Найти в Дзене
Лекторий Dостоевский

Джакомо Пуччини. Опера и жизнь.1ч

В семье потомственного музыканта Микеле Пуччини в итальянском городе Лукка уже было четыре дочери, когда в 1858г. родился мальчик. Долгожданного сына назвали Джакомо - в честь прапрадеда, первого композитора из их рода. И именно Джакомо было суждено прославить на весь мир музыкальную династию Пуччини. Увы, отец семейства Микеле рано умер. Лишившийся отца, маленький Джакомо с детских лет вынужден был зарабатывать на жизнь, и ему удавалось делать это в качестве церковного певчего. Подростком 14ти лет он получил место церковного органиста. Родной город Джакомо - Лукка - находится в Тоскане,
где и в наши дни необычайно популярны тосканские народные мотивы, да и общая для итальянцев музыкальность всегда была актуальна. Неудивительно, что импровизации начинающего певчего, в которых сочетались и народные напевы, и услышанные в музыкальной семье оперные мелодии, восхищали прихожан. Джакомо развивал талант, получая профессиональное музыкальное образование. Исполнение в 1880 г. мессы, сочине

В семье потомственного музыканта Микеле Пуччини в итальянском городе Лукка уже было четыре дочери, когда в 1858г. родился мальчик. Долгожданного сына назвали Джакомо - в честь прапрадеда, первого композитора из их рода. И именно Джакомо было суждено прославить на весь мир музыкальную династию Пуччини.

Увы, отец семейства Микеле рано умер. Лишившийся отца, маленький Джакомо с детских лет вынужден был зарабатывать на жизнь, и ему удавалось делать это в качестве церковного певчего. Подростком 14ти лет он получил место церковного органиста. Родной город Джакомо - Лукка - находится в Тоскане,
где и в наши дни необычайно популярны тосканские народные мотивы, да и общая для итальянцев музыкальность всегда была актуальна. Неудивительно, что импровизации начинающего певчего, в которых сочетались и народные напевы, и услышанные в музыкальной семье оперные мелодии, восхищали прихожан.

Джакомо развивал талант, получая профессиональное музыкальное образование. Исполнение в 1880 г. мессы, сочиненной к окончанию института, принесло Джакомо первый успех. Осенью того же года он отправился в Милан, где был принят в консерваторию.

Миланская консерватория в наши дни
Миланская консерватория в наши дни

Но пусть эта картина набирающего успех пути молодого таланта не обольщает вас. Во времена студенчества Джакомо Пуччини часто приходилось мерзнуть в нетопленой комнате, недоедать, а каждое посещение театра - не только ради удовольствия, но и в целях образования - из-за дороговизны билетов становилось редким событием. Впрочем, молодость, как детство, редко по-настоящему позволяют горевать о бытовых неурядицах. На первый план часто, к счастью, выходят впечатления, эмоции, воспоминания, богатые событиями, приключениями, открытиями, познанием нового. И Пуччини не унывал, несмотря на трудности, за время учебы Пуччини сумев создать немало произведений в разных жанрах. Он пробовал себя во многих из них, но чувствовал, что его жанр — не инструментальная, не симфоническая музыка, а музыка для театра, связанная со словом, с жестом, с живым действием на сцене. Те самые тосканские мотивы, "выросшие" из древнеримского площадного театра, в свою очередь, являвшиеся продолжением древнегреческих представлений, продолживших мистерии, стали основой его дальнейшего творчества. Вот, что его привлекало и получалось, по всей видимости, лучшего всего.

Тосканские мотивы часто составляют основу произведений Пуччини
Тосканские мотивы часто составляют основу произведений Пуччини

Итак, он пишет первые две оперы — «Виллисы» (1883г.) и «Эдгар» (1885-1888гг.). Премьера «Виллис» в театре Даль Верме сделала начинающего автора известным в миланских музыкальных кругах.

Понимая, что, помимо волнующей музыки, основой оперного либретто должна служить сильная жизненная драма, Пуччини уходит в поиски сюжета для новой оперы. Он останавливает свой выбор на «Истории кавалера Де Грие и Манон Леско» А. Прево. Его не смущает огромная популярность уже существующей оперы «Манон» Ж. Массне. «Это будут две абсолютно разные сестры», — убеждает он либреттистов. — «Музыка Массне французская — с напудренными париками и менуэтом, моя же будет итальянская — с отчаянием и страстью».

-4

В центре этой оперы — лирические сцены, связанные с характеристиками главных персонажей, с передачей их чувств и настроений. Ведь то время - конец XIXв. - период расцвета психологизма, увлечения погружением в человеческое сознание, поиском первопричин поступков, драм, судеб. Углубиться в поиск ответов на очень личные человеческие вопросы, в сочетании с чарующей музыкальной составляющей, автору удалось. Первого февраля 1893г. триумфально прошла премьера в Турине, набирая популярность и за пределами солнечной Италии.

Это расправило автору крылья. Сочинением, открывшим новый, зрелый период в творчестве Пуччини, стала «Богема», написанная по роману А. Мюрже «Сцены из жизни богемы». Сам композитор так описывал свое знакомство с этой историей: «Я нашел сюжет, в который совершенно влюбился». Неудивительно - здесь случился тот самый момент узнавания истории, близкой и самому Пуччини. Мы именно влюбляемся - в сюжет, образ, человека - почувствовав "узнавание", ощущение чего-то нам хорошо знакомого, понятного, потому - приятного и внушающего и интерес, и доверие. Ведь и Джакомо прошел в молодости через нужду и лишения, так что этот сюжет был до некоторой степени автобиографичным. С искренней теплотой, мягким юмором и проникновенным лиризмом рассказывает Пуччини о трогательной истории любви бедной швеи Мими и безработного художника Рудольфа. Лирические эпизоды в интерпретации Джакомо переплетаются в опере с веселыми, живыми жанровыми картинами. Его музыка гибко следует за сменой сценических образов. В «Богеме» почти нет завершенных оперных номеров: небольшие композиции плавно и органично переходят в речитативы и диалоги, становящиеся изящной декламацией.

Опера "Тоска" до сих пор является одной из наиболее часто исполняемых по всему миру
Опера "Тоска" до сих пор является одной из наиболее часто исполняемых по всему миру

Но мир все-таки знает Пуччини как автора легендарной «Тоски». Еще до начала работы над «Манон Леско» Пуччини думал об этой опере на сюжет драмы В. Сарду. И вот, премьера давшей ему мировую славу оперы состоялась в Риме 14 января 1900 г. Драматизм сюжета и сила музыки вызвали восторг как просвещенной, так и не слишком искушенной публики. Выразительная, богатая мелодиями музыка Пуччини, неразрывно связанная с действием покорила и давних поклонников жанра, и новичком. За один год «Тоска» обошла крупнейшие театры мира. Пуччини стал действительно знаменитым. Мог ли он и дальше поддерживать это загоревшееся пламя успеха?..

Продолжение следует.