Найти тему

Гиганты умирают стоя

Гиганты умирают стоя

Перед нами «HMS Conway» или "учебная школа», основанная в 1876 году и большую часть своей жизни располагавшаяся на этом деревянном линейном корабле XIX века.

Некогда это был двухпалубный красавец "Нил", 92-пушечный корабль второго ранга. Длина по палубе 62,5 м , ширина - 16 м.

Гроза морей. Участвовал в Балтийской блокаде во время Крымской войны, позже защищал британские владения в Карибском бассейне и "демонстрировал флаг" вдоль восточного побережья Северной Америки через 50 лет после капитуляции Великобритании в Йорктауне.

После превращения «Нила» в школу, громы сражений закончились, все пошло тихо-мирно, по-учёному.

Но в 1953 г. было принято решение вернуть «Conway» в Биркенхед для переоборудования. Может сделают склад, а могут и просто пустить на разбор. Это уже перебор, решил 126 летний корабль.

-2

В тот день «Conway» на буксире потянули из пролива Менай.
Вот хроника его последних минут:

В 09:40 передний буксир «Dongarth» яростно тащил «Conway» на полной скорости против прилива, но караван не продвигался вперед. Мощности не хватало.

В 10:10, через 47 минут после прохода каравана под мостом, буксир все еще находился в том же положении, пройдя всего шесть десятых мили от моста, а прилив еще полчаса набирал силу. И только после этого капитан Хьюитт приказал отцепить кормовой буксир и отправить его вперед для помощи головному буксиру, тогда "продвижение стало небольшим, но заметным".

В 10: 20 лоцманы повели судно курсом рядом с водоворотом, который, согласно адмиралтейской лоции, образуется у берега Англси, недалеко на запад от северной части моста. Однако, когда до моста оставалось всего 230 м капитан Хьюитт испугался и приказал вернуть караван обратно на фарватер, что и попытались сделать.

Но почти сразу же, в 10:30, «Conway» угодил в этот самый водоворот, который выбросил судно на берег.

После того, как оба буксира отработав на полной мощности десять минут не сдвинули «Conway» и на сантиметр, им было приказано вернуться в гавань, чтобы попытаться сдернуть «Conway» во время вечернего прилива.

Третий буксир, «Grassgarth», вызванный для помощи в буксировке, был вынужден вернуться в Ливерпуль из-за плохой погоды.

-3

В то время как носовая часть судна прочно застряла на берегу, корма свободно плавала на десятиметровой глубине.

С наступлением нового прилива корма поднялась, в результате чего «Conway» стал сильно искривляться. В районе миделя высота между палубами уменьшилась с 1,8 м до 1,2 м . В разошедшиеся швы хлынула вода и стало понятно – тащить буксирами уже нечего.

Вечером 16 апреля 1953 года, с «Conway» все было кончено. Он не был застрахован.

Сохранились два якоря один из которых находится в Морском музее Мерсисайда в Ливерпуле, а другой - на морской набережной Карнарвона.

Впрочем, от многих линейных кораблей вообще ничего не осталось.