Оригинальное название: Weather Machine
Жанр игры: стратегия
Издатель в России: Crowd Games
Количество игроков: 1-4
Сложность правил (по данным сайта BGG): 4,58
Возраст: от 14
Время партии: 60-150 минут
Машина погоды – самая сложная, комплексная, я бы сказал «многослойная» игра нашей коллекции. Игра, которая поддалась нам не сразу. Первая попытка игры закончилась примерно на втором раунде, не смотря на мою подготовку в изучении правил, этого оказалось недостаточно. Потом игра пролежала несколько месяцев. За это время были сыграны партии в Трикерион, Галерист, Канбан, то есть игры, которые, как я думал одного порядка с Машиной погоды.
Вновь подступиться к игре меня заставила идея написать статью сравнения игр Ласерды. Перед партией я готовился тщательно. Изучал правила, смотрел летсплеи, чтобы не было такого тупняка, как в первый раз. В итоге партия в Машину погоды прошла без загвоздок, но об этом читайте дальше.
Цель игры
По лору игры, гениальный ученый профессор Сени Латив изобрел машину погоды, чтобы избавить мир от засух, наводнений и пр.
Забавный факт, Латив – это Витал (имя автора игры) наоборот, а Сени имя дочери Ласерды.
Но что-то пошло не так и каждое применение машины погоды влияло на изменение погоды в другой части планеты, и вместо решения проблемы появился страх за жизнь человечества. Игроки выступают в роли ученых из команды Латива, которые должны создать новую машину погоды, но уже под контролем и финансировании правительства.
Игроки будут писать статьи, участвовать в испытаниях машины погоды, строить прототип машины погоды. Тот, кто наберет наибольшее количество ПО побеждает.
Что в коробке?
В большой коробке (в нашей коллекции больше только у Войны кольца и полного издания Летописи) находится отличный органайзер. До появления Трикериона, органайзер Машины погоды был для меня эталоном. Компоненты, как и в других играх Ласерды отличного качества. А еще мы заменили стандартные картонные шестеренки на металлические.
Кроме поля в коробке мы найдем множество жетонов, фигурки ученых, роботов, Латива и помощника Латива, фишки исследований, а также 4 двухслойных планшета игрока и еще много чего.
Подготовка к игре
Весь процесс подготовки я описывать не буду, он занимает достаточно много времени, но достаточно простой. У каждого компонента (жетона, фишки исследования или химиката) есть свое место на поле, рядом с полем выкладывается фишки наград и цитирования, жетоны катаклизмов и жетоны мастерской. На планшеты игрока выставляются 12 роботов, и по одному жетону мастерской и по одной шестеренке (случайным образом). Каждый игрок берет по набору целей на игру (они разные).
Процесс подготовки, к сожалению занимает 30-40 минут (но это нормально для таких игр), поэтому каждый день в Машину погоды не поиграешь.
Игровой процесс
Я опишу основные моменты игры, без сильных подробностей и нюансов, иначе статья получится длинной и нечитаемой.
В игре есть четыре локации, куда могут ходить игроки: Правительство, Лаборатория Латива, Институт, Снабжение. Но игроки не могут просто ходить и совершать действия, как было в Канбане и Галеристе.
В лаборатории игрока (так называется планшет игрока), есть шкалы пропусков в каждую локацию, + шкала научного пропуска (бонусная). Приходя в конкретную локацию, игрок тратит пропуск локации и получает пропуск другой локации (подробнее об этом дальше)
Пропуск - это своего рада ресурс в игре, причем очень важный. Научным пропуском можно заменить пропуск любой другой локации, а также он требуется в одном из действий для получения ПО. Получить научный пропуск можно за счет бонусов, а также потратив три любых других пропуска (причем в любой момент игры).
Роботы – это тоже ресурс в игре. В начале игры они расположены на планшетах игроков. Всего их 12 шт., и они разделены на 4 группы по 3 робота, отличаются стоимостью роботов (1-3 пропусков снабжения). Когда игрок забирает робота, он применяет бонус его ячейки. Чем «дороже» робот, тем лучше бонус. Роботов можно получить за счет действия в отделе снабжения, а также за счет бонусов в игре (в этом случае пропуск снабжения тратить не требуется). Роботы нужны для совершения действий во всех трех основных локациях игры. Причем если используя их в Лаборатории, их можно вернуть, то в Правительстве и Институте роботы остаются до конца игры.
Химикаты - ресурсы с витиеватыми названиями, которые мы называли просто по цвету) необходимы для действий в Лаборатории и Институте. Получаются также в Снабжении, причем их стоимость при увеличении спроса, а также за счет бонусов. Их также можно продать обратно, получив пропуски. Если в начале игры взять химикат за 1 пропуск, то в процессе игры, если этот химикат популярный, за него можно получить до трех пропусков снабжения.
Детали машин (далее шестеренки) – самый трудно добываемый ресурс в игре. Их нельзя взять в Снабжении, только с помощью бонусов, а также одну штуку в начале игры, при подготовке. Нужны они в Правительстве и Институте.
Начало партии
Все игроки начинают в Отделе снабжения. У них в распоряжении 4 пропуска снабжения и два научных. В порядке хода игроки тратят пропуски снабжения для получения стартовых ресурсов. Это очень важный этап игры, который определяет стратегию на первую часть игры. И очень важно не ошибиться уже здесь. Обычно игроки берут одного или двух роботов, химикаты и добавляют места в свою лабораторию.
Снабжение — это специфическая локация, доступная для игроков. Здесь
можно сделать больше двух действий (в отличии от основных локаций):
- Расширение мастерской. Игрок берет жетон мастерской, и прикладывает к уже существующим. Причем важно чтобы полукруг под химикат совпадал по цвету с жетоном сверху и снизу, иначе разместить жетон нельзя.
- Сборка робота. Игрок берет робота с конвейера (на планшете игрока), оплачивая его стоимость в пропусках снабжения, и размещает его на жетонах мастерской. После чего получает бонус, изображенный на ячейке откуда его забрали.
- Перехват инициативы. За один пропуск снабжения, игрок может поменять порядок хода. При игре вдвоем такой необходимости не возникло.
- Взять химикат. Место размещения химикатов на игровом поле разделено на три секции, по стоимости (1, 2 и 3 пропуска снабжения). При совершении этого действия игрок берет самый левый из доступных химикатов. Поэтому чем популярнее химикат, тем он дороже.
- Вернуть химикат. Обратное действие предыдущему. Игрок возвращает химикат, на самое правое свободное место. В зависимости от секции, игрок получает количество пропусков снабжения.
Остальные три локации в игре являются основными, и только в них можно зарабатывать ПО.
У них есть общие правила размещения ученых игроков. Когда игрок перемещает своего ученого в любую из трех локаций, у него на выбор есть три места для ученого. Размещая ученого в самую левую ячейку (черного цвета), игрок может сделать оба действия локации, или какое-то одно из них. Размещая ученого в остальных ячейках, игрок может сделать только одно из двух действий. Но если слева от фигурки ученого есть ученые других игроков, то игрок получает дополнительный пропуск за каждого такого ученого. Также, если в локации в этот момент есть фигурка Латива, то игрок получает научный пропуск.
В общем, как вы поняли уже на стадии простого размещения рабочего (в данном случае ученого) возникает куча нюансов.
Правительство. Это локация, состоящая из 5 столбцов ячеек (по каждому виду погоды) по три строчки в каждом. В каждом столбце лежит жетон субсидирования. Как и в других играх Ласерды, у многих элементов несколько функций в игре. Жетоны субсидирования именно такие.
Посещая эту локацию, игрок тратит пропуски правительства, и получает пропуски лаборатории. В этой локации (как и в двух других) игрок может совершить два действия:
1) Продажа деталей машины. Игрок продвигается по шкале финансирования правительства (о них дальше), размещает робота в пустой ячейке для роботов, при этом он должен потратить шестеренку того цвета, в которую он разместил робота. После чего он берет жетон субсидирования из того столбца, в котором разместил робота, кладет на его место шестеренку, и размещает жетон рядом со своим планшетом. Воспользоваться им игрок сможет только в начале следующего раунда. Также игрок берет фишку исследования той погоды, где разместил своего робота.
Если в результате этого действия все места для роботов в конкретном столбце заняты, то происходит испытание правительственной машины, в результате чего все игроки получают по 3 ПО за каждого робота в заполненном отделении.
2) Обеспечение субсидии. Потратив два пропуска правительства, игрок выбирает любой жетон субсидирования, лежащий синей стороной, переворачивает его, и применяет бонусы столбца и строки, где он лежит. При этом жетон субсидирования остается лежать в локации, и его можно взять в результате первого действия. Но так как он перевернут (лежит желтой стороной вверх), остальные игроки использовать те же бонусы не могут.
Жетоны субсидий важный инструмент в игре, с помощью них можно получить шестеренки и химикаты любого цвета, можно построить робота, не тратя пропуск снабжения, или совершить действия в одной из трех основных локаций, не тратя никаких ресурсов. При это использование жетона субсидирования – это дополнительное действие, и совершается до основного хода игрока.
Во второй локации – Лаборатории Латива оба возможных действия важны для достижения результата, и требуют правильного планирования на несколько ходов вперед. При совершении действия в этой локации, тратит пропуск лаборатории, получает пропуск в институт
Первое действие - подготовка эксперимента. В локации есть 5 столбцов (по типам погоды) по 2 или три ячейки в каждой. Игрок размещает робота в одной из ячеек, при этом должен сбросить химикат соответствующего цвета (в зависимости от цвета ячейки, где расположен робот). В ячейках могут присутствовать роботы Латива, они помогают выполнить условие эксперимента. Но, если требуется игрок может разместить в ячейке с роботом Латива своего, при этом робот Латива перемещается в соседний столбец.
В верхней части локации расположены жетоны эксперимента. На каждом жетоне указан тип погоды, а также бонус, который могут получить игроки при успешном эксперименте. В нижней части локации расположен помощник Латива, его положение определяет тип активной погоды.
После того как все игроки сделали по ходу, наступает фаза проверки эксперимента. В первую очередь происходит проверка, состоится ли эксперимент. Если среди трех жетонов эксперимента есть жетон с активным типом погоды (там, где расположен помощник Латива), то эксперимент состоится. Если это условие не выполнено – то эксперимента не будет, и помощник Латива перемещается к следующему типу погоды. После чего начинается следующий раунд.
Для успешного эксперимента необходимо чтобы все ячейки активного типа погоды были заняты роботами (игроков или роботов Латива). В этом случае, игроки тратят научные пропуски для получения бонусов (шестеренки, химикаты, ПО и т.д) жетона эксперимента. Если игрок не может потратить указанное количество пропусков, то не получает бонусы. Также игроки получают фишки исследований (в виде книжек, как при первом действии в правительстве). Фишки исследований необходимы для совершения второго действия этой локации.
Если эксперимент не удачный (не заполнены все ячейки роботами) то жетон сбрасывается и помощник Латива перемещается к следующему типу погоды.
Второе действие – написание статьи. Это одно из важнейших действий в игре, которое может приносить большое количество ПО, и помогает выполнять цели на игру.
Небольшое пояснение. В результате действия продажа деталей машины в Правительстве, подготовка эксперимента в Лаборатории и исследование в Институте, игроки получают фишки исследования соответствующего цвета. Эти фишки игроки располагают на своих планшетах.
Для написания статьи, у игрока должны быть фишки исследования с одним типом погоды (например снег), которые расположена на одной строчке на планшете. Игрок тратит два пропуска лаборатории и пишет статью.
Если статья по такому типу погоды уже написана, то игрок может использовать фишку цитирования (черного цвета), для замены одной любой фишки исследования. Также игрок может использовать фишку награды (книжка желтого цвета, ее получение будет описано далее) вместо любой фишки исследования (вроде бонуса), даже если статьи по этому типу погоды не написано.
После написания статьи, игрок получает по два ПО за каждую фишку исследования, четыре очка за фишку награды (о ней далее), а за фишку цитирования очков не получает. В дополнение игрок перемещает маркер открытия на своем планшете и получает соответствующий бонус.
Институт. Приходя в эту локацию, игрок тратит пропуск института, и получает пропуск правительства.
Первое действие – исследование. Аналогично другими локациям, в этой есть 5 столбцов с ячейками. Игрок размещает в одной из ячеек своего робота и рядом ставит химикат соответствующего цвета. После чего получает бонус ячейки и фишку исследования розового цвета (необходимую для написания статьи).
Второе действие – открытие. У игрока должна быть написана статья по выбранному типу погоды, игрок должен потратить шестеренку нужного цвета за каждую ячейку без робота, а также указанные на жетоне катаклизма. Каждая шестеренка, а также каждый робот игрока приносит 2 По. Если в столбце есть роботы других игроков, то они также получают по 2 ПО за каждого робота. Если игрок не хочет делиться победными очками, он может заменить чужого робота шестеренкой нужного цвета. Если все условия выполнены, игрок кроме ПО получает фишку награды (желтого цвета), которую, как я писал выше можно использовать при написании статьи.
Игра заканчивается при наступлении одного из следующих событий:
- Один из игроков получил Нобелевскую премию (за три фишки награды);
- В Лаборатории выложен последний жетон исследования;
- Завершилось строительство правительственной машины (роботами заняты все ячейки в Правительстве);
- В Институте заняты все ячейки.
В конце игры очки можно получить только за положение на шкале каждой локации, 5 ПО за жетон Нобелевской премии (если получена), и по 5 ПО за каждую выполненную цель
Итог
В данной статье я не очень сильно углублялся в нюансы игры, и то получилось много текста. Готовясь к играм Витала Ласерды меня не покидает ощущения что он в детстве упал в чан с бонусами, а когда вылазил, поскользнулся и попал в чан с нюансами. Мне казалось что в Галеристе и Канбане много связей между локациями, нюансов, бонусных действий и пр. Но в Машине погоды этого с еще больше, игра пронизана бонусными действиями и нюансами.
В Машине погоды горизонт планирования должен быть очень далеким, а для этого нужно понимать механику игры. Не даром она нам далась не сразу. В тот же Трикерион, при похожей сложности мы сыграли без проблем.
Мне кажется основная причина в том, что в игре практически нет действий, которые можно совершать без предварительной подготовки. Практически всегда нужны ресурсы, которые очень не просто добыть. Та же механика пропусков знатно ломает мозг.
А действие Открытие в Институте это что-то. Чтобы его совершить, нужно сначала сходить во все три локации, за фишками исследования, потратив там нужные ресурсы, потом написать статью по этой погоде, после чего где-то раздобыть шестеренки (напомню, что их можно получить только как бонусы), и только после этого идти в Институт совершать действие открытия. И получишь ты за это 8-10 очков максимум. В Машине погоды все очки на вес золота, они добываются очень сложно.
При изучении правил игры, и игрового процесса, складывается впечатление, что игра суперсложная, и в нее никогда не получится играть. Но на самом деле, если разложить игру на отдельные действия, и построить логическую цепочку, то игра становится понятнее, и уже не кажется такой сложной.
Отдельно хочу отметить правила и обозначения на жетонах и поле. Все сделано на высшем уровне правила написаны идеально (как и в других играх автора), иконографика понятная и четкая.
Рекомендовать к покупке Машину погоды я никогда не буду, это игра очень специфическая, далеко не для всех. Причем не только в плане сложности, а больше в манере мышления. Но если вы любите комплексные сложные игры, попробовать однозначно стоит.
Игра мне понравилась, но часто ее доставать точно не будем, так как для игры в нее нужно выделять часа 4-5 (разложить .вспомнить правила, сыграть, убрать), и играть нужно отдохнувшим, а таких дней, к сожалению не много.
Следующая статья будет про сравнение имеющихся у нас игр Витала Ласерды, где я сравню их без подробного описания игрового процесса.
Благодарю, что прочитали статью до конца. Надеюсь было интересно и полезно. Прошу подписываться на канал. Есть еще телеграмм канал, где я публикую чаще и проще https://t.me/nastolki163rus