Наверняка вы неоднократно встречали Pontiac Aztek в рейтинге «самых худших автомобилей Америки», или читали о нем статью с заголовком «самый уродливый автомобиль в истории». Да в какой-то мере критика была справедлива, ведь Ацтек получился малопривлекательным автомобилем. Но вместе он являлся одним из самых практичных и интересных автомобилей своего времени!
Pontiac Aztek появился после серьезных маркетинговых изысканий проведенных корпорацией GM в середине 90-х. Они показали, что у молодых американских автолюбителей четко оформился запрос на относительно компактный полноприводный и недорогой автомобиль среднего класса. Проект создания такого автомобиля взяли в работу в подразделении Pontiac в 1998 году. Первоначально машину планировали строить на уменьшенной рамной платформе актуальной модели внедорожника Chevrolet Blazer. Она имела широкую номенклатуру двигателей и большие возможности в плане модернизации. Однако у руководства компании были совершенно другие планы. Фирма находилась в серьезном кризисе, и использовать дорогое шасси в относительно дешевом автомобиле посчитали нецелесообразным. Так для будущего Ацтека определили совершенно иную, ничем не примечательную переднеприводную платформу от семейного минивэна Pontiac Montana.
Новая платформа заставила разработчиков коренным образом пересмотреть дизайн автомобиля. Из агрессивного внедорожника с широкой колеей, Ацтек превратился в высокий и узкий паркетник с квадратными нишами колес. Собственно платформа U-body и предопределила весь непропорциональный облик машины.
Pontiac Aztek появился в салонах дилеров в июле 2000 года. Для всех стало огромным шоком, что автомобиль ранее имевший широкий и приземистый кузов в стильном пластиковом обвесе, превратился в долговязый и малопривлекательный толи внедорожник, толи минивэн. Автомобильная пресса попросту втоптала Ацтек в грязь, а эксперты сходу признали в новом творении GM «худший автомобиль в истории». Впрочем, покупатели были иного мнения.
Несмотря на то, что на момент старта продаж Pontiac Aztek был еще переднеприводным автомобилем, в техническом отношении он оказался довольно неплох. Автомобиль оборудовался экономичным и весьма надежным мотором V6 серии LA1, который при объеме 3,4 л выдавал 185 л.с. Мотор был скомпонован с проверенной 4-ступенчатой автоматической коробкой 4Т65. Вся эта техника базировалась на платформе с независимой пружинной подвеской спереди и полузависимой балкой сзади. В 2001 году Aztek получил полноприводную трансмиссию Versatrak и независимую заднюю подвеску и стал одним из первых американских SUV.
Однако, центральной особенностью машины стало вовсе не это. Впервые в практике фирмы Pontiac, да в целом концерна GM, автомобиль получил настолько функциональный интерьер. Отделанный пластиком салон имел множество мелких ниш и ящичков, а в багажнике расположился съемный пластиковый бокс, который при желании трансформировался в дорожный чемодан на колесиках. Более того в списке дополнительного оборудования Aztek находилась ...палатка! Она крепилась на штатные посадочные места в задней части кузова и значительно расширяла внутренне пространство салона. В общем американцам удалось создать полноценный автомобиль для активного отдыха с отличным салоном и полноприводной трансмиссией.
Несмотря на серьезную критику Pontiac Aztek нашел своих покупателей, хотя и не столь много как планировали в GM. В дебютный год продали 11 тыс. автомобилей, а с появлением системы 4WD годовой тираж увеличился до 27 тыс. машин. Но это был предельный результат, продержавшийся еще два года, а далее продажи упали до 20 тыс. экземпляров. С финансовой точки зрения это был провал, ведь маркетологи Понтиака планировали продавать по 75 тыс. машин ежегодно. Как следствие производство Ацтека пришлось свернуть намного раньше запланированного, уже в 2005 году.
Самое интересное, что из тех покупателей кто все-таки осмелился купить Ацтек, практически все оказались им очень довольны! Агентство JD Power провело опрос в ходе которого выяснилось, что владельцы Ацтека имеют максимальный уровень удовлетворенности по всем потребительским свойствам автомобиля, за исключением внешнего вида. В общем будь Pontiac Aztek хоть немного привлекательнее, ему мог способствовать серьезных успех. Но получилось, так как получилось!
Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!
Подписывайтесь на мой телеграм канал, там много интересных материалов
Читайте также: