Найти тему
ЧС ИНФО

Налоговая политика в Сибири в годы новой экономической политики

21 ноября отмечается День работника налоговых органов РФ.

История современной налоговой службы в России начинается в 1990 году, когда Совет министров СССР постановил создать государственную налоговую инспекцию в составе Министерства финансов. С этого времени стала формироваться единая система налоговых органов, включавшая центральный аппарат, областные инспекции и местные налоговые инспекции в районах областей и городах. В 1991 году Государственная налоговая служба стала самостоятельным ведомством.

Чтобы оценить масштаб и формы работы современной налоговой службы, необходимо обратиться к истории сбора налогов в нашей стране. Правомерно будет сопоставить становление и развитие налоговой службы в современной России и её становление и развитие в России советской, в которой происходили мощнейшие трансформационные процессы в ходе и после окончания Гражданской войны.

О налоговой политике в Сибири в годы новой экономической политики редакция «ЧС» попросила рассказать известного историка, главного редактора научно-исторического журнала «Сибирский архив», профессора юридического факультета Сибирского университета потребительской кооперации доктора исторических наук Владислава Кокоулина.

— Владислав Геннадьевич, в своей новой книге «Столица Сибири: Новониколаевск-Новосибирск в годы нэпа» Вы не так много внимания уделили налоговой политике. Связано ли это с тем, что сбор налогов был не так актуален для жителей нашего города или Сибири в целом в тот исторический период?

— Чтобы ответить на Ваш вопрос, необходимо вспомнить особенности функционирования финансовой системы нашей страны в годы нэпа. Основы этой системы были заложены ещё в дореволюционной России. Они характеризовались слабо налаженным аппаратом сбора налогов и отсутствием данных для точного определения финансового состояния различных категорий налогоплательщиков. А это, в свою очередь, предопределило весьма примитивные способы налогообложения.

О полноценном сборе налогов можно говорить только с конца 1923 года, когда он был передан в Народный комиссариат финансов. Сбор налогов стал осуществляться с помощью налоговых инспекций, которые существенно отличались от тех налоговых инспекций, к которым мы привыкли сегодня.

Сбор налогов осуществляли финансовые инспектора и исполнительные комитеты местных Советов, которым активно помогали налоговые комиссии, созданные на общественных началах. В эти налоговые комиссии входили представители местных исполкомов Советов, профсоюзов и два рекомендованных исполкомом налогоплательщика. Их задачей было выявить всех налогоплательщиков и подсчитать количество налогов, которые те могли оплатить.

Другой чертой налоговой системы в те годы была множественность налогов. В разные годы их насчитывалось больше полусотни, а в 1930 году количество налогов только с обоществлённого сектора достигло 86. Например, промысловый налог, единый общегражданский налог, военный налог, квартирный налог, налог на сверхприбыль, налог с доходов от демонстрации кинофильмов, сборы на нужды жилищного и культурно-бытового строительства и многие другие.

С 1925 года начался сбор военного налога — его уплачивали не призванные в армию мужчины в возрасте от 21 до 40 лет. Платили его в размере 25 % от ставок подоходного и сельскохозяйственного налога с этих мужчин. Официально расходовали его на помощь инвалидам Гражданской войны.

Важное место в налоговой системе занимали косвенные налоги в виде акцизов на отдельные виды товаров. Поскольку подсчитать и собрать их было значительно проще, чем прямые налоги, то они становились наиболее эффективным источником доходов бюджетов. Поскольку акцизы и сборы были дифференцированы в зависимости от качества товаров, продажной цены и круга их покупателей, они становились важным инструментом перекладывания налогового бремени на имущие слои населения. В 1926 году появился налог на сверхприбыль, преследующий ту же самую цель.

Были и чрезвычайные налоги. Например, в 1922 году был объявлен единовременный общегражданский налог, который предназначался для оказания помощи голодающим. Через два года объявили единовременный налог, предназначенный для населения местностей, пострадавших от неурожая.
Кроме налогов и сборов, горожане вынуждены были платить взносы в разного рода «добровольные» общественные организации — Международной организации помощи борцам революции, Союзу обществ друзей обороны и авиационно-химического строительства и другим.

Более того, местным органам власти предоставлялись права собирать местные налоги. И эти налоги не регулировались никакими законами.

— Можете привести пример, какие местные налоги собирались в нашем городе?

— Был, например, такой налог — на домашнюю прислугу. Был налог с городских огородов, сбор с владельцев транспортных средств (автомобилей было немного, но к числу транспортных средств были отнесены велосипеды), сбор с пригоняемого на рынок для продажи скота, сбор за пользование общественными весами. В общем можно было обложить налогом всё, что легко было учесть.

— А какие налоги собирались в сельской местности?

— В первые годы нэпа это были в основном натуральные налоги. Сам продовольственный налог отличался от продразвёрстки (собираемой в период «военного коммунизма») только тем, что был установлен его размер, а все остальные излишки сельхозпродукции крестьянин мог свободно продавать на рынке.

Кроме продовольственного налога сибирские крестьяне платили общегражданский налог, трудгужналог, налог на кожевенное сырьё. Налоги эти были дифференцированными: беднейшие хозяйства их не платили, или платили в минимальном размере.

Что касается продовольственного налога, то он был различным не только для разных губерний Сибири, но даже для разных волостей одной и той же губернии. Считалось, что он должен соответствовать урожайности — разной в разных регионах.

Общегражданский налог был объявлен в мае 1922 года. Но из-за отсутствия денежных знаков в деревне собирался он с большим трудом.

В июне 1922 года в закон об едином натурналоге были внесены поправки. Если до этого, например, с коровы собирались и масло, и молоко, и мясо, и кожа (это вынуждало крестьян закупать недостающую продукцию на стороне, чтобы сохранить в хозяйстве живых коров), то теперь было разрешено заменять одни виды налогов другими. Кроме того, для крестьян, вовремя сдавших продналог, вводилась скидка в 10 % от суммы налога.

На XIII съезде партии в апреле 1923 года была принята резолюция «О налоговой политике в деревне», которая предусматривала замену всех обязательных налогов (продовольственного, подворного и так далее) — единым сельскохозяйственным налогом. Размер этого налога устанавливался в натуральных единицах (в пшеничных или ржаных), поскольку при стремительном падении курса рубля от времени объявления до сбора налога страдало прежде всего государство. Если говорить о Сибири, то налог был существенно снижен — по сравнению с налогом 1922 года он был уменьшен на 63%.

С 1 января 1924 года этот налог был установлен в денежной форме. Связано это было со стабилизацией рубля и развитием рыночных отношений между городом и деревней. В целом же продналоговая кампания в Сибири в 1923–1924 году была не только встречена благоприятно со стороны крестьян, но и впервые в истории сбора налогов прошла без эксцессов и перегибов. Более того, сокращение административных рычагов воздействия на деревню привело не только к развитию сельского хозяйства, но и к политической активности крестьянства. Но это последнее было воспринято властями как серьёзная угроза и привело к очередной реформе налоговой политики — основной задачей была поставлена классовая прогрессивно-подоходная дифференциация этого налога, при которой беднота практически освобождалась от налога, а зажиточные хозяйства платили его в повышенном размере.

С началом сплошной коллективизации сельскохозяйственный налог вновь был изменён. Фактически его разделили на три налога: с колхозов и колхозников, с единоличных трудовых крестьянских хозяйств и с кулацких хозяйств.

— Насколько эффективно собирали налоги?

— Проблемы со сбором продовольственного налога были те же, что и со сбором продразвёрстки. Крестьяне не очень охотно сдавали налог в установленные сроки. И дело было не только в нежелании крестьян платить налоги. Причины были многообразными: остатки бандитских отрядов в глухих местах Сибири, плохие дороги к месту уплаты налога, отсутствие тары, весов, слабая подготовка персонала приёмных пунктов. О последнем можно сказать следующее: после сбора налогов проводились проверки органами рабоче-крестьянской инспекции. Они выявили, что подавляющее большинство сборщиков налогов не умели пользоваться ни дробями, ни считать проценты. А отсюда вытекал произвол в расчёте налога, и зачастую не в пользу крестьянина.

При установлении величины продналога комиссией при Сибпродкоме, который собирал этот налог в Сибири, было решено собирать продналог не с посевной площади, как это установил высший орган власти в Сибири Сибревком, а со всей пашни, включая посев, пар и залежи. Это обложение крестьяне называли «с удвоенной пашни». Исходили при этом не столько из необходимости развития сельского хозяйства, сколько из потребностей властей обладать определённым количеством хлебных ресурсов, которые можно централизованно распределять для поддержания армии, рабочих и служащих в Европейской России.

Что касается сбора общегражданского налога, то он вызывал справедливое возмущение крестьян. Для его уплаты у них попросту не было необходимых денег, поскольку сама денежная система была неразвитой. Кроме того, крестьяне возмущались тем, что при объявлении продналога обещали других налогов не вводить. Частенько в связи с этим циркулировали слухи, что будут ещё собирать налоги не только с хозяйства, но и с жён и детей.

Летом 1922 года были введены «временные налоги» — необходимо было сдать сливочное масло и яйца в определённом количестве. Крестьяне возмущались новыми «лишними» налогами и отказывались их платить. Лишь после получения повестки в суд крестьяне нехотя уплачивали новые налоги.

Если говорить о сельскохозяйственных налогах, то крестьяне как могли скрывали запашку земли, чтобы снизить размер налога. Судебные дела по укрывательству пашни были нередкими в те годы.

Поскольку сдавать продналог можно было не только хлебом, но и другими культурами — масленичными семенами, горохом, чечевицей, гречихой, картофелем — это привело к тому, что крестьяне сокращали засев «менее выгодных» с их точки зрения культур и увеличивали засев наиболее выгодной. Это приводило к тому, что хлеба становилось меньше, зато количество технических культур увеличивалось непропорционально потребностям в них.

Определённые проблемы были и со сбором налогов с «кулацких хозяйств»: размытость понятия «кулак» (кого отнести к «кулаку» — решали на местах), а также всевозможные способы маскировки «кулака» под середняцкое хозяйство приводили к тому, что часть этих налогов скрывалась, а часть собиралась со значительными злоупотреблениями, что ухудшало отношение крестьян к власти.

— Как изменилась налоговая политика после окончания нэпа?

— Если говорить об основных принципах налогообложения, то их суть сводилась не к полезности и жизнеспособности того или иного общественно-экономического уклада (государственный, кооперативный, частный), а к упрощённо понимаемым потребностям государства в форсированной модернизации народного хозяйства.

Кардинальное изменение в налоговой политике началось после появления закона от 2 сентября 1930 года «О налоговой реформе»: все предыдущие налоги и сборы заменялись двумя видами: налогом с оборота и отчислением от прибыли. Внешне это привело к упрощению налоговой системы, но в реальности многократно усложнило её. Дело в том, что для налога с оборота вводилось немыслимое количество самых разных ставок: в 1933 году их было 400, а в 1937 году — почти 2,5 тысячи.

Обычные граждане платили подоходный налог: он был дифференцированным. Население делилось на пять групп: налог не платили имевшие награды военнослужащие, герои труда и пенсионеры; льготные налоги платили рабочие и служащие; что же касается «нетрудового населения» — то помимо повышенных ставок налога они лишались избирательного права, платили повышенную квартплату и подвергались другим ограничениям и притеснениям.

Таким образом, к концу нэпа налоги стали мощнейшим регулятором социально-экономической политики в нашей стране. И эта политика продолжилась в следующий исторический период.

Подготовила Марина Вдовик