центре этой оперы — лирические сцены, связанные с характеристиками главных персонажей, с передачей их чувств и настроений. Ведь то время - конец XIXв. - период расцвета психологизма, увлечения погружением в человеческое сознание, поиском первопричин поступков, драм, судеб. Углубиться в поиск ответов на очень личные человеческие вопросы, в сочетании с чарующей музыкальной составляющей, автору удалось. Первого февраля 1893г. триумфально прошла премьера в Турине, набирая популярность и за пределами солнечной Италии.
Это расправило автору крылья. Сочинением, открывшим новый, зрелый период в творчестве Пуччини, стала «Богема», написанная по роману А. Мюрже «Сцены из жизни богемы». Сам композитор так описывал свое знакомство с этой историей: «Я нашел сюжет, в который совершенно влюбился». Неудивительно - здесь случился тот самый момент узнавания истории, близкой и самому Пуччини. Мы именно влюбляемся - в сюжет, образ, человека - почувствовав "узнавание", ощущение чего-то нам хорошо знакомого, понятного, потому - приятного и внушающего и интерес, и доверие. Ведь и Джакомо прошел в молодости через нужду и лишения, так что этот сюжет был до некоторой степени автобиографичным. С искренней теплотой, мягким юмором и проникновенным лиризмом рассказывает Пуччини о трогательной истории любви бедной швеи Мими и безработного художника Рудольфа. Лирические эпизоды в интерпретации Джакомо переплетаются в опере с веселыми, живыми жанровыми картинами. Его музыка гибко следует за сменой сценических образов. В «Богеме» почти нет завершенных оперных номеров: небольшие композиции плавно и органично переходят в речитативы и диалоги, становящиеся изящной декламацией.
Но мир все-таки знает Пуччини как автора легендарной «Тоски». Еще до начала работы над «Манон Леско» Пуччини думал об этой опере на сюжет драмы В. Сарду. И вот, премьера давшей ему мировую славу оперы состоялась в Риме 14 января 1900 г. Драматизм сюжета и сила музыки вызвали восторг как просвещенной, так и не слишком искушенной публики. Выразительная, богатая мелодиями музыка Пуччини, неразрывно связанная с действием покорила и давних поклонников жанра, и новичком. За один год «Тоска» обошла крупнейшие театры мира. Пуччини стал действительно знаменитым. Мог ли он и дальше поддерживать это загоревшееся пламя успеха?..
Продолжение следует.