Найти тему

Готовимся к ОГЭ. Задание 2. Составное именное сказуемое

Оглавление

Составное именное сказуемое – самый сложный вид сказуемых, который вызывает у учеников больше всего сложностей. Попробуем с ним разобраться.

Актуализация знаний

Сказуемое — главный член предложения, обозначающий действие, состояние или признак предмета, названного подлежащим.

Сказуемое отвечает на вопросы: что делает предмет? какой (каков) он? что это такое? кто это такой?

У сказуемого есть два значения:

  • лексическое — что говорится о подлежащем (смысл);
  • грамматическое — форма наклонения, времени, числа, лица, рода.

Виды сказуемых:

  • простое глагольное сказуемое (ПГС);
  • составное глагольное сказуемое (СГС);
  • составное именное сказуемое (СИС).

В простом глагольном сказуемом оба значения заключены в одном глаголе (сочетании слов). В составном глагольном сказуемом грамматическое значение и часть лексического заключены во вспомогательном глаголе, а основное лексическое значение — в инфинитиве.

Теория

В составном именном сказуемом грамматическое значение (наклонение, время, число, лицо или род) и часть лексического заключены в глаголе-связке, лексическое в именной части.

Связка может быть выражена:

  • глаголом быть (есть);
  • глаголами: явиться, являться, бывать, казаться, оказаться, представляться, стать, становиться, делаться, сделаться, остаться, оставаться, считаться;
  • глаголами движения, состояния, деятельности: идти, ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить и др.;
  • в настоящем времени — нулевой.

Именная часть может быть выражена:

  • существительным (Мой отец был директором);
  • полным или кратким прилагательным (Погода стоит солнечная. Дни стали холодны);
  • местоимением (Эта ручка моя);
  • числительным (Моё выступление первое);
  • полным или кратким причастием (Трава была нескошенная. Пол хорошо вымыт);
  • словом категории состояния (На улице тепло);
  • наречием (Всё должно быть по-твоему);
  • словосочетанием (Наши соседи оказались пожилыми людьми).

Умейте различать

  1. Быть (был, будет и др.).

1) ПГС: быть = находиться, иметься, существовать

Я был в деревне.

У меня был щенок.

2) СИС: быть = являться каким-то, кем-то, чем-то.

Мой друг был отличником.

Мой друг был добрым.

2. Явиться, являться, бывать, казаться, оказаться, представиться, представляться, стать, становиться, делаться, сделаться, остаться, оставаться, считаться и др.

1) ПГС:

  • в прямом значении;
  • нельзя заменить «быть каким-то, кем-то, чем-то».

Он являлся домой поздно. — в прямом значении «приходил».

2) СИС:

  • в переносном значении;
  • = быть каким-то, кем-то, чем-то.

Он являлся лидером класса. (= был лидером).

3. Глаголы движения, состояния, деятельности (идти, ходить, бежать, вернуться, сидеть, стоять, лежать, работать, жить и др.)

1) ПГС:

  • нельзя заменить «быть каким-то, кем-то, чем-то»

Мы вернулись домой.

Отец работал на заводе.

2) СИС:

  • = быть каким-то, кем-то, чем-то

Мы вернулись (=были) усталыми.

Отец работал (=был) инженером.

Трудности, которые испытывают ученики

1. Неумение различать простое глагольное и составное именное сказуемое.

Необходимо особое внимание уделить этой теме и научить девятиклассников различать простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом «быть», «казаться», «являться», «стать»,«считаться» и др. от составных именных сказуемых, в которых они выполняют функции глагола-связки.

1) Если глагол «быть» имеет значения «находиться», «иметься», «существовать», то это ПГС. (У Кати была собака. Костя был в школе). Если глагол «быть» имеет значение «являться кем-то, чем-то, каким-то», то это СИС. (Маша была спортсменкой. Здание было магазином. Вася был умным).

2) Если глаголы «казаться», «являться», «стать», «становиться», «считаться» и др. употребляются в прямом значении (казаться — представляться, возникать, являться — приходить, стать — остановиться и пр.), то это ПГС. (Вдали показался лес. Начальник являлся на работу с опозданием). Если эти глаголы имеют значение «быть кем-то, чем-то, каким-то», то это СИС (Мальчик показался мне добрым. Мужчина являлся охранником магазина).

Примеры из открытого банка заданий ФИПИ

Учёным был приведён (СИС) большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих.

Вот уже и стало жарко (СИС).

Даже в состоянии гипноза индивид не переступает пределов ценностных предпочтений, и в глубинах своего сознания он остаётся неизменным (СИС), не поддаётся внешнему воздействию.

Давно уже было замечено (СИС), что некоторые слова своими звуками как бы изображают то, что называют.

Однако такой способ защиты металла оказывается довольно дорогим (СИС), потому что покрытие надо периодически обновлять.

Шапка Мономаха стала короной (СИС) не сразу.

Морская мышь на самом деле является весьма симпатичным червём (СИС) размером в несколько сантиметров.

Одним из признаков лженаучных обобщений является (СИС) отрицание опыта и теории всей предыдущей науки.

Задания для отработки

Задание 1

Найдите сказуемые. Сравните их. Определите типы сказуемых.

1) Мой друг был в Калининграде. Мой друг был победителем олимпиады по математике.

2) Завтра у нас будет контрольная. Моя собака будет дрессированной. Моя сестра будет учиться в МГУ.

3) У Кати была замечательная кошка. Кошка у Кати была замечательная.

4) За поворотом дороги показался старый дом. Висящее в углу пальто в сумерках показалось человеком.

5) После отлёта стаи на берегу остался журавль с поломанным крылом. Он остался одиноким.

6) Сначала Мишка с большой осторожностью становился на ходули. Но со временем он становился увереннее.

7) В южном городе каждую весну бывает карнавал. Этот праздник бывает очень красочным.

8) Старший брат служил во флоте. Шалаш служил убежищем от дождя.

Задание 2

Найдите сказуемые. Определите типы сказуемых.

1) Последняя дверь была закрыта.

2) Ребята пришли к ужину весёлые.

3) Целый час она лежала неподвижная.

4) Муж и жена — люди самые почтенные.

5) Мать являлась для неё примером.

6) В младших классах я был очень маленького роста.

7) Слово – одежда всех фактов, всех мыслей.

8) Это воспоминание было некстати.

Задание 3

Найдите сказуемые. Определите типы сказуемых.

  1. А матрос шагал израненный, усталый.
  2. Покорно идёт за мной на поводу мокрая, усталая лошадь.
  3. В начале августа жара стояла нестерпимая.
  4. Он стоял к ней боком, надвинув на лоб шляпу.
  5. Видно, родился я такой.
  6. В семье родилась дочка.
  7. Вся эта история оказалась вздором.
  8. В одно мгновение сани оказались над обрывом.
  9. Дождь в течение лета шёл некрупный и тёплый.
  10. Ночью шёл мелкий дождик.

2. Неумение находить составное именное сказуемое с нулевой связкой.

В настоящем времени в составном именном сказуемом нулевая глагольная связка. В предложении есть только именная часть, которая выражена существительным, прилагательным, причастием, числительным, местоимением. Такие сказуемые отвечают на вопросы: кто такой? что такое? какой? каков?

Например.

Рельеф Земли – это (что такое?) сочетание разнообразных неровностей поверхности, как больших, так и маленьких, возникших в результате деятельности внешних и внутренних сил.

Звуки – это (что такое?) то, что слышит ухо.

Без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, (каково?) связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

Примеры из открытого банка заданий ФИПИ

Ведь человеческий фермент (каков?) универсален и позволяет противостоять тринадцати различным химикатам.

Молекулы гелия (а они состоят всего из одного атома) настолько (каковы?) малы, что могут понемногу просачиваться через отверстия в этой сетке.

Учёные научились создавать голограммы, на которых (каковы?) изображены предметы, не существующие в реальности.

Дымковской игрушке (каковы?) чужды полутона и незаметные переходы. Вся она (какая?) броская, яркая, горящая цветными пятнами.

Новое – это (что такое?) лишь существенное изменение, углубление и обобщение старого в связи с новыми сферами исследования.

Известно (каково?), что сегодня в исследованиях учёных по-разному определяется место грамматики в обучении языку.

Планета Земля (какова?) неповторима, несмотря на то что существует множество других планет.

3. Различение простого глагольного сказуемого и составного именного сказуемого с нулевым глаголом-связкой и именной частью, выраженной кратким причастием.

Эта ошибка, правда, в большей степени касается не задания 2, а задания 3.

Если сказуемое выражено одним словом, обязательно нужно определить часть речи. Если сказуемое выражено глаголом в одном из наклонений, то это простое глагольное сказуемое. Если кратким причастием или кратким прилагательным (каков? что сделан?), то это составное именное сказуемое с нулевой глагольной связкой.

Например.

Все человеческие чувства доведены (краткое причастие, СИС) у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга – всё достигает высшего предела.

Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена (краткое причастие, СИС).

Это казалось невероятным: маленький кораблик с немногочисленным экипажем потопил (глагол, ПГС) три огромных военных судна, которые обслуживали (глагол, ПГС) сотни людей!

Для подготовки к заданию 2 ОГЭ можно использовать наше новое пособие.

Пособие для подготовки к заданию 2 посвящёно синтаксическому анализу (грамматическая основа) и соответствует изменениям 2023/24 года. 54 страницы.

Пособие состоит из нескольких разделов:

1) Теория по темам «Подлежащее. Способы выражения подлежащих», «Простое глагольное сказуемое», «Составное глагольное сказуемое», «Составное именное сказуемое», «Синтаксическая роль инфинитива». Теория представлена в удобной форме в виде коротких правил и таблиц. Ко всем теоретическим положениями даны примеры.

2) Задания из «Открытого банка заданий» ФИПИ:

· задания на основе предложений (32 предложения);

· задания на основе текстов (12 текстов).

3) Задания на основе авторских текстов (30 текстов).

4) Ответы ко всем заданиями с разборами и пояснениями.

За основу этой книги взяты материалы из нашего пособия прошлого года, которые были переработаны, существенно дополнены и изменены в соответствии с новой моделью ОГЭ.

Новое пособие могут использовать учителя, репетиторы, ученики для подготовки к заданию 2 ОГЭ.

Материалы и идеи для ваших уроков на канале "Учительская мастерская", в группе ВК и на сайте.