Найти в Дзене
Ритм Евразии

Слухи об охлаждении между Казахстаном и Россией сильно преувеличены

Визит президента России в Казахстан, состоявшийся 9 ноября, формально был приурочен к 10-летию Договора о добрососедстве и союзничестве в XXI веке, но, конечно, вышел далеко за рамки празднования этого события.

Наряду с Договором о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Россией и Казахстаном, подписанным в 1992 г., и Декларацией о вечной дружбе и союзничестве, ориентированной в XXI столетие, от 1998 г., этот документ стал дополнительным правовым фундаментом для наращивания стратегического партнерства и союзнических связей в условиях функционирования новых евразийских международных организаций – Таможенного союза и Единого экономического пространства, позже переросших в Евразийский экономический союз.

Договор, опередивший время

Глобальная геополитическая турбулентность, сопровождающая текущее переформатирование мировой архитектуры, усилившаяся конкуренция мировых центров силы, вылившаяся в политическое, экономическое, военное, информационное противостояние, в том числе на Евразийском континенте, дали отличный повод вспомнить содержание этого, без преувеличения, исторического документа.

Первые три статьи Договора о добрососедстве и союзничестве в XXI веке заложили несущие конструкции стабильного и безопасного развития, позволяющие в рабочем порядке решать текущие вопросы двусторонних отношений. Можно уверенно сказать, что они оказывают определяющее влияние и на отношения между двумя странами, и на внешнюю политику Казахстана в целом.

Напомним, что РФ и РК признают друг друга равноправными и суверенными странами, подтверждают и уважают территориальную целостность и нерушимость существующих границ и отказываются от участия в каких-либо блоках или союзах, направленных против любой из них.

Эти правовые нормы позволяют двум странам осуществлять внешнюю политику, исходя из собственных резонов, не жертвуя национальными интересами и не обостряя и без того непростую ситуацию на континенте.

Об этом, кстати, не преминул заметить президент Касым-Жомарт Токаев: «В Казахстане и России одинаково хорошо понимают, что самостоятельный и суверенный выбор путей развития не препятствует, а, напротив, многократно увеличивает отдачу от равноправного и взаимовыгодного партнерства».

Восток – дело тонкое

Антураж визита соответствовал поводу. Накануне его в «главных» газетах России и Казахстана вышли взаимные интервью президентов двух стран. Борт В. Путина в аэропорту имени Н. Назарбаева в Астане встречал К.-Ж. Токаев. Напомним, что президента Франции Эммануэля Макрона, визит которого состоялся неделей раньше, в аэропорту встречал казахстанский премьер Алихан Смаилов. Казалось бы, пустяк, но на Востоке (и не только) на такие нюансы принято обращать внимание.

-2

Программа встречи была довольно насыщенной. Сначала главы двух стран приняли участие в пленарном заседании ХIХ Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России в онлайн формате, затем состоялись переговоры в узком составе, потом переговоры с участием официальных делегаций двух стран. Под занавес встречи К.-Ж. Токаев и В. Путин провели брифинг для представителей СМИ и приняли Совместное заявление к 10-летию подписания Договора между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о добрососедстве и союзничестве в XXI веке.

Планов наших громадьё

Что касается конкретных планов сотрудничества, то были озвучены следующие предложения. За три года Казахстан планирует увеличить долю переработанной продукции аграрного сектора до 70%. Для этого будут запущены в эксплуатацию 115 молочно-товарных ферм, 15 крупных птицефабрик. До 2028 г. Казахстан планирует реализовать в агросекторе почти 900 инвестиционных проектов на общую сумму 2,7 триллиона тенге.

Поскольку продукцию надо будет хранить и сбывать, то важным направлением двустороннего сотрудничества должно стать развитие инфраструктуры хранения, в том числе элеваторов, овоще- и фруктохранилищ.  Казахстан в ближайшее время планирует увеличить на 1 миллион тонн мощности по хранению продукции. Для развития торговой логистики будет проложено свыше 1,3 тысячи километров железных дорог.

Заодно К.-Ж. Токаев поднял вопрос о том, что переориентация экспорта российских удобрений на новые рынки, в т. ч. и на казахстанский, негативно сказывается на казахстанских производителях. «Считаю, что мы не должны конкурировать друг с другом на внутреннем рынке ЕАЭС. Нам нужно общими усилиями искать пути повышения доступности удобрений для наших фермеров и выхода на внешние рынки. Казахстан придерживается позиции, что для укрепления глобальной продовольственной безопасности продукты питания, удобрения и семена должны быть выведены из-под действия международных санкций», – сказал глава Казахстана.

Также был поднят острый вопрос дефицита водных ресурсов. К. Токаев сообщил, что Казахстан планирует построить 20 новых водохранилищ, модернизировать примерно 3 500 километров каналов и выразил надежду, что «стратегическое партнерство с Россией станет гарантией сбалансированного подхода к совместному рациональному использованию водных ресурсов в интересах народов обеих стран». В переводе с дипломатического на русский К.-Ж. Токаев напомнил, что Казахстан зависит от стока российских рек Урал, Ишим, Иртыш, Тобол, Караозен, Сарыозен и Кигаш, неплохо было бы активизировать работу казахстанско-российской комиссии по совместному использованию и охране трансграничных водных объектов. Учитывая, что общая длина границ по совместным водотокам – трансграничным рекам составляет более 1500 км, поле для работы открывается весьма широкое.

Был затронут болезненный для Казахстана вопрос строительства АЭС. В обозримой перспективе по этому вопросу в стране будет проведен референдум. Если его итоги будут положительными, то корпорация «Росатом» выразила готовность предложить соответствующее техническое решение. Помимо «Росатома», Казахстан ведет переговоры с китайской CNNC, южнокорейской KHNP и французской EDF, однако представители профильных казахстанских ведомств не единожды говорили о преимуществах сотрудничества с Россией в сфере атомной энергетики. «Мы высоко ценим предложенную российской стороной помощь в строительстве АЭС на территории Казахстана», – сказал по этому поводу К.-Ж. Токаев.

Размаха шаги саженьи

Что касается итогов взаимодействия, то были приведены показательные цифры.

Президент В. Путин отметил, что товарооборот с Казахстаном в 2022 году увеличился более чем на 10% – до 28,2 млрд. Общий объем российских капиталовложений в РК составляет больше $17 млрд. Здесь работают примерно 6 тысяч предприятий с российским капиталом. В свою очередь, Казахстан вложил в Россию $4,6 млрд, а общая стоимость совместных проектов оценивается в $36,5 млрд долларов.

У президента К.-Ж. Токаева цифры иные – валовый приток прямых инвестиций из России в Казахстан за последние 18 лет превысил $20 млрд, а казахстанские инвестиции в Россию составили около 6 млрд.

Говорилось о проектах в нефтегазовой сфере, где казахстанские месторождения помогают осваивать компании «Газпром», «Роснефть», «Лукойл», «Татнефть». Через территорию Казахстана пролегает ветка газопровода из России в Узбекистан. Наконец, на недавно состоявшемся Петербургском международном газовом форуме было подписано соглашение между правительством Казахстана и компанией «Газпром» о стратегическом сотрудничестве, предусматривающее геологоразведку, добычу, переработку, поставки и транспортировку газа.

Акцент на рациональность

После начала СВО тема взаимоотношений России и Казахстана стала крайне чувствительной. Рациональные голоса тонут в потоке оголтелых претензий, обвинений и опасений. Западные медиагиганты транслируют точку зрения, что Казахстан является «задним двором» России, на котором она «обделывает свои не совсем чистые делишки».  Российские турбопатриоты говорят о «ноже в спину» от ненадежных и коварных азиатов, лёгших под коллективный Запад. Казахстанские «дети капитана Гранта» нагоняют жути о том, что после Украины Россия возьмется за Казахстан.

Разумеется, взаимного доверия в двусторонние отношения эти упражнения не добавляют. Более того, нервные дискурсивные практики порой выливаются в импульсивные управленческие решения вроде запрета гастролей артистов различных популярных жанров.  Всё это рождает нарратив об охлаждении отношений меду двумя странами.

Но если взять конкретные цифры и проекты, то мы видим, что двустороннее сотрудничество развивается хорошими темпами. Президент В. Путин последний раз посещал Казахстан в октябре 2022 г. В текущем году президенты встречались уже пять раз.

Изменилась форма отношений – Казахстан пытается перевести акцент с политического сотрудничества на вопросы безопасности и экономики. Экономическая целесообразность сближает не хуже, чем амбициозные геополитические проекты.

Михаил РОЗОВ

Оригинал статьи размещен здесь