Найти тему

Япония в период Дзёмон

Оглавление
Природное богатство японских островов и сегодня остается значимым символом Японии, ежегодно привлекающим туристов со всего мира
Природное богатство японских островов и сегодня остается значимым символом Японии, ежегодно привлекающим туристов со всего мира

Эпоха Дзёмон имеет огромное значение для истории Японии. Именно ее японцы очень долго считали своим главным наследием, ведь в этот период в стране зародились гончарное дело, традиционное строительство и техника выпаривания соли. Об этих и других открытиях и обрядах, читайте в этой статье.

Периоды в пределах эпохи Дзёмон делят по типам керамических изделий, сохранившихся еще с японского неолита. В зависимости от тысячелетия менялся узор, материал и вид изделий. Всего принято выделять пять периодов:

  • прото Дзёмон или самый ранний Дзёмон, (Со-ки, VIII—V тыс. до н. э.)
  • ранний Дзёмон (Дзэн-ки, IV тысячелетие до н. э.)
  • средний Дзёмон (Тю-ки, III тысячелетие до н. э.)
  • поздний Дзёмон (Ко-ки, II тысячелетие до н. э.)
  • заключительный Дзёмон (Бан-ки, первая половина I тысячелетия до н. э.)

Керамика

Дзёмон невозможно представить без технологии веревочной керамики, ведь именно она дала название всей эпохе. Дзёмон дословно означает «веревочный орнамент». Все из-за техники нанесения узора. В еще мягкую глину по-кругу вдавливалась веревка, и оставшийся след придавал изделию после обжига необыкновенный вид.

Керамическая посуда не просто упростила способ приготовления пищи, но и позволит жителям острова селиться дальше от источников питьевой воды, так как прочность и герметичность изделия позволяла людям доставлять воду на дальние расстояния. Это сделало их более мобильными, и дало возможность заселить весь архипелаг.

Керамика остается важной частью японской культуры и по сей день. Современные японские керамисты до сих пор используют техники и стили, разработанные в период Дзёмон.
Керамика остается важной частью японской культуры и по сей день. Современные японские керамисты до сих пор используют техники и стили, разработанные в период Дзёмон.

На сегодняшний день рассматривается около 50 типов керамики эпохи Дзёмон. Самые ранние образцы датируют 15-12 тысячелетие до н. э. и считаются одними из первых изделий из обожженной керамики в мире.

Морская соль

Гончарное дело позволило жителям открыть и другую не менее важную технологию — выпаривание соли. Поскольку жители изначально поселились около моря, то они собирали морские водоросли, которых было в избытке. Сначала водоросли высушивали на солнце, а после клали в глиняный горшок с водой. Когда жидкость испарялась, то на дне оставались кристаллы соли и пепел с частичками водорослей. Соль позволила засаливать пищу, увеличив срок ее хранения.

Население

В эпоху Дзёмон поселения были малонаселенными. Люди жили в небольших общинах состоящих из нескольких семей или кланов. Иерархия выстраивалась исходя из возраста или опыта.

Жители той эпохи внешне отличались от современных японцев. Они скорее напоминали смесь жителей юго-восточной Азии и европейцев: широкое и объёмное лицо, круглые глаза, двойные веки, широкий нос, вьющиеся волосы и густая борода. Передние резцы у них были прямые, поэтому зубы не торчали в разные стороны.

В средний Дзёмон на архипелаге появились и поселенцы с азиатской внешностью, которые прибыли с корейских островов. Со временем они вытеснили исконное население, но это произошло только в следующей эпохе — Яёй. Именно их генетика и язык станут основой формирования японской нации.

Старейшины играли важную роль в социальной жизни. Они передавали свои знания более молодым поколениям, а в споре принимали окончательное решение
Старейшины играли важную роль в социальной жизни. Они передавали свои знания более молодым поколениям, а в споре принимали окончательное решение

В этот период стало развиваться рыболовство, охота и собирательство. Весной и в начале лета жители рыбачили. Рыбу и морские продукты в основном ловили гарпунами или вылавливали рыбацкими сетями и коптили. При раскопках ученые находили удильные крючки разных размеров, гарпуны и грузила. Большинство были сделаны из кости оленя. Рыбный промысел до сих пор остается важным источником пищи для современных японцев.

Собирательство имело не менее важную роль. Продукты растительного происхождения активно использовались для пропитания, большую часть такой пищи составляли каштаны, орехи и жёлуди.

Желуди превращали в муку на примитивных жерновах и выпекали хлеб. Жёрнов — парный диск, в большинстве случаев каменный, один из основных элементов мельницы
Желуди превращали в муку на примитивных жерновах и выпекали хлеб. Жёрнов — парный диск, в большинстве случаев каменный, один из основных элементов мельницы

Часть продуктов жители запасали на зиму и хранили их в неглубоких ямах, которые рыли на границе поселения. Кроме твердых плодов в пищу шли водяные орехи, японский кизил, виноград и свидина (древесное растение).

Одежду изготавливали из особого вида крапивы — рами, который был распространен в странах юго-восточной Азии, в том числе в будущем Китае. Из нее получали текстильное волокно для одежды.

Поздней осенью и всю зиму шла охота на диких зверей. Основной добычей становились дикие животные, таких как олени, кабаны и медведи
Поздней осенью и всю зиму шла охота на диких зверей. Основной добычей становились дикие животные, таких как олени, кабаны и медведи

Для охоты чаще использовали простые луки. Как правило их изготавливали из головчатотиссовых (небольшое семейство хвойных растений) видов деревьев и покрывались чёрным лаком. Наконечники стрел делались из твёрдого камня вулканического происхождения — обсидиана. Люди также пользовались копьями, но значительнее реже. Кроме ручного оружия, жители научились вырывать волчьи ямы и использовать в охоте собак.

Волчья яма - углубление в земле, глубиною в рост человека (1, 75 метра) диаметром (0,5–0,7 метров) с вбитыми в дно заострёнными к верху кольями. Их располагали в шахматном порядке в 4–5 рядов.

Жилье

Большая часть дома находилась под землей. Стены и пол были земляными, а каркас состоял из деревянных столбов. На них держалась крыша из шкур животных, травы и веток. Постройки чаще всего были простой конструкции прямоугольной или круглой формы от пяти до восьми метров в длину. В центре жилища находился очаг, который мог быть трех типов: земляным, горшковым и каменным. Земляной представлял собой неглубокую яму в земле, в которой разжигали костер. Горшковой очаг делали из нижней части горшка, который вкапывали в землю. А наиболее привычный для нас каменный сооружали из небольших камней, которыми обкладывали место для костра. В период среднего Дзёмона в домах стали обустраивать сразу несколько очагов под одной крышей.

При раскопках ученые нашли в одной из таких землянок захоронение. В доме были погребены двое мужчин, две женщины и ребенок. Это дало предположение, что в таком жилье обычно проживала одна семья приблизительно из 5 человек.

Погребение

Захоронения как правило были небольшими и напоминали ямы, куда укладывали тела усопших. Обычно церемония захоронения проходила так: ноги и руки умершего сгибали в позу, напоминающую эмбрион, затем его опускали в яму и закапывали землей. Этот метод называют «скорченным погребением». Обычно умерших хоронили по отдельности, но находили раскопки с захоронениями вместе с родственниками и детьми.

В период заключительного Дзёмона, появился обряд «трупосжигания». Тело усопшего придавалось огню, а кости конечностей складывали в форме прямоугольника, в центре которого клали череп и оставшиеся кости.
В период заключительного Дзёмона, появился обряд «трупосжигания». Тело усопшего придавалось огню, а кости конечностей складывали в форме прямоугольника, в центре которого клали череп и оставшиеся кости.

При раскопках археологи находили и другие способы погребения эпохи. Они нашли могильники, где покойники похоронены в ямах с каменным полом, а некоторые даже в больших каменных гробах. Этот тип погребения был привычен для северной Японии в период заключительного Дзёмона. Кроме того у местных жителей существовал обычай, если ребенок рождался мертвым или умирал не достигнув возраста 6 лет, то его прах хоронили в керамическом кувшине, а останки костей мыли в воде и клали в тот же сосуд.

Средняя продолжительность жизни людей в эпоху Дзёмон составляла не более 20 лет. Самым удачливым доводилось доживать до 30 лет
Средняя продолжительность жизни людей в эпоху Дзёмон составляла не более 20 лет. Самым удачливым доводилось доживать до 30 лет

Религия и обряды

Жители периода Дзёмон верили в существование души и загробную жизнь, о чем свидетельствует погребальный инвентарь, который участвовал в захоронение. Инвентарем становились вещи покойника, которые он использовал при жизни: гребешки, браслеты, серьги, нашейные и нагрудные украшения.

Ученые находили амулеты и фигурки, которые свидетельствуют о том, что местные жители могли верить в магию и практиковали шаманство.

Украшения имели не только эстетическое, но и ритуальное свойство. Женщины носили браслеты, а мужчины пояса. Количество украшений указывало не на социальный статус человека, а на его половую и возрастную принадлежность.

Ученные предполагают что в период Дзёмон люди практиковали культ предков. Они считали, что души умерших остаются с ними и влияют на их жизнь. В поселениях устанавливали алтари и проводили ритуалы для почтения предков и с просьбами о покровительстве.

Жители с большим почитанием относились к окружающей их природе. Они верили, что все в природе имеет свой дух и силу. Многие ритуалы и обряды, связанные с природой и поклонением предкам, до сих пор практикуются в современной Японии, такие как синтоизм и буддизм.
Жители с большим почитанием относились к окружающей их природе. Они верили, что все в природе имеет свой дух и силу. Многие ритуалы и обряды, связанные с природой и поклонением предкам, до сих пор практикуются в современной Японии, такие как синтоизм и буддизм.

В поздний Дзёмон появляется новый обычай инициации — вырывание или спиливание зубов. В течение жизни молодым людям удаляли резцы или клыки, что означало вхождении в группу взрослых. Способ и порядок удаления зубов был разным, всё зависело от времени и от региона. Иногда местные жители практиковали способ при котором подпиливались четыре резца верхней челюсти в форме небольших трезубцев или двузубцев. Проведение обряда требовало определенных хирургических навыков.

Важным артефактом, связанным с религиозными представлениями жителей того времени, стали керамические женские статуэтки догу. Их еще называют «дзёмонскими венерами».

Есть несколько исполнений догу: плоские, цилиндрические, с треугольными лицами, рельефными ногами, филиноподобные и окуляроподобные. Последние изображали людей в богато декорированной одежде и с огромными глазами. Большинство статуэток изображают женщин с большим животом. Считается, что догу — символ женского начала, рождаемости и семьи. Фигурки могли использовать в обрядах, связанных с культом фертильности. С этим же культом ассоциируются фаллические символы — каменные дубинки сэкибо. Это каменные мечи и ножи, которые олицетворяли мужское начало, власть, силу и авторитет.

Также изготавливали деревянные и каменные догу. Они играли роль амулетов-оберегов. Такую же роль имели магатамы, которые делали из драгоценных камней и носили на шее. Кроме них жители древней Японии изготавливали керамические маски, назначение которых археологи так и не установили.

Японский исследователь Явата Итиро предполагает, что статуэтки догу использовались местными жителями для ритуалов по излечению больных или раненых. Во время обряда разбивалась именно та часть фигурки, которая болела.
-9

Дзёмон принято считать одной из самой неоднозначных эпох в истории японской культуры. Отсутствие достоверной и письменной информации о жизни жителей архипелага того времени, об их обрядах и ритуалах до сих пор приводит к многочисленным дискуссиям среди историков на тему веры и традиций древних людей. Но нельзя отрицать, что Дзёмон оказал большое влияние на жизнь будущих потомков Японии. Ведь именно в эту эпоху сформировалась основа культуры, религии, ремесел и социальной жизни, которая до сих пор является ключевой чертой японской идентичности.